Современное состояние и перспективы развития туристского бизнеса в городе Алматы
https://doi.org/10.46914/1562-2959-2024-1-2-274-288
Аннотация
Туристский бизнес стремительно развивается как инструмент экономического развития, получения доходов и развития национальной и международной экономики. Ведь туристический бизнес позволяет создавать рабочие места, наращивать инвестиции и продукты. Поэтому целью данного исследования было выявление современного состояния развития туристского бизнеса в г. Алматы и SWOT-анализ основных проблем и перспектив. В ходе исследования были разработаны вопросы анкетирования с обзором литературы, входящей в базу данных Scopus и WoS, с составлением основных выводов. Опрос проводился для определения уровня развития туристского бизнеса в г. Алматы, в котором добровольно приняли участие владельцы и менеджеры 523 предприятий. В целях обеспечения точности исследования, после 3-месячного отбора были выбраны ответы 510 респондентов. Анализ ответов опроса показал, что 72,7% представителей туристского бизнеса не имеют специального туристского образования; а 32,9% не имеют договоров с персоналом. Однако отрадно стремление респондентов развивать свой бизнес, стремление преодолевать последствия и кризис пандемии Covid-19, а также то, что 29% респондентов являются молодыми предпринимателями. Кроме того, в результате SWOT-анализа стали известны сильные и слабые стороны, возможности и риски развития туристского бизнеса в Алматы. Таким образом, данное исследование помогает определить перспективное направление будущих исследований, являясь вспомогательным инструментом в решении проблем, препятствующих развитию туристской инфраструктуры г. Алматы.
Об авторах
Е. Д. ИсаковКазахстан
PhD, ст. преподаватель
г. Алматы
Б. Т. Иманбекова
Казахстан
PhD, ст. преподаватель
г. Алматы
Ж. Токенова
Казахстан
докторант
г. Алматы
А. Н. Бекен
Казахстан
м.э.н., преподаватель
г. Алматы
Список литературы
1. Gartner W.C. Factors affecting small firms in tourism: A Ghanaian perspective // In Small Firms In Tourism: International Perspectives. 2013. P. 35–51.
2. Kirzner I.M. The alert and creative entrepreneur: A clarification // Small Business Economics. 2009. Vol. 32. No. 2. P. 145–152.
3. Tomassini L., Lamond I., Burrai E. Global Citizenship and Parrhesia in Small Values-Based Tourism Firms // Leisure Sciences. 2021. P. 1–19.
4. Fuchs K. Small Tourism Businesses Adapting to the New Normal: Evidence From Thailand // Tourism: An International Interdisciplinary Journal. 2022. Vol. 70. No. 2. P. 258–269.
5. Ateljevic J. Small Tourism Firms and Management Practices in New Zealand: The Centre Stage Macro Region // Tourism Management. 2007. Vol. 28. P. 307–316.
6. Baiburiev R., David L., Abdreyeva S., Zhakupova A., Artemyev A. Impacts of tourism activities on economy of Kazakhstan // GeoJournal of Tourism and Geosites. 2018. Vol. 22. No. 2. P. 480–488.
7. Scheyvens R., Russell M. Tourism and Poverty Alleviation in Fiji: Comparing the Impacts of Small- and Large-Scale Tourism Enterprises // Journal of Sustainable Tourism. 2011. Vol. 20. P. 1–20.
8. Қазақстан Республикасының туристік саласын дамытудың 2023–2029 жылдарға арналған тұжырымдамасын бекіту туралы Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2023 жылғы 28 наурыздағы № 262 қаулысы.
9. Rogerson C.M. Urban tourism and small tourism enterprise development in Johannesburg: The case of township tourism // GeoJournal. 2004. Vol. 60. P. 249–257.
10. Aktymbayeva A., Assipova Z., Moldagaliyeva A., Nuruly Y., Koshim A. Impact of small and mediumsized tourism firms on employment in Kazakhstan // GeoJournal of Tourism and Geosites. 2020. Vol. 32. No. 4. P. 1238–1243.
11. Thomas R., Friel M., Jameson S., Parsons D. The national survey of small tourism and hospitality firms: Annual report 1996–1997. Leeds Metropolitan University. Leeds, England. 1997.
12. Page S.J., Forer P., Lawton G.R. Small business development and tourism: Terra incognita? // Tourism Management. 1999. Vol. 20. No. 4. P. 435–459.
13. Morrison A., Teixeira R. Small Business Performance: A Tourism Sector Focus // Journal of Small Business and Enterprise Development. 2004. Vol. 11. P. 166–173.
14. Akbaba A. Understanding Small Tourism Businesses: A Perspective from Turkey // Journal of Hospitality and Tourism Management. 2012. Vol. 19. No. 9.
15. Koens K., Thomas R. Is small beautiful? Understanding the contribution of small businesses in township tourism to economic development // Development Southern Africa. 2015. Vol. 32. No. 3. P. 320–332.
16. Қазақстандағы шағын және орта бизнестің даму жағдайы туралы есеп. «Даму» кәсіпкерлікті дамыту қоры. – Алматы, 2022.
17. Davidsson P., Henrekson M. Determinants of the prevalence of start-ups and high-growth firms // Small Business Economics. 2002. Vol. 19. P. 81–104.
18. Thomas R., Shaw G., Page S.J. Understanding small firms in tourism: A perspective on research trends and challenges // Tourism Management. 2011. Vol. 32. No. 5. P. 963–76.
19. Сахидаулетулу О. Шағын және орта бизнестің дамытудың тиімді тәсілдері // Заң газеті. 2019. Vol. 187. P. 3–7.
20. Shaw J. Business Population Estimates for the UK and Regions - Introducing improved statistics on the UK enterprise population // Economic and Labour Market Review. 2011. Vol. 5. P. 47–67.
21. Russell R., Faulkner B. Entrepreneurship, chaos and the tourism area lifecycle // Annals of Tourism Research. 2004. Vol. 31. No. 3. P. 556–579.
22. Roberts S., Tribe J. Sustainability Indicators for Small Tourism Enterprises – An Exploratory Perspective // Journal of Sustainable Tourism. 2008. Vol. 16. P. 575–594.
23. Shaw G., Williams A.M. Critical issues in tourism: A geographical perspective. Blackwell Publishers. 1994.
24. Lerner M., Haber, S. Performance factors of small tourism ventures: the interface of tourism, entrepreneurship and the environment // Journal of Business Venturing. 2001. Vol. 16. P. 77–100.
25. Thomas R., Thomas H. Understanding tourism policy-making in urban areas, with particular reference to small firms // Tourism Geographies. 2005. Vol. 7. No. 2. P. 121–137.
26. Morrison A., Teixeira R.M. Small firm performance in the context of agent and structure: A cross cultural comparison in the tourist accommodation sector // In Small Firms in Tourism. 2013. P. 239–255.
27. Bengtson A., Pahlberg C., Pourmand F. Small firms’ interaction with political organizations in the European Union // Industrial Marketing Management. 2009. Vol. 38. No. 6. P. 687–697.
28. Rogerson C.M., Rogerson J.M. Local economic development in Africa: Global context and research directions // Development Southern Africa. 2010. Vol. 27. No. 4. P. 465–480.
29. Mukhambetov T.I., Janguttinav G.O., Esaidar U.S., Myrzakulova G.R., Imanbekova B.T. The life cycle of sustainable eco-tourism: a Kazakhstan case study // WIT Transactions on Ecology and the Environment. 2014. Vol. 187. P. 39–49.
Рецензия
Для цитирования:
Исаков Е.Д., Иманбекова Б.Т., Токенова Ж., Бекен А.Н. Современное состояние и перспективы развития туристского бизнеса в городе Алматы. Вестник университета «Туран». 2024;(2):274-288. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2024-1-2-274-288
For citation:
Issakov Y.D., Imanbekova B.T., Tokenova Zh., Beken A.N. Current state and prospects of tourism business development in the city of Almaty. Bulletin of "Turan" University. 2024;(2):274-288. (In Kazakh) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2024-1-2-274-288