Preview

Вестник университета «Туран»

Расширенный поиск

Тенденции и перспективы развития электронной коммерции в Республике Казахстан

https://doi.org/10.46914/1562-2959-2024-1-2-214-229

Аннотация

В последние годы значительную роль на развитие рыночной экономики стала оказывать электронная коммерция, стремительно ворвавшаяся в жизнь современного общества. Ежегодно ее влияние растет, меняя окружающую рыночную инфраструктуру и отношение людей к новым условиям цифровой торговли. Целью статьи является определение особенностей и перспектив развития электронной коммерции Республики Казахстан. В качестве объекта исследования рассматривается отечественный рынок онлайн-продаж. В работе проведен анализ текущего состояния e-commerce рынка, определены основные тенденции и перспективы его развития. Представлена динамика развития электронной торговли в период с 2016 по 2022 гг., рассмотрены основные факторы, оказывающие положительное влияние на рост электронной коммерции, такие как высокий уровень цифровизации, развитие новых цифровых технологий на рынке безналичных платежей и другие. Выявлены факторы, оказывающие отрицательное влияние на отечественный рынок онлайн-продаж: неразвитость логистической инфраструктуры, рост инфляции, недостаточно эффективный механизм регулирования интернет-торговли и защиты прав потребителей. Для оценки поведения потребителей в регионах с менее развитым рынком e-commerce проведен опрос среди жителей области Абай, позволивший определить перспективы развития данного рынка. Предложены мероприятия по развитию логистической инфраструктуры и внедрению инновационных методов доставки, которые будут содействовать росту отрасли. Результаты работы могут быть использованы при разработке и реализации программ в области стимулирования развития рынка электронной коммерции и улучшения его инфраструктуры.

Об авторах

Ж. Х. Кажиева
Шакарим университет
Казахстан

к.э.н., ассоциированный профессор

г. Семей



Б. Қуантқан
Шакарим университет
Казахстан

к.э.н., ст. преподаватель

г. Семей



Б. С. Сапарова
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
Казахстан

к.э.н., ассоциированный профессор

г. Астана



А. Е. Агумбаева
Казахский агротехнический исследовательский университет им. С. Сейфуллина
Казахстан

к.э.н., ассоциированный профессор

г. Астана



Список литературы

1. Маркова А. Какие появились тренды на рынке электронной коммерции Казахстана в 2022 году. – 2023URL: https://kz.kursiv.media/2023-02-02/kakie-poyavilis-trendy-na-rynke-elektronnoj-kommerczii-kazah-stana-v-2022-godu/ (дата обращения: 10.11.2023)

2. Бюро национальной статистики агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. URL: https://stat.gov.kz/upload/iblock/dac/otcqx601tgme7gyurvj73g6g4j0pmyh (дата обращения: 10.11.2023)

3. UNCTAD. Information Economy Report 2015 // Unlocking the Potential of E-commerce for Developing Countries. (UNCTAD/IER). 2015, pp. 14–15.

4. Сорокина А.И. Обзор литературы по теме «Электронная коммерция»: определение понятия, проб лемы и перспективы развития // Молодой ученый. – 2016. – № 11(115). – С. 1013–1015.

5. Муслимова С. Все об электронной торговле // Информационная система для бухгалтера. – 2018. – № 9. – С. 24–26. URL: https://cdb.kz/sistema/biblioteka-bukhgaltera/articles/vse-ob-elektronnoy-torgovle-/ (дата обращения: 07.01.2024)

6. Papagiannidis S., Harris J., Morton D. WHO led the digital transformation of your company? A reflection of IT related challenges during the pandemic // International Journal of Information Management. 2020, no. 55(102166), pp. 1–5.

7. Ballerini J., Herhausen D., Ferraris A. How commitment and platform adoption drive the e-commerce performance of SMEs: A mixed-method inquiry into e-commerce affordances // International Journal of Information Management. 2023, no. 102649, рр. 101–116.

8. Huang MH. Information load: its relationship to online exploratory and shopping behavior // International Journal of Information Management. 2000, no. 20(5), pp. 337–347.

9. Taisei Yoshioka, Makoto Chikaraishi, Akimasa Fujiwara. Empirical models of consumer and merchant behavior in the two-sided market of local currency // Asian Transport Studies. 2022, no. 8, p. 44–45.

10. Bawack R.E., Bonhoure E., Kamdjoug J.-R.K., Giannakis M. How social media live streams affect online buyers: A uses and gratifications perspective International // Journal of Information Management. 2023, no. 70, рр. 357–368.

11. Альмухамбетова Б.Ж., Ерманкулова Р.И. Перспективы развития электронной коммерции в Казахстане // European journal of economics and management sciences. – 2019. – № 1. – Р. 15–20 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-elektronnoy-kommertsii-v-kazahstane (дата обращения: 03.02.2024)

12. Жанбозова А., Азатбек Т., Валиева С., Тузелбаева И., Жуманазаров К. Рынок электронной коммерции в Казахстане: анализ состояния и направления развития // Экономика: стратегия и практика. – 2021. – № 1. – C. 34–48.

13. Электронная коммерция в Центральной Азии 2023. URL: https://optimism.kz/2023/10/17/elektronnaya-kommercziya-v-kazahstane-novye-gorizonty-s-yto-express/(дата обращения: 11.12.2023)

14. Анализ рынка розничной электронной коммерции в Республике Казахстан за 2022 год. URL: https://www.pwc.com/kz/ru/publications/e-commerce-analysis/e-commerce-12M2022.html /(дата обращения: 11.12.2023)

15. Годовой отчет Каспий банка за 2022 год. URL: https://ir.kaspi.kz/financial-information/ (дата обращения: 11.12.2023)

16. Государственная программа «Цифровой Казахстан», 2018–2022. URL: https://egov.kz/cms/ru/digital-kazakhstan (дата обращения: 11.12.2023)

17. Роль последней мили в развитии электронной торговли. URL: https://kz.kursiv.media/2023-04-28/print983-mrkv-ecomm/ (дата обращения: 11.12.2023)


Рецензия

Для цитирования:


Кажиева Ж.Х., Қуантқан Б., Сапарова Б.С., Агумбаева А.Е. Тенденции и перспективы развития электронной коммерции в Республике Казахстан. Вестник университета «Туран». 2024;(2):214-229. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2024-1-2-214-229

For citation:


Kazhiyeva Zh.Kh., Kuantkan B., Saparova B.S., Agumbayeva A.Ye. Trends and prospects for the development of e-commerce in the Republic of Kazakhstan. Bulletin of "Turan" University. 2024;(2):214-229. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2024-1-2-214-229

Просмотров: 341


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1562-2959 (Print)
ISSN 2959-1236 (Online)