Оценка и повышение конкурентоспособности ОВПО на основе использования инструментов цифрового маркетинга
https://doi.org/10.46914/1562-2959-2023-1-1-212-226
Аннотация
Конкурентоспособность ОВПО является одним из важнейших вопросов. Статья преследует цель определить, возможно ли оценить конкурентоспособность ОВПО на основе инструментов цифрового маркетинга. Результаты и инструменты, представленные в исследовании, могут служить основой для оценки других типов организаций, предоставляющих услуги на рынке Казахстана. Авторы использовали инструменты анализа, применяемые в цифровом маркетинге: платформы Google Trends, Wordstat.yandex, Similarweb, LiveDune и Popsters, а также анализ посещаемости сайтов, активности на страницах и другие инструменты. В результате исследования было выявлено, что наиболее популярным университетом в поисковых запросах является КазНУ им. аль-Фараби. Определена очень сильная взаимосвязь между количеством поступивших на грантовое обучение в 2022 г. и количеством рейтингов поисковых запросов в Google, а также обнаружена сильная взаимосвязь между количеством подписчиков в YouTube и показателями регионального рейтинга QS WUP. Практическая значимость данной статьи заключается в применении современных инструментов анализа активности цифровой маркетинговой деятельности и корреляционном анализе с показателями конкурентоспособности, представленными в рейтинговых организациях QS WUP, WEBOMETRICS и IQAA.
Ключевые слова
Об авторах
Е. ОразбекКазахстан
Докторант.
Алматы
М. Т. Давлетова
Казахстан
Кандидат экономических наук, доцент ВАК, профессор-исследователь.
Алматы
Список литературы
1. Артемьева М.В., Романовская Е.В., Безрукова Н.А., Цапина Т.Н. Деглобализационые процессы на современном этапе // Московский экономический журнал. – 2022. – С. 451–458.
2. Указ Президента Республики Казахстан от 11 июня 2022 года № 917 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан».
3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 июня 2020 года № 362. «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 23 января 2008 года № 58 «Об утверждении Правил присуждения образовательного гранта для оплаты высшего или послевузовского образования с присуждением степени «бакалавр» или «магистр».
4. Бюро национальной статистики РК. URL: www.stat.egov.kz
5. Jatobá M., Santos J., Gutierriz I., Moscon D., Fernandes P.O., Teixeira J.P. Evolution of artificial intelligence research in human resources // Procedia Computer Science. 2019. No. 164. Р. 137–142.
6. Dimitrova G., Dimitrova T. Competitiveness of the universities: measurement capabilities // Trakia Journal of Sciences. 2017. Vol. 15. Supplement 1.
7. Лаврентьев С.Ю., Комелина В.А. Генезис и эволюция понятия «Конкурентоспособность» в истории человеческой мысли // Вестник Марийского государственного университета. – 2016. – № 4(24).
8. Lee J., Karpova E. Revisiting the competitiveness theory in the new global environment: review and analysis of the competitiveness definition // International Journal of Competitiveness. 2018. № 1. Р. 189–195.
9. Коваленко А.И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях // Современная конкуренция. – 2013. – № 6(42). – С. 65–70.
10. Симакова Е.К. Теории конкуренции в истории экономических учений: Основные подходы // Вестник государственного и муниципального управления. – 2016. – №4. – С. 96–102.
11. Ashmarina S.I., Khasaev G.R., Plaksina I.A. Methodological Basis of Higher Education Institution Competitiveness // Review of European Studies. 2015. Vol. 7(2). Р. 49–57.
12. Kobets E., Masych M. Higher Educational Institutions: Efficiency, Competitiveness, Rating // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6(3). Р. 269–273.
13. Илякова И.Е., Белаш К.В., Колмыков А.Н. Оценка конкурентоспособности вуза в контексте теории экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2021. – Том 4. – № 2. – С. 465–484.
14. Salimova T.A., Ivanova I.A., Sysoeva E.A. Global and national university rankings: a multivariate analysis // Obrazovanie i Nauka. 2021. No. 23(10). P. 11–43.
15. Марк де С.А., Франк В.Д., Кейт В. Сначала стратегия, потом структура // Цифровой маркетинг Harward business review Россия. – 2015. – C. 3–10.
16. Данько Т.П., Китова О.В. Вопросы развития цифрового маркетинга // Проблемы современной экономики. – 2013. – № 2. – C. 261–265.
17. Стефанова Н.А., Лебедев Д.С. Создание интерактивной медиаплатформы для университета // Карельский научный журнал. – 2017. – Т. 6. – № 3(20). – C. 47–49.
18. Официальный веб-сайт организации Quacquarelli Symonds Limited. QS WORLD UNIVERSITY RANKING. 2023. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/asia-university-rankings/central-asia/2023
19. Официальный веб-сайт организации Cybermetrics Lab. Webometrics Ranking 2022. URL: https://www.webometrics.info/en/Asia/Kazakstan
20. Официальный веб-сайт Независимого Агентства по обеспечению качества в образовании. Рейтинг веб-сайтов 2022. URL: https://iqaa-ranking.kz
21. Официальный веб-сайт Google Trends. URL: https://trends.google.com/trends/?geo=KZ
22. Официальный веб-сайт Wordstat Yandex. URL: https://wordstat.yandex.com
23. Официальный веб-сайт Similarweb. URL: https://similarweb.com
24. Официальный веб-сайт LiveDune. URL: https://pro.livedune.com
25. Официальный веб-сайт Popsters. URL: https://popsters.com
Рецензия
Для цитирования:
Оразбек Е., Давлетова М.Т. Оценка и повышение конкурентоспособности ОВПО на основе использования инструментов цифрового маркетинга. Вестник университета «Туран». 2023;(1):212-226. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2023-1-1-212-226
For citation:
Orazbek Y., Davletova M.Т. Assessment and improvement of the competitiveness of OHPE based on the use of digital marketing tools. Bulletin of "Turan" University. 2023;(1):212-226. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2023-1-1-212-226