Preview

Вестник университета «Туран»

Расширенный поиск

Проблемы функционирования бизнес-моделей и тенденции развития молодежного туризма в Казахстане: экспертный опрос

https://doi.org/10.46914/1562-2959-2023-1-1-145-156

Аннотация

Актуальность исследования определяется необходимостью переосмысления роли и значения молодежи в условиях постоянного возрастания объемов международных туристских потоков; потребностью в формировании инновационных форм ведения туристского предпринимательства; недостаточностью исследований, определяющих эффективность функционирования бизнес-моделей казахстанских туристских предприятий. Цель исследования – выявление проблем функционирования текущих бизнес-моделей туроператоров и турагентов, а также изучение тенденций развития молодежного туризма в Казахстане. Использованы общенаучные методы, в том числе описательный метод, методы анализа, экспертного опроса, обобщения и структурирования. В статье выявлены наиболее характерные бизнес-модели, используемые в казахстанском секторе туризма, в том числе в рамках реализации услуг в сфере молодежного туризма; определены факторы, препятствующие успешному функционированию бизнес-моделей на туристском рынке страны, а также барьеры для развития молодежного туризма. Также предложены перспективные направления молодежного туризма и инновационные формы бизнес-моделей: B2B стартапы; развитие нишевых видов туризма; краудфандинг и краудсорсинг; долевая собственность; интеграционная модель; продажи туров через социальные сети; специализация на разработке кастомизированных продуктов. Данное исследование может быть полезно туроператорам, турагентам, объектам размещения и питания, а также другим организациям, заинтересованным в развитии молодежного туризма для эффективного планирования и организации их деятельности.

Об авторах

Л. В. Ташенова
Карагандинский университет им. академика Е.А. Букетова
Казахстан

Кандидат экономических наук, ассоциированный профессор.

Караганда



Д. Г. Мамраева
Карагандинский университет им. академика Е.А. Букетова
Казахстан

Кандидат экономических наук, ассоциированный профессор.

Караганда



З. Н. Борбасова
Карагандинский университет Казпотребсоюза
Казахстан

Доктор экономических наук, профессор.

Караганда



М. П. Аяганова
Карагандинский университет им. академика Е.А. Букетова
Казахстан

PhD, ассоциированный профессор.

Караганда



Список литературы

1. Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. URL: https://www.stat.gov.kz/ (дата обращения: 15.01.2022)

2. Рожкова Д.Ю. Бизнес-модели предпринимательской активности в международном туризме // Экономика: проблемы, решения, перспективы. – 2017. – № 12. – С. 119–124.

3. Чеберко Е.Ф., Смирнов С.А. Формирование инновационных бизнес-моделей предприятий туристической отрасли в условиях системного кризиса // Управленческое консультирование. – 2016. – № 4. – С. 186–198.

4. Santos M.C., Ferreira A., Costa C., Santos J.A.C. A Model for the Development of Innovative Tourism Products: From Service to Transformation // Sustainability. 2020. No. 12(11).

5. Akay B. The Relationship Between Tourism Development, Satisfaction, Support to Tourism and Tourism Entrepreneurship in Emerging Tourism Destination: Residents’ Perspective // Journal of Tourism Management Research. 2022. No. 9(1). P. 64–81.

6. Galeone A., Sebastiani R. Transformative service research in hospitality // Tourism Management. 2021.

7. No. 87. 7 Seo K., Woo L., Mun S.G., Soh J. The asset-light business model and firm performance in complex and dynamic environments: The dynamic capabilities view // Tourism Management. 2021. No. 85.

8. Stornelli A., Ozcan S., Simms C. Advanced manufacturing technology adoption and innovation: A systematic literature review on barriers, enablers, and innovation types // Research Policy. 2021. No. 50(6).

9. Fang Y., Bi D., Chen H., Peng T. Spatial effects of knowledge-intensive business services clustering on tourism innovation in urban aggolomerations // Dili Xuebao/Acta Geographica Sinica. 2021. No. 76(6). P. 1521–1536.

10. Magdalina A., Bouzaima M. An empirical investigation of European airline business models: Classification and hybridisation // Journal of Air Transport Management. 2021. No. 93.

11. Mhlanga O. Peer-to-peer-travel: Is airbnb a friend or foe to hotels? // International Journal of Culture, Tourism, and Hospitality Research. 2019. No. 13(4). P. 443–457.

12. Zontek Z. Innovation development in regional tourism enterprises / S. Jankovic, D.S. Jurdana (Eds.) // 3rd International Scientific Conference Tosee – Tourism in Southern and Eastern Europe 2015: Sustainable Tourism, Economic Development and Quality of Life. 2015. No. 3. P. 489–495.

13. Reinhold S., Zach F.J., Krizaj D. Business models in tourism – state of the art // Tourism Review. 2019. No. 74(6). P. 1120–1134.

14. Navickas V., Petroke I., Baciuliene V., Kljucnikov A. Development of Sharing Economy-Based Business Models in The Tourism Sector // Marketing and Management of Innovations. 2021. No. 3. P. 43–52.

15. Статистический институт ЮНЕСКО. URL: http://uis.unesco.org/en/uis-student-flow (дата обращения: 02.02.2022)

16. Новостной портал LSM.KZ. URL: https://lsm.kz/kazahstanskij-turizm-teryaet-milliony-tenge-dohoda (дата обращения: 18.01.2022)


Рецензия

Для цитирования:


Ташенова Л.В., Мамраева Д.Г., Борбасова З.Н., Аяганова М.П. Проблемы функционирования бизнес-моделей и тенденции развития молодежного туризма в Казахстане: экспертный опрос. Вестник университета «Туран». 2023;(1):145-156. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2023-1-1-145-156

For citation:


Tashenova L.V., Mamrayeva D.G., Borbasova Z.N., Ayaganova M.P. Problems of business models functioning and trends in the development of youth tourism in Kazakhstan: expert survey. Bulletin of "Turan" University. 2023;(1):145-156. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2023-1-1-145-156

Просмотров: 586


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1562-2959 (Print)
ISSN 2959-1236 (Online)