Коммуникационный аспект деятельности музеев (опыт и инновации музеев Флоренции)
https://doi.org/10.46914/1562-2959-2021-1-2-175-183
Аннотация
Целью исследования, представленного в статье, является изучение направлений и механизмов действия музеев в инновационной практике. Современный музей как культурный центр в большей степени обращен к личности, берет на себя функции организации досуга граждан, реагируя на социальный заказ, стиль жизни. Изучение опыта музеев в данном контексте сфокусировано на рассмотрении инноваций на локальном уровне – музеев Флоренции (центр Тосканы), представляющих яркий пример коммуникативной модели музея. Данная модель музея сегодня является особенно востребованной на фоне существующей в музеях мира и Казахстана проблемы привлечения (и удержания) посетителей. Изучение ценного опыта и инновационных подходов в коммуникационной деятельности лучших музеев мира может дать импульс развитию музеев Казахстана. Ситуация с пандемией COVID–19 внесла свои корректировки во взаимоотношения посетителей и музеев. Интересными проектами отреагировали на ситуацию и флорентийские музеи, и казахстанские. Делаются выводы о том, что внедрение и развитие информационных систем в музеях Италии позволило в значительной степени оптимизировать их работу, а это, в свою очередь, позволило выйти на качественно новый уровень презентации своих услуг и коллекций. Появились широкие возможности для доступа к наследию Италии мирового музейного сообщества. Большим подспорьем в данном исследовании стала магистерская работа Ирене ди Пиетро, которая была написана в Болонье в 2017 г. Важным источником стали личные наблюдения Е.И. Кубашевой при непосредственном знакомстве с музеями Флоренции. Исследование проводилось с использованием нарративного и историко-генетического методов.
Ключевые слова
Об авторах
Г. Ш. ФайзуллинаКазахстан
Кандидат исторических наук, доцент.
Алматы
Е. И. Кубашева
Казахстан
Магистр искусствоведческих наук.
Алматы
Список литературы
1. ИКОМ объявляет альтернативное определение музея, которое будет предметом голосования. – 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://icom.museum/en/news/icom-announces-thealternative-museum-definition-that-will-be-subject-to-a-vote/ (дата обращения: 10.04.2021).
2. Hooper-Greanhill E.A. New Communication Model for Museums // Museums Langueges: Objects & Texcts, Ed. G Kavanagh Leicester Univ. Press. 1991. – Р. 53–60.
3. Инновация. Википедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 10.04.2021).
4. Irene di Pietro. La Nuola Frontiera Dei musei: Digitalizza zione, comunicazione cultural ecoinvolgi mento. Bolonga. 2017. – 245 p.
5. Музей и коммуникация. Концепция развития Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина (Авторский коллектив, под ред. Н.А. Никишина и В.Н. Сорокина). – МоскваСамара, 1998. – 140 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: с.http://www.future.museum.ru/lmp/projects/samara/site/concept/2.htm (дата обращения: 10.04.2021).
6. Файзуллина Г.Ш., Плетникова Л.Н. Музейные сообщества в Казахстане: история и реальность // Вестник КазНУ. Серия историческая. № 1(84), 2017. – С. 239–246.
7. Gascoignel. Mind your Language // Museums Journal, 2010. February. – 22 р.
8. Страны G7 приняли Флорентийскую декларацию о наследии. 31.03.2017. [Электронный ресурс]. http://hraniteli-nasledia.com/articles/dose/strany-g7-prinyali-florentiyskuyu-deklaratsiyu-o-nasledii/ (дата обращения: 21.07.2020).
9. Anna Maria Luisa de’ Medici – Анна Мария Луиза Медичи // Википедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.qwe.wiki/wiki/Anna_Maria_Luisa_de%27_Medici (дата обращения: 10.04.2021).
10. Интервью А. Шмидта. Вечерняя Москва. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vm.ru/culture/748264-itnteryyu-so-shmidtom (дата обращения: 21.07.2020).
11. Музейные коммуникации через социальные сети. Челленджи и флешмобы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ppt-online.org/728649 (дата обращения: 10.04.2021).
12. Во Флоренции создали устройство для соблюдения социальной дистанции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2020/05/18/vo-florencii-sozdali-ustrojstvo-dlia-sobliudeniia-socialnojdistancii.html# (дата обращения: 10.04.2021).
13. Шеф-повара «приготовят картины» из коллекции Уффици. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/kultura/10452475 (дата обращения: 10.04.2021).
14. Официальный сайт Галереи Уффици [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.uffizi.it/en/the-uffizi
Рецензия
Для цитирования:
Файзуллина Г.Ш., Кубашева Е.И. Коммуникационный аспект деятельности музеев (опыт и инновации музеев Флоренции). Вестник университета «Туран». 2021;(2):175-183. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2021-1-2-175-183
For citation:
Fayzullina G.Sh., Kubasheva E.I. Communication aspect of museum activities (experience and innovation of museums of florence). Bulletin of "Turan" University. 2021;(2):175-183. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2021-1-2-175-183