Preview

Вестник университета «Туран»

Расширенный поиск

Экспертная оценка инновационности туризма Казахстана

https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-1-279-289

Аннотация

В современных условиях конкуренции главным условием успеха и эффективности, а порой и необходимости обеспечения выживаемости в условиях рынка выступает инновационная деятельность. Привлекательность туристских дестинаций также в значительной степени обусловлена уровнем инновационного развития туризма, соответствующего современным запросам потребителей, значительно облегчающим и ускоряющим обслуживание туристов, повышая их лояльность. Недостаточная изученность инновационного развития туристской сферы Казахстана и отсутствие его качественной оценки обусловили выбор темы данного исследования. Цель данной статьи заключается в выявлении резервов инновационного развития туристской отрасли на основе мнения экспертов – казахстанских специалистов отрасли. В качестве теоретико-методологической основы статьи выступили основополагающие принципы туризмологии, теорий инноватики и экономического развития. Теоретической и информационной базой послужили разработки отечественных и зарубежных ученых по проблемам формирования и развития отраслевой инновационной системы. Проведение исследования основано на всеобщих методах научного познания, в рамках системного подхода с применением методов анализа и синтеза, абстрактно-логического, монографического, сравнения и обобщения, графического. В статье представлены результаты проведенного социологического опроса, позволившего провести качественную оценку уровня инновационного развития туризма в мегаполисах страны. Научная значимость исследования заключается в дальнейшем развитии теоретических представлений об инновациях в сфере туризма. Практическая значимость исследования состоит в определении направлений дальнейшего развития туристских инноваций, которые могут быть использованы в программах развития туристской отрасли страны и ее регионов.

Об авторах

А. Т. Тлеубердинова
Институт экономики Комитета науки МНВО РК
Казахстан

д.э.н., доцент

г. Алматы



Б. Т. Кальменов
Казахский национальный университет им. аль-Фараби
Казахстан

докторант

г. Алматы



Т. Михалич
Люблянский университет
Словения

PhD, профессор

г. Любляна



В. Б. Кулик
Университет «Туран»
Казахстан

к.т.н., ассоциированный профессор

г. Алматы



Список литературы

1. Hjalager A.-M. A review of innovation research in tourism // Tourism Management. 2010, vol. 31, рр. 1–12.

2. Gomezelj D.O. A systematic review of research on innovation in hospitality and tourism // International Journal of Contemporary Hospitality Management. 2016, vol. 28, no. 3, pp. 516–558.

3. Pires S., Sarkar L., Carvalho L.C. Innovation in services – how different from manufacturing? // Service Industries Journal. 2008, vol. 28, no. 10, pp. 1339–1356.

4. Omeizel D.G. Innovativeness in Tourism: Model Development // Procedia Economics and Finance. 2015, vol. 23, pp. 750–756.

5. Rodriguez I., Williams A., Hall C.M. Tourism innovation policy: implementation and outcomes // Annals of Tourism Research. 2014, vol. 49, pp. 76–93

6. Alonso-Almeida M.M., Rocafort A., Borrajo F.J. Shedding Light on Eco-Innovation in Tourism: A Critical Analysis // Sustainability. 2016, vol. 12, no. 8, p. 1262.

7. Naldi S, Maulina E., Herawaty T., Irawati R. Hospitality and tourism innovation: a systematic literature review // BISMA (Bisnis dan Manajemen). 2022, vol. 14, no. 2, pp. 94–109.

8. Peters M., Pikkemaat B. Innovation in Hospitality and Tourism. New York: Routledge, 2012. 218 р.

9. Gabor M.R., Flavia O., Coca A. Innovative Tourism Products as Sustainable Solutions for Emerging Economies // Economics – innovative and economics research journal. 2023, vol. 11, no. 1, pp. 69–83.

10. Weiermair K. Product improvement or innovation: what is the key to success in tourism? 2004. URL: https://www.researchgate.net/publication/242488511 (accessed: 20.06.2024)

11. Blake A., Sinclair M.T., Soria J.A. C. Tourism productivity. Evidence from the United Kingdom // Annals of Tourism Research. 2006, vol. 33, no. 4, pp. 1099–1120.

12. Srinivasan S., Sherkar A., Jayamani J., Indora A., Mukherjee R. Tourism Innovation and The Role of Technology in Enhancing Visitor Experiences // Educational Administration: Theory and Practice. 2024, vol. 30, no. 4, pp. 1506–1513.

13. Gretzel U., Sigala M., Xiang Z., Koo C. Smart tourism: Foundations and developments // Electronic Markets. 2015, vol. 25, no. 3, pp. 179–188.

14. Hu M.-L. M., Horng J.-S., Sun Y.-H.C. Hospitality teams: Knowledge sharing and service innovation performance // Tourism Management. 2009, vol. 30, no. 1, pp. 41–50.

15. Tsonev N., Kaleychev S. Innovative Practices as a Key for a Better Management in Tourism Industry // European Journal of Economics and Business Studies. 2018, vol. 4, no. 1, pp. 8–16.

16. Zuсiga-Collazos A., Castillo-Palacio M. Impact of Image and Satisfaction on Marketing Innovation // Journal of Technology Management & Innovation. 2016, vol. 11, no. 2, pp. 70–75.

17. Huhtala J.P., Sihvonen A., Frosen J., Jaakkola M., Tikkanen H. Market orientation, innovation capability and business performance: Insights from the global financial crisis // Baltic Journal of Management. 2014, vol. 9, no. 2, pp. 134–152.

18. Saha S., Yap G. The moderation effects of political instability and terrorism on tourism development: a cross-country panel analysis // Journal of Travel Research. 2014, vol. 53, no. 4, pp. 509–521


Рецензия

Для цитирования:


Тлеубердинова А.Т., Кальменов Б.Т., Михалич Т., Кулик В.Б. Экспертная оценка инновационности туризма Казахстана. Вестник университета «Туран». 2025;(1):279-289. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-1-279-289

For citation:


Tleuberdinova A.T., Kalmenov B.T., Mihalič T., Kulik V.B. Expert evaluation of tourism innovation in Kazakhstan. Bulletin of "Turan" University. 2025;(1):279-289. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-1-279-289

Просмотров: 158


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1562-2959 (Print)
ISSN 2959-1236 (Online)