Preview

Вестник университета «Туран»

Расширенный поиск

Влияние креативного туризма на инклюзивный экономический рост

https://doi.org/10.46914/1562-2959-2024-1-2-289-301

Аннотация

Цель исследуемой статьи – составление авторской характеристики значений инклюзивного туризма и креативного развития в инклюзивной экономике на основе анализа научных работ исследователей из стран СНГ и за ее пределами в классификации значений инклюзивного развития и креативного роста при изучении влияния креативного туризма на инклюзивный экономический рост, выявление определение данных понятий и величины влияния показателей и уровня приоритетных показателей, связанных с направлением инклюзивного экономического роста, а также определение значимости в удельном весе нескольких показателей. Предлагаются механизмы регулирования, необходимые для формирования необходимого уровня развития креативного туризма при изучении направлений развития в инклюзивном экономическом росте. Актуальность статьи заключается в том, что динамичное развитие туризма в инклюзивном экономическом росте стран мира становится главной темой исследований Организации Объединенных Наций, Организации развития экономического сотрудничества, Мирового банка и всего мира. Развитие креативного туризма приведет к увеличению доли валового внутреннего продукта государств. В этой связи с 2021 года Республика Казахстан взяла курс на развитие креативного туризма по инклюзивному пути в направлении креативной экономики. В ходе исследования статьи применялись методы анализа различных показателей устойчивости, среднеарифметической оценки изучаемых показателей и значимости их удельного веса, экономического и статистического анализа, обобщения, сравнения. В заключении определено влияние нескольких показателей на общую устойчивость, определен приоритетный вес инклюзивных показателей в развитии туризма через полученные результаты, предложен комплексный подход как средство интеграции и систематизации в обеспечении необходимого уровня в развитии туризма.

Об авторах

А. А. Орынбасарова
Алихан Бокейхан университет
Казахстан

PhD, ст. преподаватель

г. Семей



А. А. Аманбаева
Алихан Бокейхан университет
Казахстан

PhD, ст. преподаватель

г. Семей

 



Б. А. Калияскарова
Университет Нархоз
Казахстан

м.э.н., ст. преподаватель

г. Алматы



Список литературы

1. «ҚР-ң туризм саласын дамыту» Заңнамасы. 2001 ж. 13 маусымы. URL: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/Z010000211_ (өтініш берілген күн: 14.05.2023)

2. «ҚР-ң туризм саласын 2019–2025 жылдары дамытуға бағытталған Мемлекттік бағдарлама. 2019 жыл 31 мамыр № 360 қаулысы. URL: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/P1900000360 (өтініш берілген күні: 30.04.2022)

3. Об утверждении Концепции развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2023–2029 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 262. URL: https://www.gov.kz/legalacts/details/P2300000262?lang= (дата обращения: 18.05.2023)

4. «Әділетті мемлекет. Біртұтас ұлт. Берекелі қоғам» ҚР Президенті Қ.К. Тоқаев халыққа жолдауы. 2022 ж. 1 қыркүйек. URL: https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-181130 (өтініш берілген күн: 14.08.2022)

5. «Әділ Қазақстанның экономикалық бағыты». ҚР Президенті Қ.К. Тоқаев халыққа жолдауы. 2023 ж. 1 қыркүйек. URL: https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-(өтініш берілген күн: 18.11.2023).

6. О развитии креативной экономики в Казахстане. Министр национальной экономики. Международный форум. – Астана. 9 июня 2023. МНЭ РК. (дата обращения: 18.17.2023)

7. Richards G., Raymond C. (2000) Creative Tourism // ATLAS News. . Vol. 23. P. 16.

8. Richards G. (2021) Creative Placemaking Strategies in Smaller Communities // Creative Tourism in Smaller Communities: Place, Culture, and Local Representation / ed. by K. Scherf. Calgary: University of Calgary Press, P. 283.

9. Попов В., Омонов К., Наумов И.В., Верененникова А. Тенденции развития социальных наук инновации // Терра Экономикс. – 2018. – T. 16. – № 3. – С. 35–59.

10. Coase R. The Nature of the Firm // Economica. 1937, vol. 4, no. 16, pp. 386–405; The Institutional Structure of Production // The American Economic Review. 1992, vol. 82, no. 4, pp.713–719.

11. Azhemoglu D. Почему одни страны богатые, а другие бедные? Происхождение власти, процветания и нищеты / Пер. с англ. – M.: Издательство АСТ, 2017.

12. World Development Report 1997: The State in a Changing World. World Bank. Oxford University Press, 1997. P. 18.

13. Inclusive Green Growth. The Pathway to Sustainable Development. International Bank for Reconstruction and Development / International Development Association or The World Bank. 2012. (accessed: 15.02.2024)

14. Global Social Progress Index. 2024. URL: https://www.socialprogress.org/2024-social-progress-index/ (accessed: 10.03.2024)

15. Министерство культуры и информации РК. Реализуемые проекты. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/mam/projects/1?lang=ru (дата обращения: 18.01.2024)

16. 2023–2029 жылдарға бағытталған туризм саласын дамыту концепциясы». ҚР-ң Спорт және туризм Министрлігі. 2023 ж. 28 наурызы, № 262 қаулысы. URL: adilet.zan.kz/kaz/docs/P2300000262 (өтініш берілген күн: 3.06.2023)

17. Денисов И.В., Петренко С.Е., Мажитова С.К., Шабалтина Л.В. Экономика впечатлений. Управление развитием туризма в Казахстане // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 12. – С. 3686–3696. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomika-vpechatleniy-upravlenie-razvitiem-turizma-v-kazahstane

18. Шілімбетова Г.Т. Шығармашылық индустрияны дамыту Қазақстанды жаңғыртудың басым бағыты ретінде. Экономика журналы: стратегия және тәжірибе. – 2018. – № 1(45). – 140 б. URL: https://esp.ieconom.kz/jour/article/view/158/154

19. Логунцова И.В. Понятие креативного туризма и его развитие в городах и регионах России // Электронный Вестник МГУ. – 2022. – № 93. – С. 197.

20. Duxbury N., Bakas F., de Castro V., Silva S. Creative Tourism Development Models towards Sustainable and Regenerative Tourism // Sustainability. Licensee MDPI, Basel, Switzerland. 2021, no. 13(1). URL: https://www.mdpi.com/journal/sustainability, https://www.mdpi.com/2071-1050/13/1/2

21. Richards G. Designing creative places: The role of creative tourism // Annals of Tourism Research. Published by Elsevier Ltd. 2020. No. 85. Р. 1029. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0160738320300669#bb0340

22. Irem Ince Keller. Koray Velibeyoğlu. The rise and fall of the rural creative class: The case of Alaçatı // City, Culture and Society. 2021. Vol. 24. P. 100372. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S1877916621000023

23. Pierce Qiang Li, Jason F. Kovacs. Creative tourism and creative spaces in China // Leisure Studies. 2022. No. 41:2. P. 180–197.


Рецензия

Для цитирования:


Орынбасарова А.А., Аманбаева А.А., Калияскарова Б.А. Влияние креативного туризма на инклюзивный экономический рост. Вестник университета «Туран». 2024;(2):289-301. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2024-1-2-289-301

For citation:


Orynbassarova A.A., Amanbayeva A.A., Kaliyaskarova B.A. The impact of creative tourism on inclusive economic growth. Bulletin of "Turan" University. 2024;(2):289-301. (In Kazakh) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2024-1-2-289-301

Просмотров: 192


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1562-2959 (Print)
ISSN 2959-1236 (Online)