Preview

Вестник университета «Туран»

Расширенный поиск

Зарубежный опыт управления человеческим капиталом в высших учебных заведениях: американская модель

https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-2-333-340

Полный текст:

Аннотация

Вопросы подготовки квалифицированных специалистов приобрели особую актуальность в последние годы, поскольку требования, предъявляемые к высшим учебным заведениям, значительно возросли в связи с последними тенденциями в мире. Университеты сегодня являются не просто центрами по передаче знаний, они все больше вовлечены в решение социальных задач. Высшие учебные заведения имеют прямое влияние на повышение стандарта жизни, улучшение материального благосостояния, перспективу карьерных возможностей, а также на экономический рост и процветание государства. Вузы играют ключевую роль в формировании, развитии человеческого капитала, который представляет собой главную основную ценность любой экономики, а особенно инновационной. Цель данной статьи заключается в изучении зарубежного опыта формирования и развития ЧК, выявлении основных тенденций, изучении статистических данных на примере вузов Соединенных Штатов Америки. Выбор американских вузов был обусловлен рядом факторов, а именно тем, что большинство вузов Америки занимают лидирующие позиции в мировых рейтингах. В качестве основных исходных данных выступали материалы, представленные в годовых отчетах Министерства образования США, в научных журналах. Автором приведен обзор статистических данных по таким показателям, как количество запущенных студентами и профессорско-преподавательским составом стартапов, их успешность на рынке и сфера деятельности. Предложенные в статье выводы по особенностям управления человеческим капиталом в высших учебных заведениях на основе анализа американской системы высшего образования могут иметь положительное влияние на развитие других систем высшего образования.

Об авторе

З. Р. Жаханова
Университет «Туран»
Казахстан

докторант

г. Алматы



Список литературы

1. Becker G. Human capital. URL: http://www.econlib.org/library/Enc/HumanCapital.html (accessed 14.03.2021)

2. Schultz T.W. Investment in Human Capital // The American Economic Review. 1961. Vol. 51. Pр. 12–24.

3. Education. International student mobility in tertiary education. Inbound internationally mobile students by continent of origin. (n.d.). UNESCO Institute for Statistics [UIS.Stat.]. URL: http://data.uis.unesco.org/index.aspx?queryid=169 (accessed: 15.03.2022)

4. Roser M., Ortiz-Ospina E. (n.d.) Tertiary Education. Enrollment in tertiary education. Gross enrollment ratio in tertiary education. URL: https://ourworldindata.org/tertiary-education#enrollment-in-tertiary-education (accessed: 10.03.2022)

5. Illinois State Board of Education 2021 Annual Report. URL: https://www.isbe.net/Documents/2021-Annual-Report.pdf (accessed: 18.03.2022)

6. Добрынин А.И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования / А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д. Цыренова. – СПб.: Наука, 1999. – 309 с.

7. QS World University Rankings 2021. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2021(accessed: 14.03.2021)

8. National Science Foundation. URL: https://ncsesdata.nsf.gov/herd/2018/ (accessed: 20.03.2022)

9. Tamenova S., Baizyldayeva U., Nurmukhanova G., Razakova D., Turgumbayeva A., Yeralina E., Seitbatkalova A., Zhakhanova Z., Sekerbayeva A. National report GUESSS Kazakhstan – 2021. Almaty: Turan University. 2022. URL: https://www.guesssurvey.org/resources/nat_2021/GUESSS_Report_2021_Kazakhstan.pdf

10. Stansbury M. 5 major trends in higher education’s use of social media. 2015. URL: https://www.ecampusnews.com/top-news/trends-social-media-620/

11. Study projects dramatic growth for global higher education through 2040. ICEF Monitor. URL: https://monitor.icef.com/2018/10/study-projects-dramatic-growth-global-higher-education-2040/

12. NCES. Annual Earnings by Educational Attainment. A report by The National Center for Education Statistics. 2021. URL: https://nces.ed.gov/programs/coe/indicator/cba

13. Valero A., Reenen J.V. The economic impact of universities: Evidence from across the globe // Economics of Education Review, 2019, no. 68, pp. 53–67. URL: https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2018.09.001

14. Кожахметов А.Б. Общественное доверие и социальный капитал: новые возможности для развития гражданского общества и страны // Сборник материалов международной онлайн-конференции на тему «Общественное доверие и социальный капитал». – Алматы, 2020.

15. Маралбаева Ш.М., Никифорова Н.В., Хан И.Г. Основные парадигмы предпринимательского образования: казахстанский и международный опыт // Вестник КазНацЖенПУ. – 2020. – № 4(84). – С. 126–140.

16. OECD. Education at a Glance 2020: OECD Indicators, OECD Publishing. Paris. 2020. URL: https://doi.org/10.1787/69096873-en.


Рецензия

Для цитирования:


Жаханова З.Р. Зарубежный опыт управления человеческим капиталом в высших учебных заведениях: американская модель. Вестник университета «Туран». 2022;(2):333-340. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-2-333-340

For citation:


Zhakhanova Z.R. International experience of human capital management in higher educational institutions: the american model. Bulletin of "Turan" University. 2022;(2):333-340. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-2-333-340

Просмотров: 58


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1562-2959 (Print)