Зарубежный опыт управления человеческим капиталом в высших учебных заведениях: американская модель
https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-2-333-340
Аннотация
Вопросы подготовки квалифицированных специалистов приобрели особую актуальность в последние годы, поскольку требования, предъявляемые к высшим учебным заведениям, значительно возросли в связи с последними тенденциями в мире. Университеты сегодня являются не просто центрами по передаче знаний, они все больше вовлечены в решение социальных задач. Высшие учебные заведения имеют прямое влияние на повышение стандарта жизни, улучшение материального благосостояния, перспективу карьерных возможностей, а также на экономический рост и процветание государства. Вузы играют ключевую роль в формировании, развитии человеческого капитала, который представляет собой главную основную ценность любой экономики, а особенно инновационной. Цель данной статьи заключается в изучении зарубежного опыта формирования и развития ЧК, выявлении основных тенденций, изучении статистических данных на примере вузов Соединенных Штатов Америки. Выбор американских вузов был обусловлен рядом факторов, а именно тем, что большинство вузов Америки занимают лидирующие позиции в мировых рейтингах. В качестве основных исходных данных выступали материалы, представленные в годовых отчетах Министерства образования США, в научных журналах. Автором приведен обзор статистических данных по таким показателям, как количество запущенных студентами и профессорско-преподавательским составом стартапов, их успешность на рынке и сфера деятельности. Предложенные в статье выводы по особенностям управления человеческим капиталом в высших учебных заведениях на основе анализа американской системы высшего образования могут иметь положительное влияние на развитие других систем высшего образования.
Список литературы
1. Becker G. Human capital. URL: http://www.econlib.org/library/Enc/HumanCapital.html (accessed 14.03.2021)
2. Schultz T.W. Investment in Human Capital // The American Economic Review. 1961. Vol. 51. Pр. 12–24.
3. Education. International student mobility in tertiary education. Inbound internationally mobile students by continent of origin. (n.d.). UNESCO Institute for Statistics [UIS.Stat.]. URL: http://data.uis.unesco.org/index.aspx?queryid=169 (accessed: 15.03.2022)
4. Roser M., Ortiz-Ospina E. (n.d.) Tertiary Education. Enrollment in tertiary education. Gross enrollment ratio in tertiary education. URL: https://ourworldindata.org/tertiary-education#enrollment-in-tertiary-education (accessed: 10.03.2022)
5. Illinois State Board of Education 2021 Annual Report. URL: https://www.isbe.net/Documents/2021-Annual-Report.pdf (accessed: 18.03.2022)
6. Добрынин А.И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования / А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д. Цыренова. – СПб.: Наука, 1999. – 309 с.
7. QS World University Rankings 2021. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2021(accessed: 14.03.2021)
8. National Science Foundation. URL: https://ncsesdata.nsf.gov/herd/2018/ (accessed: 20.03.2022)
9. Tamenova S., Baizyldayeva U., Nurmukhanova G., Razakova D., Turgumbayeva A., Yeralina E., Seitbatkalova A., Zhakhanova Z., Sekerbayeva A. National report GUESSS Kazakhstan – 2021. Almaty: Turan University. 2022. URL: https://www.guesssurvey.org/resources/nat_2021/GUESSS_Report_2021_Kazakhstan.pdf
10. Stansbury M. 5 major trends in higher education’s use of social media. 2015. URL: https://www.ecampusnews.com/top-news/trends-social-media-620/
11. Study projects dramatic growth for global higher education through 2040. ICEF Monitor. URL: https://monitor.icef.com/2018/10/study-projects-dramatic-growth-global-higher-education-2040/
12. NCES. Annual Earnings by Educational Attainment. A report by The National Center for Education Statistics. 2021. URL: https://nces.ed.gov/programs/coe/indicator/cba
13. Valero A., Reenen J.V. The economic impact of universities: Evidence from across the globe // Economics of Education Review, 2019, no. 68, pp. 53–67. URL: https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2018.09.001
14. Кожахметов А.Б. Общественное доверие и социальный капитал: новые возможности для развития гражданского общества и страны // Сборник материалов международной онлайн-конференции на тему «Общественное доверие и социальный капитал». – Алматы, 2020.
15. Маралбаева Ш.М., Никифорова Н.В., Хан И.Г. Основные парадигмы предпринимательского образования: казахстанский и международный опыт // Вестник КазНацЖенПУ. – 2020. – № 4(84). – С. 126–140.
16. OECD. Education at a Glance 2020: OECD Indicators, OECD Publishing. Paris. 2020. URL: https://doi.org/10.1787/69096873-en.
Рецензия
Для цитирования:
Жаханова З.Р. Зарубежный опыт управления человеческим капиталом в высших учебных заведениях: американская модель. Вестник университета «Туран». 2022;(2):333-340. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-2-333-340
For citation:
Zhakhanova Z.R. International experience of human capital management in higher educational institutions: the american model. Bulletin of "Turan" University. 2022;(2):333-340. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-2-333-340