Preview

Вестник университета «Туран»

Расширенный поиск

Развитие инновационной деятельности университетов: отечественный и международный опыт

https://doi.org/10.46914/1562-2959-2024-1-1-323-336

Аннотация

В Республике Казахстан принята Государственная программа индустриально-инновационного развития на 2020–2025 гг., целью которой является достижение конкурентоспособности обрабатывающей промышленности на внутреннем и внешним рынках. Успешность выполнения данной программы, на наш взгляд, во многом зависит от объединения усилий вузовской науки, потенциала научно-исследовательских институтов, бизнеса, от государственной поддержки в области бюджетного финансирования и в других направлениях. Целью исследования является определение задач, стоящих перед современной казахстанской системой высшего образования в контексте модернизации экономики для повышения ее устойчивости и конкурентоспособности. В этой связи особое внимание уделяется инновационной составляющей. В статье представлены результаты изучения опыта ведущих университетов мира в инновационной и научной деятельности для внедрения в казахстанскую практику. По мере ускорения темпов открытий и конкуренции на глобальном уровне университеты создают культуру, в которой поощряется предпринимательство, инновационное мышление. Студенты под руководством преподавателей активно разрабатывают стартапы, стремясь изменить общество к лучшему, участвуя в социальном предпринимательстве. Инновационная деятельность университетов сопровождается налаживанием партнерских отношений с ведущими компаниями, исследовательскими институтами. В статье приводится опыт ведущих университетов США (Университета Джона Хопкинса, Стэнфордского университета и Массачусетского технологического университета), а также университетов Центральной и Восточной Европы, Токийского университета (Япония) для повышения инновационной активности казахстанских университетов. Для раскрытия исследуемых вопросов использованы традиционные методы анализа и синтеза, логического мышления, систематизации и обобщения накопленного материала, а также методы количественного и качественного анализа, экспертных оценок.

Об авторах

Б. А. Байтанаева
Казахский национальный университет им. аль-Фараби
Казахстан

К.э.н., доцент.

Алматы



С. Қ. Қондыбаева
Казахский национальный университет им. аль-Фараби
Казахстан

PhD.

Алматы



Г. К. Андабаева
Казахский национальный университет им. аль-Фараби
Казахстан

К.э.н., доцент.

Алматы



А. А. Сағынбаева
Казахский национальный университет им. аль-Фараби
Казахстан

Докторант.

Алматы



Список литературы

1. В Казахстане увеличится финансирование науки за счет недропользователей. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/energo/press/news/details/206658?lang=ru (дата обращения: 10.05.2022)

2. Leading countries by R&D spending worldwide. 2022. URL: https://www.statista.com/statistics/732269/worldwide-research-and-development-share-of-gdp-top-countries/ (accessed: 05.05.2022)

3. National Center for Science and Engineering Statistics. URL: https://ncses.nsf.gov/surveys/higher-education-research-development/2021 (accessed: 05.01.2023)

4. Ицкович Г. Модель тройной спирали // Инновации. – 2011. – № 4. – С. 5–10.

5. Cai Y., Lattu A. Triple Helix or Quadruple Helix: Which Model of Innovation to Choose for Empirical Studies? // Springer. 2021. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s11024-021-09453-6 (accessed: 05.01.2023)

6. Алмазов Р. Исследовательский университет – мировой тренд развития образования и науки // Казахстанская правда. – 2021. – № 15(14 июня). – С. 7–8.

7. Казахстанские вузы и НИИ будут совместно вести исследования и подготовку кадров. URL: https://www.inform.kz/ru/kazahstanskie-vuzy-i-nii-budut-sovmestno-vesti-issledovaniya-i-podgotovku-kadrov_a3894087 (дата обращения: 03.05.2022)

8. Байтанаева Б.А., Калиева А.Е., Сатылхан Б. КазНУ имени аль-Фараби – университет, устремленный в будущее // Qazaq bilimi. – 2023. – № 02(65). – С. 25–26.

9. Уникальный образовательный хаб по космическим технологиям открылся в Туркестане. URL: https://www.kaznu.kz/ru/166/page/ (дата обращения: 30.09.2022)

10. Научно-техническое обеспечение энергоснабжения транспортировки нефти и нефтесмесей по нефтепроводным маршрутам АО «КазТрансОйл». URL: https://satbayev.university/ru/nauchnye-proekty (дата обращения: 13.05.2022)

11. Антонов А.Г., Помогаева К.Ю. Инновационная спираль // Московский экономический журнал. – 2019. – № 5. – С. 136–142.

12. National Center for Science and Engineering Statistics. URL: https://ncses.nsf.gov/pubs/nsf22311 (accessed: 05.01.2023)

13. Караяннис Э., Григорудис Э. Четырехзвенная спираль инноваций и «умная специализация»: производство знаний и национальная конкурентоспособность // Форсайт. – 2016. – Т. 10. – № 1. – С. 31–42.

14. Johns Hopkins leads nation in research spending for 41st consecutive year. URL: https://hub.jhu.edu/2021/02/09/nsf-research-development-funding-rankings-2019/ (accessed: 13.05.2022)

15. The MIT community is driven by a shared purpose: to make a better world through education, research, and innovation. URL: https://www.mit.edu/about/#:~:text=The%20MIT%20community%20is%20driven,of%20where%20they%20come%20from (accessed: 10.05.2022)

16. Кузнецов Е.Б., Энговатова А.А. Университеты 4.0: точки роста экономики знаний в России // Инновации. – 2016. – № 5(211). – C. 3–7.

17. Stanford research is remarkable in both and depth. Science, Technology, Engineering and Math (STEM) // Research and innovation. URL: https://facts.stanford.edu/research/ (accessed: 10.05.2022)

18. Michael T. Nietzel. Top 25 American Universities For R And D Spending; Johns Hopkins #1 Again. URL: https://www.forbes.com/sites/michaeltnietzel/2022/12/17/the-top-25-american-universities-based-on-r-and-d-spending-johns-hopkins-again-heads-the-list/?sh=4b950fb47a05 (accessed: 12.02.2023)

19. Bachmann P., Frutos-Bencze D. R&D innovation efforts during the COVID-19 pandemic: The role of universities // Journal of Innovation and Knowledge. 2022. Vol. 7. No. 4. P. 1–13. URL: 10.1016/j.jik.2022.100238

20. How the University of Tokyo supports startups. URL: https://www.u-tokyo.ac.jp/focus/en/features/z1304_00095.html (accessed: 10.05.2022)

21. Guangli Zhou, Qiang Zha. The Transformation of China’s Key Science and Technology Universities in the Move to Mass Higher Education // Frontiers of Education in China. 2010. No. 5(4). P. 531–557. URL: https://doi.org/10.1007/s11516-010-0115-x

22. Cheng Yu, Hu Meidong. Spending on R&D in China hits new high // China Daily. 2023. URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/202301/21/WS63cb1f80a31057c47ebaaeed.html (accessed: 12.02.2023)

23. Jahanian F. 4 ways universities are driving innovation. URL: https://www.weforum.org/agenda/2018/01/4-ways-universities-are-driving-innovation/ (accessed: 10.05.2022)

24. Boh W.F., De-Haan U., Strom R. University technology transfer through entrepreneurship: faculty and students in spinoffs // The Journal of Technology Transfer. 2016. No. 41(4). P. 661–669. URL: https://doi.org/10.1007/s10961-015-9399-6


Рецензия

Для цитирования:


Байтанаева Б.А., Қондыбаева С.Қ., Андабаева Г.К., Сағынбаева А.А. Развитие инновационной деятельности университетов: отечественный и международный опыт. Вестник университета «Туран». 2024;(1):323-336. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2024-1-1-323-336

For citation:


Baitanayeva B.A., Kondybayeva S.K., Andabayeva G.K., Sagynbayeva A.A. Development of innovative activity of universities: domestic and international experience. Bulletin of "Turan" University. 2024;(1):323-336. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2024-1-1-323-336

Просмотров: 459


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1562-2959 (Print)
ISSN 2959-1236 (Online)