Станция Алтынколь как важный фактор развития транзитного потенциала Республики Казахстан
https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-2-253-265
Аннотация
В настоящее время международные железнодорожные коридоры становятся важными каналами перевозки грузов между разными странами. Евразийский транспортный узел состоит из нескольких международных автомобильных дорог, пересекающих территорию Республики Казахстан, автодорожные магистрали вместе с железнодорожной сетью образуют транспортно-логистическую систему терминальных перевозок. Международная автодорога Хоргос – Алматы является отправной точкой соединения с сетью автомагистралей Западный Китай – Западная Европа, что способствует взаимному сотрудничеству между странами. Станция Алтынколь является одним из основных звеньев международного транспортного коридора «Новый Шелковый путь». В связи с этим изучение существующих проблем и перспектив станции становится особенно актуальным в рамках продвигаемой Китайской Народной Республикой стратегии «Один пояс, один путь». Цель статьи – изучение имеющихся проблем логистического грузодвижения в международном железнодорожном коридоре Китай – Казахстан через станцию Алтынколь, а также поиск путей повышения эффективности грузоперевозок. Оригинальность исследования заключается в комплексном подходе к анализу современного состояния деятельности станции Алтынколь на основе данных выборочной совокупности, что позволило выявить проблемы и барьеры на пути развития приграничного перехода и цифровых технологий.
Об авторах
Ж. У. КарановаКазахстан
докторант.
Алматы
Ж. М. Тымбаева
Казахстан
к.э.н, ассоциированный профессор.
Алматы
З. Б. Ахметова
Казахстан
к.э.н., ассоциированый профессор.
Алматы
Е. М. Спанова
Китай
м.т.н.
Хэбэй
Список литературы
1. Корженгулова А.А., Тайгашинова К.Т., Назарова В.Л. Международный опыт и состояние логистики в Казахстане // Вестник университета «Туран». – 2019. – № 2.– С. 28–33.
2. Roberts M., Melecky M., Bougna T., Xu Y. Transport corridors and their wider economic benefits: A quantitative review of the literature // J Regional Sci. 2020, no. 60, pp. 207–248. URL: https://doi.org/10.1111/jors.12467
3. Persyn D., Barbero J., Díaz-Lanchas J., Lecca P., Mandras G., Salotti S. The ripple effects of large-scale transport infrastructure investment // Journal of Regional Science. 2023, no. 63, pp. 755–792. URL: https://doi.org/10.1111/jors.12639
4. Jacobsson S. Managing Terminal and Transport Processes with Access Management Services // Transportation Journal. 2023, no. 62, pp. 144–176. URL: https://doi.org/10.5325/transportationj.62.2.0144
5. Карсыбаев Е.Е., Мусалиева Р.Д., Рахметжанов А.А. Мероприятия по улучшению инфраструктуры пограничного перехода Хоргос – Алтынколь // Вестник КазАТК. – 2021. – № 2(117). – C. 41–50.
6. Вардомский Л.Б., Тураева М.О. Развитие транспортных коридоров постсоветского пространства в условиях современных геополитических и экономических вызовов. – М.: Институт экономики РАН. – 2018. – 66 с.
7. Каукенов А. Трансформация экономики Казахстана. – Астана: Типография «ИндигоПринт». – 2019. – 368 с.
8. Букреева Т.Н. Анализ трансформации мировой логистической системы в условиях дестабилизации международных отношений // Журнал прикладных исследований. – 2022. – № 5. – С. 56–62. URL: https://doi10.47576/2712-7516_2022_5_1_56.
9. Абжапбарова А.Ж., Урсарова А.К. Роль станции Алтынколь в развитии транзитно-транспортного потенциала республики / Материалы XLI Международной научно-практической конференции КазАТК им. М. Тынышпаева «Инновационные технологии на транспорте: образование, наука, практика». – 2017. – № 2. – C. 285–289.
10. Корпоративный Фонд «KAZLOGISTICS». Итоговый отчет по теме «Анализ работы станций Достык и Алтынколь в условиях множественности собственников и операторов вагонов с выработкой рекомендаций по совершенствованию процесса работы данных станций с участниками перевозочного процесса». – Нур-Султан, 2020. – 106 c. URL: https://www.kazlogistics.kz/upload/iblock/b4d/b4dd1f4bab55317fb3f1a36c2703cb8d.pdf. (дата обращения: 12.07.2024)
11. Центральноазиатское региональное экономическое сотрудничество (ЦАРЭС). Оценка железнодорожного сектора Казахстана. – 2021. – 41 c.
12. URL: https://www.carecprogram.org/uploads/CAREC-RSA-RU-KAZ-FA_1JUL2021.pdf. (дата обращения: 21.08.2024)
13. Куртикова Э.Р., Куртикова А.Р., Козина Е.М. Пограничный переход Алтынколь – Хоргос: основные проблемы и пути их решения / Материалы XVI Международной научно-практической конференции. – 2021. – № 2. – C. 390–392.
14. АО «Управляющая компания специальной экономической зоны «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос». Стратегия развития специальной экономической зоны «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» на 2020–2022 годы». – 2020. – 88 с. URL: https://khorgos.kz/ (дата обращения:13.09.2024)
15. Винокуров Е.Ю., Лобырев В.Г., Цукарев Т.В. Транспортные коридоры Шелкового пути: анализ барьеров и рекомендации по направлению инвестиций. – 2018. – 50 с.
16. Transportation accounting system. RailWagonlocation Company. URL: https://www.railwagonlocation.com. 2023. (accessed: 18.10.2024)
Рецензия
Для цитирования:
Каранова Ж.У., Тымбаева Ж.М., Ахметова З.Б., Спанова Е.М. Станция Алтынколь как важный фактор развития транзитного потенциала Республики Казахстан. Вестник университета «Туран». 2025;(2):253-265. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-2-253-265
For citation:
Karanova Zh.U., Tymbayeva Zh.M., Akhmetova Z.B., Spanova E.M. Altynkol station as an important factor in the development of the transit potential of the Republic of Kazakhstan. Bulletin of "Turan" University. 2025;(2):253-265. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-2-253-265