Практико-ориентированное образование как ответ на вызовы современного мира
https://doi.org/10.46914/1562-2959-2023-1-3-415-427
Аннотация
Современный мир – это мир, который требует от нас определенного способа мышления, нестандартного подхода к решению проблем, возникающих в связи с цифровизацией и динамичными технологическими изменениями. Интеллект востребованного специалиста сегодня соединяет проверенные методы и стратегии с новыми способами их применения и креативными путями выстраивания. Для того чтобы образование могло обеспечить формирование таких качеств у обучающихся, необходимо искать форматы подготовки кадров, которые ориентировались бы на адаптивность, гибкость мышления, креативность, проблемноцентрированность и т.д. В рамках предлагаемой статьи описывается модель практико-ориентированного образования, реализуемая в Восточно-Казахстанском техническом университете им. Д. Серикбаева (далее – ВКТУ). Цель статьи – выделить и обосновать важность процесса модернизации профессионального образования для социально-экономического развития страны через внедрение практико-ориентированной концепции образования. Практико-ориентированное образование трактуется как взаимодействие университета и его партнеров для максимального развития профессиональных компетенций, практического опыта. Сетевое сотрудничество с предприятиями и бизнес-структурами региона и страны, с одной стороны, и с ведущими университетами и научными центрами – с другой, позволяет усилить деятельность образовательных программ. Освещен один из путей внедрения такого формата образования в университете. Также описана уровневая система его внедрения, заключающаяся в поэтапном формировании практических компетенций у учеников выпускных классов школ и у студентов на протяжении всего обучения в университете. Создание цифрового профиля компетенций студента как результата наработанных и проявленных компетенций является частью реализации такого уровневого образования. Также в работе рассмотрены концепции SPOD-, VUCAи BANI миров, вызовы и требования которых и обусловливают переформатирование образовательной парадигмы.
Ключевые слова
Об авторах
С. Ж. РахметуллинаКазахстан
Кандидат технических наук, ассоциированный профессор.
Усть-Каменогорск
Ж. Т. Конурбаева
Казахстан
Кандидат экономических наук, ассоциированный профессор.
Усть-Каменогорск
Д. С. Сурова
Казахстан
Кандидат физических наук, старший преподаватель.
Усть-Каменогорск
Список литературы
1. Kulyasova E.V., Trifonov P.V. Development of forms of interaction between universities and the business community in the digital economy // Strategic decisions and risk management. 2020, no. 11(2), рр. 216–223. URL: https://doi.org/10.17747/2618-947X-2020-2-216-223.
2. Fernandes J.M., Afonso Р. Engineering education in a context of VUCA // 4th International Conference of the Portuguese Society for Engineering Education (CISPEE). 2021. DOI: 10.1109/CISPEE47794.2021.9507229.
3. Bennett N.G., Lemoine J. What VUCA Really Means for You // Harvard Business Review. 2014
4. Diachok N., Chernukha N. and other. Practical-Oriented Concept as a Principle of Professional Education of the Future Professionals // International Journal of Higher Education. 2020. Vol. 9. No. 4. P. 272–282.
5. Минервин И.Г. Практико-ориентированная модель подготовки современного специалиста. Монография / И.Г. Минервин, С.В. Абрамова, Е.Н. Бояров, А.С. Ломов. – Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ. – 2014. – 152 с.
6. Емельянова Т.В. Практико-ориентированное обучение будущих педагогов: зарубежный опыт // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – Выпуск № 9(99). – Часть 2. – С. 110–116.
7. Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального послесреднего образования».
8. «Концепция модернизации педагогического образования Республики Казахстан» от 08 декабря 2022 г.
9. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020–2025 годы.
10. Wondie A., Yigzaw N., Worku S. Effectiveness and Key Success Factors for Implementation of Problem-Based Learning in Debre Tabor University: A Mixed Methods Study // Ethiop J Health Sci. 2020, no. 30(5), рр. 803–816. doi: 10.4314/ejhs.v30i5.21.
11. Edwards S., Brown C. Close-to-practice research: the need for student voice and the strange case of Academy x’ // London Review of Education. 2020, no. 18(3), рр. 480–94. URL: https://doi.org/10.14324/LRE.18.3.11.
12. Дмитренко Т.А. Профессионально-ориентированные технологии обучения иностранным языкам. Монография. – М.: «Прометей», 2009. – 50 c.
13. Kobernyk О., Kolomiiets N., Komar О., Roienko L., Baidiuk L. Project Method Efficiency for the Teachers’ Professional Activities // Journal of Curriculum and Teaching. 2022, no. 11, рр. 73–86. doi:10.5430/jct.v11n1p73.
14. Bondar G. The role of project activities in the formation of foreign language professional competence of non-language freelance students. Collection of scientific works // Psychological and pedagogical problems of modern school. 2021, no. 1(5), рр. 118–125. URL: https://doi.org/10.31499/2706-6258.1(5).2021.235213
15. Елагина В.С., Похлебаев С.М. Компетентностный подход к организации обучения студентов в педагогическом вузе // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 3(3). – С. 571–575. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29758 (дата обращения: 12.07.2022)
16. Крючева Я.В., Гаврилюк Н.П. Деятельностный и компетентностный подходы в образовании: успешность в интеграции // Профессиональное образование в современном мире. – 2016. – 6(3). – С. 421–427.
17. Kulkarni S., Patil S., Pawar R. Adoption of the Conceive-Design-Implement-Operate approach to the Third Year Project in a team-based design-build environment // Procedia Computer Science. 2020, pp. 559–567. DOI:10.1016/j.procs.2020.05.068.
18. Ramesh Babu A., Arulanand N., Satish Chandran V. Skill Development through Experiential Learning – A Case Study for Product Development Scenario // Procedia Computer Science. 2020, no. 172, рр. 16–21.
19. Dempsey H.L. Keller’s Personalized System of Instruction: Was it a fleeting fancy or is there a revival on the horizon? // The Behavior Analyst Today. 2007, no. 8(3), рр. 317–324, DOI:10.1037/h0100623.
20. Программа стратегического развития НАО ВКТУ на 2023–2025 годы.
21. Baskoro G. Designing a Master Program to Cope with the New and Next Normal (VUCA World, Industry 4.0, and Covid 19): a case study // International Conf. on Management of Technology, Innovation, and Project (MOTIP). 2020, рр. 54–57.
Рецензия
Для цитирования:
Рахметуллина С.Ж., Конурбаева Ж.Т., Сурова Д.С. Практико-ориентированное образование как ответ на вызовы современного мира. Вестник университета «Туран». 2023;(3):415-427. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2023-1-3-415-427
For citation:
Rakhmetullina S.Zh., Konurbayeva Zh.T., Surova D.S. Practice-oriented education as a response to the challenges of modern world. Bulletin of "Turan" University. 2023;(3):415-427. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2023-1-3-415-427