Preview

Вестник университета «Туран»

Расширенный поиск

Системы управления качеством высшего образования (на примере США, Великобритании, Норвегии И Финляндии)

https://doi.org/10.46914/1562-2959-2021-1-4-216-223

Полный текст:

Аннотация

Казахстан на современном этапе находится в новых социально-политических, экономических и международных условиях, вызванных растущей глобализацией. Это обусловливает, с одной стороны, значительное влияние на развитие системы образования Казахстана мировых образовательных тенденций, с другой стороны, рыночный характер национальной экономики определяет неизбежность влияния образования, в целом, и образовательных услуг, в частности, на экономику страны и ее развитие посредством капитализации знаний. В настоящее время казахстанские вузы развиваются в соответствии с тенденциями, сложившимися в мировой и отечественной экономике, среди которых особо выделяется глобализация. Для современного казахстанского высшего образования характерно стремление интегрироваться в мировое образовательное пространство. Целью данной статьи является исследование международного опыта по управлению качеством высшего образования на примере некоторых европейских стран и США. Охарактеризованы современные две модели управления качеством высшего образования в мировом образовательном пространстве и определена модель оценки качества высшего образования в Казахстане. Проанализировано казахстанское законодательство в сфере государственного контроля и оценки качества высшего образования. Определены лучшие подходы оценки качества высшего образования для казахстанской системы высшего образования по примеру рассматриваемых зарубежных стран. Для написания статьи использованы такие методы исследования, как анализ правовых актов и документов, кейс-стади, дедукция и обобщение.

Об авторе

Ш. К. Сулейменова
Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан
Казахстан

докторант

г. Нур-Султан



Список литературы

1. Қазақстан Республикасы Президентінің Жарлығы. Қазақстан Республикасының 2025 жылға дейінгі Ұлттық даму жоспарын бекіту және Қазақстан Республикасы Президентінің кейбір жарлықтарының күші жойылды деп тану туралы: 2018 жылғы 15 ақпандағы № 636 бекітілді. URL: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/U1800000636

2. Шестакова М.В. Зарубежные модели оценки качества высшего образования // Экология человека. – 2008. – № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnye-modeli-otsenki-kachestva-vysshegoobrazovaniya

3. Гривенная Е.Н. Сравнительный анализ международного и российского опыта управления качеством высшего профессионального образования // Вестник ВИ МВД России. – 2011. – № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-mezhdunarodnogo-i-rossiyskogo-opyta-upravleniyakachestvom-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya.

4. Қазақстан Республикасының Заңы. Білім туралы: 2007 жылғы 27 шілдедегі № 319-III. URL: http://https://adilet.zan.kz/kaz/docs/Z070000319_

5. Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрінің м.а. 2015 жылғы 31 желтоқсандағы № 719 және Қазақстан Республикасы Ұлттық экономика министрінің м.а. 2015 жылғы 31 желтоқсандағы № 843 бірлескен бұйрығы. Білім беру жүйесіне тексеру жүргізу бойынша тәуекел дәрежесін бағалау өлшемшарттары мен тексеру парақтарын бекіту туралы. URL: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/V1500012777

6. Қазақстан Республикасының Заңы. Рұқсаттар және хабарламалар туралы: 2014 жылғы 16 мамырдағы № 202-V. URL: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/Z1400000202

7. Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрінің бұйрығы. Аккредиттеу органдарын, оның ішінде шетелдік аккредиттеу органдарын тану және танылған аккредиттеу органдарының, аккредиттелген білім беру ұйымдарының және білім беру бағдарламаларының тізілімдерін қалыптастыру қағидаларын бекіту туралы: 2016 жылғы 1 қарашадағы № 629. URL: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/V1600014438

8. Реестр признанных аккредитационных органов. URL: https://enic-kazakhstan.kz/ru/accreditation/accredited_organizations

9. https://www.chea.org/about-chea

10. https://aspa-usa.org/code-of-good-practice/

11. Найзабеков А.Б. Оценка качества высшего образования / А.Б. Найзабеков, О.В. Чалая // Вест. Караганд. у-та. Педагогика. – 2012. – № 2(66). – С. 15-19.

12. Werner D. Higher Education Accreditation: An Overview // Final Draft, LORC Presentation, Kyoto, Japan. November. – 2004. – Т. 23.

13. https://karvi.fi/en/fineec/

14. Пчелинцев В.С. Государственная политика в области высшего образования в Финляндии: приоритеты и механизмы регулирования / В.С. Пчелинцев // Актуальные проблемы Европы. – 2013. – № 2. – С. 83–113.

15. Каракчиева И.В., Южакова Т.А. Лицензирование и аккредитация особенности государственного регулирования в странах организации экономического сотрудничества и развития // Проблемы науки. – 2015. – № 3(33).

16. Kalpazidou Schmidt E. Quality assurance policies and practices in Scandinavian higher education systems: convergence or different paths? // Journal of Higher Education Policy and Management. 2017. V. 39. No. 3. P. 247–265.


Рецензия

Для цитирования:


Сулейменова Ш.К. Системы управления качеством высшего образования (на примере США, Великобритании, Норвегии И Финляндии). Вестник университета «Туран». 2021;(4):216-223. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2021-1-4-216-223

For citation:


Suleimenova S.K. Quality management systems of higher education (based on the example of the USA, Greatbritain, Norway and Finland). Bulletin of "Turan" University. 2021;(4):216-223. (In Kazakh) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2021-1-4-216-223

Просмотров: 176


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1562-2959 (Print)