Preview

Вестник университета «Туран»

Расширенный поиск

Развитие человеческого капитала в высших учебных заведениях Казахстана: финансовые инвестиции, квалификация преподавательского состава и результаты исследований (2018–2022)

https://doi.org/10.46914/1562-2959-2024-1-3-335-347

Аннотация

В данном исследовании рассматривается развитие человеческого капитала в высших учебных заведениях (вузах) Казахстана в период с 2018 по 2022 гг., с акцентом на финансовые инвестиции, инфраструктурную поддержку, квалификацию преподавательского состава, результаты исследований и достижения студентов. Используя обширные данные из официальных источников, авторы выявляют значительный рост финансовых вложений в высшее образование, с существенным увеличением расходов, доходов и инвестиций в образовательную инфраструктуру. Данные указывают на разнообразный и все более квалифицированный преподавательский состав, хотя гендерные дисбалансы сохраняются на старших академических уровнях. Исследовательская активность, измеряемая публикациями, индексированными в Scopus, демонстрирует устойчивый рост, отражающий повышение продуктивности исследований. Показатели успеваемости студентов, включая уровень выпуска и трудоустройства, подчеркивают эффективную подготовку выпускников к рынку труда с увеличением среднего уровня зарплат и уровня занятости. Инновационная деятельность в вузах, такая как подача патентных заявок и регистрация торговых марок, показывает динамичную, но переменную картину. Исследование выявляет ключевые области для улучшения, включая необходимость поддержания инвестиций, политики по продвижению гендерного равенства в академической среде и поддержку инновационной деятельности. Выводы подчеркивают важность согласования образовательных программ с потребностями рынка для дальнейшего повышения трудоустройства выпускников. Исследование предлагает ценные рекомендации для политиков и образовательных лидеров по повышению качества и конкурентоспособности высшего образования в Казахстане, способствуя социально-экономическому развитию страны.

Об авторах

Е. Оразбек
Международный университет информационных технологий
Казахстан

Докторант.

Алматы



Д. И. Закирова
Университет «Туран»
Казахстан

PhD, профессор-исследователь.

Алматы



Ю. А. Гриневич
ННГУ им. Лобачевского
Россия

К.э.н., доцент.

Нижний Новгород



Список литературы

1. Altbach P.G., Reisberg L., Rumbley L.E. Trends in Global Higher Education: Tracking an Academic Revolution. UNESCO, 2019. P. 270.

2. OECD. Education at a Glance 2020: OECD Indicators. OECD Publishing, 2020. P. 476.

3. Sagintayeva S., Serikov E. About the Structure of the Higher Education System in Connection with the Reorganization of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan // National Center for Higher Education Development. 2022, pp. 15–20.

4. Barrett P., Shmis T. The Impact of School Infrastructure on Learning: A Synthesis of the Evidence. The World Bank, 2019. P. 70.

5. Hanushek E.A., Woessmann L. The Knowledge Capital of Nations: Education and the Economics of Growth. MIT Press, 2015. P. 262

6. Hermanowicz J.C. he Professoriate in International Perspective // In: Paulsen M. (eds) Higher Education: Handbook of Theory and Research. 2011, vol. 33., p. 239–293.

7. O’Connor P. Management and Gender in Higher Education. Irish Society Series: MUP, 2014. P. 203.

8. Gebru S.G. Institutional Diversity in Higher Education: Factors, Benefits and Challenges. 2020. P. 53–72.

9. Bisenbaev A.K., Bizhkenova A.E., Aktanova A.S., Fakhrutdinova A.V. Prospects for the Development of Science and Higher Education in the Republic of Kazakhstan: Gender Patterns // Вестник Томского государственного университета. – 2023. – No. 497. – C. 134–142.

10. Pranckutė R. Web of Science (WoS) and Scopus: The Titans of Bibliographic Information in Today’s Academic World // Publications. 2021. Vol. 9. No. 12. P. 59. URL: https://doi.org/10.3390/publications9010012

11. Guo Z. Empirical Research on the Impact of Innovation Policy on Economic Growth // BCP Business & Management. 2013. Vol. 49. P. 149–158.

12. Kuzhabekova A., Ruby. A. Raising Research Productivity in a Post-Soviet Higher Education System: A Case from Central Asia // European Education. 2018. No. 50(3). P. 266–282.

13. World Development Report. The World Bank. 2018. p. 239. URL: https://www.worldbank.org/en/publication/wdr2018 (accessed: 10.09.2024)

14. Lawrence D., Lawrence A. Aligning Strategic Intelligence and Graduate Employability: A Conceptual Review // Journal of Strategic Management. 2023. V. 7. P. 61–80.

15. Gargate G., Jain K. Role of IP Policy in Innovation and Entrepreneurship Development: Case Study of HEI in India. Udyog Pragati. 2017. No. 37(3). P. 19–29.

16. Zhang W., Zhang Y. Enigma of Relationship between Digital Economy and Intellectual Property Rights: Reflections on Innovation in Digital Economy Represented by Cloud Computing // ICST Transactions on Scalable Information Systems. 2023. P. 1–13.

17. The Bureau of National Statistics of the Agency of the Republic of Kazakhstan for Strategic Planning and Reforms. URL: http://stat.gov.kz/.

18. Information and Analytical System TALDAU. URL: https://taldau.stat.gov.kz/.


Рецензия

Для цитирования:


Оразбек Е., Закирова Д.И., Гриневич Ю.А. Развитие человеческого капитала в высших учебных заведениях Казахстана: финансовые инвестиции, квалификация преподавательского состава и результаты исследований (2018–2022). Вестник университета «Туран». 2024;(3):335-347. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2024-1-3-335-347

For citation:


Orazbek Y., Zakirova D., Grinevich Y. Development of human capital in Kazakhstan’s higher education institutions: financial investments, faculty qualifications, and research output (2018–2022). Bulletin of "Turan" University. 2024;(3):335-347. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2024-1-3-335-347

Просмотров: 210


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1562-2959 (Print)
ISSN 2959-1236 (Online)