Preview

Вестник университета «Туран»

Расширенный поиск

Ден (дін ) – духовное расхождение молитв древних акынов и учения Заратуштры

https://doi.org/10.46914/1562-2959-2021-1-4-224-232

Аннотация

Цель исследования – рассмотрение проблемы о духовном расхождении молитв древних акынов и учения Заратуштры. Слова «ден қою» – «обратить внимание на кого-, что-либо»; «ден қойып тыңдау» – «слушать внимательно, убедиться в чем-либо» могут означать как призыв к слушающим внимательно вникнуть в текст молитв, прислушаться и убедиться в аргументах и посылах молитвенного обращения. Была многолетняя борьба за их понимание, возможно, были и сторонники учения, новых молитв. Но были и те, кто не воспринял интерпретацию молитв древних сказителей. Отражение обычаев, быта, обрядов, а также природных событий, включая катаклизмы в сказаниях, молитвах в той или иной форме явились своего рода трансляцией накопленного опыта, передачей увиденного следующим поколениям. Заратуштра изначально преподносит себя как проповедник молитв Ахуны Баири, его подвижник, доводит до народа песнопения акына Байыра, со временем трансформирововавшегося из Байыри Ахуна в древнейшего, байыргы Акына. В ходе эволюционного переосмысления молитв Заратуштра прошел стадию трансформации, перерождения из неистового проповедника в яростного реформатора, который выступил против традиционалистов – сторонников молитв древних акынов. Отход Заратуштры от сложившихся устоев рассматривался его земляками как измена древним молитвам. В статье исследуется вопрос: что же такое он говорил своему народу, который его не понял.

Об авторе

Р. А. Алшанов
Университет «Туран»
Казахстан

д.э.н., профессор

г. Алматы



Список литературы

1. Авеста в русских переводах (1861–1996). – Санкт-Петербург, 1997.

2. Енсегенулы Т. «Авеста» – туркiлерге ортак мұра. – Алматы, 2011.

3. Оспанов С.И. Жаратушы әлде Заратуштра калай дедi? (Жаратушы либо Заратуштра как говорил?) – Алматы, 2003.

4. Оспанов С.И. Арғытектану негiздерi. – Алматы, 2009.

5. Келимбетов Н. Древние литературные памятники тюркских народов. – Алматы: «Раритет», 2013.

6. Кыраубай А. Қазақ мифологиясы және Авеста. – Алматы: «Жүлдыз», 1996. – Б. 178–184.

7. Шалекенов У.Х. Цивилизация ариев Центральной Азии. – Тараз, 2012.

8. Алшанов Р.А. Тайна двадцати тысячелетий. – Алматы, 2016.

9. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. – М.: «Наука», 1988.

10. Қазақша – орысша СӨЗДІК. Казахско-русский СЛОВАРЬ. – Алматы: «Дайк – Пресс», 2008.

11. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в пяти томах. – Том 1–5 – Главная редакция Казахской советской энциклопедии. – 1984.

12. Оспанов С. Зороастризм как один из исторических источников изучения культуры тюркских народов // Вестник Якутского государственного университета. – 2009. – Том 6. – № 1.

13. Абаев Н.В. Тэнгрианство, митраизм и общие этнокультурные истоки туранскоарийской цивилизации Центральной и Внутренней Азии // Вестник Бурятского государственного университета. – 2015. – № 3


Рецензия

Для цитирования:


Алшанов Р.А. Ден (дін ) – духовное расхождение молитв древних акынов и учения Заратуштры. Вестник университета «Туран». 2021;(4):224-232. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2021-1-4-224-232

For citation:


Alshanov R.A. Den (din ) – spiritual divergence of the prayers of the ancient akyns and the teachings of Zarathushtra. Bulletin of "Turan" University. 2021;(4):224-232. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2021-1-4-224-232

Просмотров: 363


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1562-2959 (Print)
ISSN 2959-1236 (Online)