Preview

Вестник университета «Туран»

Расширенный поиск

Туристские инновации: значение, формы и уровень ответственности за реализацию

https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-4-154-167

Полный текст:

Аннотация

Приоритетность развития туристской отрасли в Казахстане обоснована необходимостью диверсификации структуры национальной экономики и отхода от ее сырьевой направленности. Развитие въездного туризма должно способствовать росту валютных поступлений, внутреннего – обеспечению доступности отдыха для казахстанцев. События последних двух лет (пандемия COVID-19, осложнение геополитической ситуации в Евразийском регионе) свидетельствуют о потребности повышения внимания к отечественному туризму. Успешность развития казахстанского туризма во многом определяется уровнем предоставляемых услуг. К сожалению, сегодня совершенно нельзя утверждать о том, что казахстанский туристский рынок адекватен ко всем нововведениям отрасли, известным в современном мире. Успешная реализация инновационной политики в отрасли во многом определяется уровнем знаний о существующих инновациях и их разновидностях. Кроме того, эффективность предпринимаемых действий можно обеспечить только при правильном делегировании функциональной ответственности и полномочий стейкхолдерам. Поэтому в данной статье ставится цель построения авторской модели реализации туристских инноваций с указанием уровней ответственности акторов туристской отрасли за внедрение новшеств в различные сферы деятельности. Предложенная модель применима при разработке стратегий развития туристской отрасли. При написании статьи использованы методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, сравнительного анализа, а также метод визуализации. Результаты исследования дополнят научные основы теории инноваций в туризме и могут представлять интерес при разработке региональных и национальных программ развития туризма.

Об авторах

А. Т. Тлеубердинова
Институт экономики КН МНВО
Казахстан

д.э.н., ГНС

г. Алматы



Tanja Mihalič
Люблянский университет
Словения

PhD, профессор

г. Любляна



Б. Т. Кальменов
Институт экономики КН МНВО
Казахстан

докторант

г. Алматы



Список литературы

1. World Tourism Organization (UNWTO). URL: http://www.eunwto.org/doi/pdf/10.18111/9789284416899 (дата обращения: 24.05.2022)

2. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам промышленной политики» от 27 декабря 2021 года № 87-VII. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=32652336&pos=74;-60#pos=74;-60 (дата обращения: 25.05.2022)

3. Омарова К.А., Подсухина О.В., Акишева Е.К. Перспективы развития инновационного развития туризма в Казахстане // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2016. – № 7(17). – С. 256–260.

4. Беспаева Р.С., Бугубаева Р.О., Мануэль Ф.Г. Развитие сферы туризма на основе инновационных маркетинговых технологий // Известия НАН РК. – 2018. – № 4(320). – С. 156–165.

5. Пыхарев А.Н., Елетова А.Ш. Основные направления инновационного развития индустрии туризма и инфраструктуры в Республике Казахстан // Материалы конференции «Ключевые проблемы современной науки – 2012». URL: https://tourlib.net/statti_tourism/pyharev.htm (дата обращения: 15.05.2022)

6. Вуколов В.Н. Инновации в подготовке горных гидов для туристского бизнеса города Алматы // Вестник университета «Туран». – 2022. – № 2. – С. 186–192.

7. Закон «О туристской деятельности в Республике Казахстан» от 13 июня 2001 года № 211. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z010000211_ (дата обращения: 25.05.2022)

8. Государственная программа развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019–2025 годы. Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2019 года № 360. URL: https://strategy2050.kz/ru/state_programs/-2019-2025-/ (дата обращения: 25.05.2022)

9. Концепция развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2025 года. Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2017 года № 406. URL: https://legalacts.egov.kz/about (дата обращения: 26.05.2022)

10. Mllićević S. Innovation in the function of growth and development of tourism industry in tourism market // Megatrend revija, 2016, no. 13(1), pp. 147–158.

11. Ngo L.V., O’Cass A. Creating value offerings via operant resource-based capabilities // Industrial Marketing Management, 2009, no. 38(1), pp. 45–59.

12. Kostadinović I., Stanković S. Organizational Learning and Innovation in the Tourism Industry as a Basis for Creating Value for Tourists // Economic Themes, 2021, no. 59(1), pp. 153–172.

13. Hjalager A.-M. 100 Innovations That Transformed Tourism // Journal of Travel Research, 2015, no. 54(1), pp. 3–21.

14. Adianus S.G., Otto R.P., Madris A.R. The Influence of Tourism Product Innovation on the Performance of Tourism Destinations through Mediation of Tourists’ Satisfaction in Tana Toraja South Sulawesi // International Journal of Innovative Science and Research Technology, 2018, no. 3(9), pp. 520–526.

15. Новиков В.С. Инновации в туризме. М.: ИЦ «Академия», 2007. – 208 с.

16. Вартанова М.Л. Инновационная деятельность в туризме и ее государственное регулирование // Journal of International Economic Affairs. – 2017. – № 7(2). – С. 209–222.

17. Hjalager A.-M. Progress in Tourism Management: A Review of Innovation Research in Tourism // Tourism Management, 2010, no. 31, pp. 1–12.

18. Organization for Economic Co-operation and Development. URL: https://doi.org/10.1787/9789264013100-en. (дата обращения: 13.04.2022)

19. Fagerberg J., Mowery D., Nelkson R. The Oxford Handbook of Innovation. Oxford: Oxford University Press. 2005. – 36 p.

20. Changkai S. Tourism Product Innovation Based on the View of Postmodernism. Proceedings of the 7th International Conference on Innovation & Management. 2010. Р. 577–580.

21. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб: Питер, 2004. – 512 с.

22. Razavi S.H., Attarnezhad O. Management of Organizational Innovation // International Journal of Business and Social Science, 2013, no. 4(1), pp. 226–231.

23. Scafuto I.C., Belfort A.C., Teixeira G.M. Emerson Antonio Process Innovation: a surfing manufacturer case study // International Journal of Innovation, 2018, no. 6(1), pp. 16–37.

24. Damian I.E., Suárez–Barraza M.F. Innovación de procesos en la gestión turística // Una revisión de la literature: Intangible Capital, 2022, no. 18(2), pp. 515–530.

25. Nadda V., Arnott I. Marketing Innovation in Tourism. Chapter: 19 In book: Handbook of Research on Innovations in Technology and Marketing for the Connected Consumer. Publisher: IGI Global. 2019. Р. 401–415.

26. Haddad S., Algadeer H. An empirical investigation on the impact of innovation within organisations on marketing innovation // Jordan Journal of Applied Science, 2004, no. 7, pp.77–95.

27. Li S.L. Marketing Innovation in Enterprises // Commerce Modernization, 2009, no. 37(23), pp. 45–49.

28. Rafaelli R., Glynn M.A. Institutional innovation: novel, useful, and legitimate // Shalley C., Hitt M.A., Zhou J. (eds) The Oxford handbook of creativity, innovation, and entrepreneurship. Oxford University Press. Oxford, 2015, pp. 407–420.

29. Villavicencio G.J.D., Didonet S.R., Dodd A. Innovation: An Institutional Approach Inovação // Uma Abordagem Institucional: Espacios, 2015, no. 36(21), pp. 13–18.

30. World Tourism Alliance, Tourism Research Center, Chinese Academy of Social Sciences. URL: https://www.wta-web.org/ (дата обращения: 08.07.2022)


Рецензия

Для цитирования:


Тлеубердинова А.Т., Mihalič T., Кальменов Б.Т. Туристские инновации: значение, формы и уровень ответственности за реализацию. Вестник университета «Туран». 2022;(4):154-167. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-4-154-167

For citation:


Tleuberdinova А.Т., Mihalič T., Kalmenov B.Т. Tourism innovations: meaning, forms and level of responsibility for implementation. Bulletin of "Turan" University. 2022;(4):154-167. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-4-154-167

Просмотров: 63


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1562-2959 (Print)