Сетевое взаимодействие как новый вид партнерских отношений в образовании и науке
https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-2-323-332
Аннотация
Переход от индустриального к постиндустриальному обществу определяется прежде всего построением открытого общества, которое во главу угла ставит идеи рационализма, свободу инноваций, продвижения проектов. Открытое общество порождает открытые структуры, в том числе и в высшем образовании. Университеты как площадки для коллективного креатива, обучения, инноваций открываются для решения социальных потребностей, работают на трансформацию экономики в частности и общества в целом. Это уже не просто университеты с налаженной системой связей и крепкими международными взаимоотношениями, это уже хабы, реализующие сетевое взаимодействие, которое позволяет разным участникам создавать новые образовательные и научные продукты через сотрудничество, обмен ресурсами и опытом. В предлагаемой статье анализируется мировой опыт построения образовательных хабов, выделяются основные элементы их архитектуры. На примере опыта Восточно-Казахстанского технического университета им. Д. Серикбаева (ВКТУ) доказывается предположение о том, что трансформация университета в хаб – это естественный шаг для организаций, имеющих общественное признание, сильную науку, инновационные образовательные проекты. Подробно описывается методология создания сетевого формата жизнедеятельности университета, характеризуется процесс разработки общих универсальных подходов к реализации сетевого взаимодействия университета в образовательной и научной сфере, обосновывается концепция и модель хаба, выбранная университетом. Формат сетевого взаимодействия ВКТУ позволяет успешно реализовывать проекты и в образовательной, и в исследовательской, и в производственной сфере.
Об авторах
Ж. К. ШаймардановКазахстан
д.б.н., профессор
С. Ж. Рахметуллина
Казахстан
к.т.н., ассоциированный профессор
Т. А. Сегеда
Казахстан
к.ф-м.н.
К. М. Даниярова
Казахстан
специалист отдела международного сотрудничества
Список литературы
1. Образование для сложного общества: «Образовательные экосистемы для общественной трансформации». Доклад Global Education Futures. «Образование для сложного мира: зачем, чему и как?». Доклад о форуме Global Education Leaders’ Partnership. Moscow. 2018. URL: https://vbudushee.ru/upload/documents/obr_sloj_obsh.pdf.
2. Knight J., Wit H. Internationalization of Higher Education: Past and Future // International Higher Education, 2018, рр. 2–4. DOI:10.6017/ihe.2018.95.10715.
3. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.
4. Скворцов Л. Большой толково-объяснительный словарь русского языка. – М.: Мир и образование. 2020.
5. Заякина Р.А., Ромм М.В. Инновационный вуз как субъект сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. – 2013. – № 4. – С. 119–124.
6. Императивы интернационализации / Отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева – М.: Логос, 2013. – 420 с.
7. Crist John T. Innovation in a Small State: Qatar and the IBC Cluster Model of Higher Education // The Muslim World. Volume 105. 2014. Рр. 93–115. URL: https://doi.org/10.1111/muwo.12082.
8. Найт Д. Образовательные хабы: кто вкладывает средства в их развитие? // Международное высшее образование. – 2015. – № 79. – С. 8–11. URL: https://forea.kpi.ua/zhurnal-mezhdunarodnoe-vyisshee-obrazov/.
9. Fazidah Ithnin, Shahrin Sahib, Chong Kuan Eng, Safiah Sidek, Raja Nor Safinas Raja Harun. Mapping the Futures of Malaysian Higher Education: A Meta – Analysis of Futures Studies in the Malaysian Higher Education Scenario // Journal of Futures Studies, 2018, no. 22(3), рр. 1–18. DOI:10.6531/JFS.2018.22(3).00A1
10. Электронный ресурс. URL: http://erasmusplusinrussia.ru/index.php/ru/home-ru-ru (дата обращения: 15.04.2022)
11. Краснова Г.А. Сетевое взаимодействие вузов: сравнительный анализ подходов к реализации сов местных образовательных программ в Китае и России // Вестник РУДН, серия Информатизация образования. – 2016. – № 3. – С. 123–129.
12. Лесин С.М., Махотин Д.А. Консорциум как форма сетевого взаимодействия научных и образовательных организаций для решения масштабных научно-образовательных задач // Интерактивное образование. – 2020. – № 5–6. – С. 31–34.
Рецензия
Для цитирования:
Шаймарданов Ж.К., Рахметуллина С.Ж., Сегеда Т.А., Даниярова К.М. Сетевое взаимодействие как новый вид партнерских отношений в образовании и науке. Вестник университета «Туран». 2022;(2):323-332. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-2-323-332
For citation:
Shaimardanov Zh.K., Rakhmetullina S.Zh., Segeda T.A., Daniyarova K.M. Networking as a new type of partnership in education and science. Bulletin of "Turan" University. 2022;(2):323-332. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-2-323-332