Факторы роста креативного сектора: обзор концепций развития креативных индустрий Казахстана и Великобритании
https://doi.org/10.46914/1562-2959-2024-1-4-116-128
Аннотация
Статья посвящена исследованию предпосылок и выявлению потенциала развития креативного сектора экономики в Казахстане. Основная цель работы – определить ключевые факторы, способствующие устойчивому росту креативных индустрий, посредством сравнительного анализа государственной программы Казахстана «Концепция развития креативных индустрий на 2021–2025 гг.» и британской программы Creative Industries Sector Deal. В исследовании используются методы систематического литературного обзора, сравнительного и критического анализа оценки таких факторов, как государственная поддержка, инвестиционная активность, инфраструктурные проекты и подготовка кадров. Научная значимость исследования заключается в систематизации и оценке влияния экономических, социальных и институциональных факторов на рост креативного сектора в Казахстане. Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов для разработки стратегий, направленных на развитие креативного сектора, что позволит увеличить его вклад в экономику и повысить международную конкурентоспособность Казахстана. Результаты исследования могут быть использованы для подготовки нового раздела учебного курса по инновационной экономике, а также представляют определенную ценность для экспертов в области креативной экономики.
Об авторах
М. У. ЯлкуновКазахстан
докторант
г. Алматы
Г. У. Хаджиева
Казахстан
к.э.н., профессор-исследователь
г. Алматы
Т. С. Карабчук
Объединенные Арабские Эмираты
PhD, ассоциированный профессор
г. Абу-Даби
Список литературы
1. Об утверждении Концепции развития креативных индустрий на 2021–2025 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2021 года № 860. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2100000860 (дата обращения: 20.08.2024)
2. Корпоративный фонд поддержки креативной индустрии создадут в РК. URL: https://kapital.kz/economic/114435/korporativnyy-fond-popodderzhke-kreativnoy-industrii-sozdadut-v-rk.html (дата обращения: 20.08.2024)
3. UK Government. Creative Industries Economic Estimates. London: UK Government. 2022, p. 50.
4. U.S. Bureau of Economic Analysis. Arts and Cultural Production Satellite Account. Washington, 2022, p. 120.
5. Kim S. The Creative Economy in South Korea: Past Successes and Future Prospects. Seoul: Kim. 2022, p. 200.
6. Howkins J. The Creative Economy: How People Make Money from Ideas. London: Penguin Books, 2001, p. 256.
7. Florida R. The Rise of the Creative Class: And How It’s Transforming Work, Leisure, Community and Everyday Life. New York: Basic Books, 2002, p. 432.
8. Throsby D. Economics and Culture. Cambridge: Cambridge University Press, 2001, p. 284.
9. Oakley K., O’Connor, J. The Routledge Companion to the Cultural Industries. London: Routledge, 2015, p. 432.
10. KEA European Affairs. The Economy of Culture in Europe. Brussels: European Commission, 2006, p. 134.
11. Жупарова А., Мукушева А. Развитие креативного сектора в Казахстане // Журнал экономических исследований и бизнес-администрирования. – 2021. – № 137(3). – С. 67–76.
12. Creative Industries Sector Deal. URL: https://www.gov.uk/government/publications/creativeindustries-sector-deal (accessed: 20.08.2024)
13. Kazakhstan steps up creative economy development. URL: https://astanatimes.com/2023/12/kazakhstan-steps-up-creative-economy-development/ (дата обращения: 07.10.2024)
14. Facts and Figures. URL: https://www.thecreativeindustries.co.uk/facts-figures (accessed: 07.10.2024)
15. Digital Transformation Profoundly Impacting Production, Consumption of Creative Goods, Services. URL: https://www.bignewsnetwork.com/news/274452280/digital-transformation-profoundly-impactingproduction-consumption-of-creative-goods-services-creative-economy-outlook-2024 (accessed: 07.10.2024)
16. Creative Industries Mapping Report. URL: https://kazakhstan.britishcouncil.org/programmes/arts/creative-industries-mapping-report (дата обращения: 07.10.2024).
17. World Bank – Creative Economy. URL: https://www.worldbank.org/en/topic/creativity (accessed: 14.10.2024)
Рецензия
Для цитирования:
Ялкунов М.У., Хаджиева Г.У., Карабчук Т.С. Факторы роста креативного сектора: обзор концепций развития креативных индустрий Казахстана и Великобритании. Вестник университета «Туран». 2024;(4):116-128. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2024-1-4-116-128
For citation:
Yalkunov M.U., Khadjieva G.U., Karabchuk T.S. Factors of growth in the creative sector: an overview of the development concepts of creative industries in Kazakhstan and the UK. Bulletin of "Turan" University. 2024;(4):116-128. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2024-1-4-116-128