Устойчивое потребительское поведение и диджитал-маркетинг: интегративный обзор литературы
https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-2-356-372
Аннотация
Устойчивое потребительское поведение и цифровой маркетинг – две взаимосвязанные области, которые становятся все более важными в свете глобальных экологических проблем. Цель статьи состоит в том, чтобы расширить знания о диджитал-маркетинге и устойчивом поведении путем тщательного анализа существующих публикаций и создать исследовательскую повестку для будущих научных работ. Основываясь на методологических рекомендациях Р. Торакко и Дж. Каллахана, в этом исследовании проведен обзор литературы. Для поиска подходящих публикаций до 2024 г. были использованы данные Scopus. В результате были выделены четыре основные тематические области: факторы, способствующие устойчивому потреблению; маркетинговые усилия для устойчивого развития; отношения к устойчивости целевых рынков; проблемы устойчивого маркетинга. Результаты обзора показали, что, хотя исследования в области устойчивого потребления развиваются, они все еще недостаточно разделенные. В большинстве опубликованных статей рассматриваются влияние социальных медиа, использование теорий поведения и методы борьбы с гринвошингом. Однако несмотря на прогресс, остаются существенные пробелы. Например, влияние демографических и культурных различий, таких как предпочтения поколений Z и Y, недостаточно изучено, а комбинированные методы исследования практически не применяются. В методологии проанализированных исследований использовались количественные методы, такие как анкетирование, в то время как качественные подходы, включая интервью и кейс-стадии, применялись реже. Предложенная исследовательская повестка является важной для последующих исследований, поэтому эта работа имеет теоретическое значение. Специфика целевых рынков и методов борьбы с проблемами устойчивости может быть использована практиками для улучшения их маркетинговых стратегий.
Об авторах
Ш. ШаймерденқызыКазахстан
докторант.
Алматы
Э. Б. Оразгалиева
Казахстан
PhD, исследователь.
Алматы
Э. Исмагилова
Великобритания
PhD, ст. преподаватель.
Суонси
Список литературы
1. Diez-Martin F., Blanco-Gonzalez A., Prado-Roman C. Research challenges in digital marketing: Sustainability // Sustainability. 2019, no. 11(10), рp. 28–39. URL: https://doi.org/10.3390/su11102839.
2. Steg L., Vlek C. Encouraging pro-environmental behaviour: an integrative review and research agenda // Journal of Environmental Psychology. 2009, no. 29(1), pp. 309–317. URL: https://doi.org/10.1016/j. jenvp.2008.10.004.
3. Han H. Theory of green purchase behavior (TGPB): A new theory for sustainable consumption of green hotel and green restaurant products // Business Strategy and the Environment. 2020, no. 29(6), pp. 2815–2828. URL: https://doi.org/10.1002/bse.2545
4. The European green deal. Brussels. EU, 2019. URL: http://eur-lex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:208111e4-414e-4da5-94c1-852f1c74f351.0004.02/DOC_1&format=PDF.
5. Nekmahmud M., Naz F., Ramkissoon H., Fekete-Farkas M. Transforming consumers’ intention to purchase green products: Role of social media // Technological Forecasting and Social Change. 2022, no. 185, p. 122067.
6. Statista. Most popular social networks worldwide as of 2023, ranked by number of users // Statista. URL: https://www.statista.com (accessed: 26.12.2024)
7. Torraco R.J. Writing integrative literature reviews: Guidelines and examples // Human Resource Development Review. 2005, no. 4(3), pp. 356–367. URL: https://doi.org/10.1177/1534484305278283.
8. Callahan J.L. Writing Literature Reviews: A Reprise and Update // Human Resource Development Review. 2014, no. 13(3), pp. 271–275.
9. Lipovka А.V., Buzady Z. Leadership and gender in Kazakhstan: an integrative literature review // Вестник университета «Туран». – 2024. – № 3. – С. 98–112. URL: https://doi.org/10.46914/1562-29592024-1-3-35-98-112
10. Almansour M. Electric vehicles (EV) and sustainability: Consumer response to twin transition, the role of e-businesses and digital marketing // Technology in Society. 2022, no. 71, pp. 102–135. URL: https://doi.org/10.1016/j.techsoc.2022.102135
11. Carvalho de Oliveira J., Pereira da Silva A.W., Veiga Neto A.R., Cartaxo de Castro A.B., Ramalho Lima D.S. Determining Factors of Environmental Concern in Purchasing Decisions // Journal of Cleaner Production. 2020, no. 277, pp. 123–456.
12. Armutcu B., Zuferi R., Tan A. Green product consumption behaviour, green economic growth and sustainable development: unveiling the main determinants // Journal of Enterprising Communities: People and Places in the Global Economy. 2023, no. 4 (18), pp. 798–819. URL: https://doi.org/10.1108/JEC-05-2023-0074
13. Balzano M., Vianelli D. Introduction: Navigating Consumer Ideologies amidst Uncertainty // Micro & Macro Marketing. 2023, no. 3, pp. 447–460. URL: https://doi.org/10.1431/108709.
14. Cuc L.D., Pelau C., Szentesi S.G., Sanda G. The Impact of Green Marketing on the Consumers’ Intention to Buy Green Products in the Context of the Green Deal // Sustainability. 2022, no. 14(11), pp. 330–345. URL: 10.3390/su14116789.
15. Deo K., Prasad A. Factors influencing green energy consumer behaviour in Australia // Energy Policy. 2024, no. 178, pp. 113–456. URL: https://doi.org/10.1016/j.enpol.2024.113456.
16. Djafarova E., Foots S. Exploring ethical consumption of generation Z: theory of planned behaviour // Young Consumers: Insight and Ideas for Responsible Marketers. 2022, no. 2(23), pp. 267–283. URL: https://doi.org/10.1108/YC-12-2021-1456.
17. Mızrak F., Cevher M.F. The Impact of Social Marketing and Corporate Social Responsibility on Energy Savings as a Competitive Strategy // Handbook of Research on Achieving Sustainable Development Goals With Sustainable Marketing. IGI Global. 2023, pp. 239–254.
18. Hoekstra J.C., Leeflang P.S.H. Thriving through turbulence: Lessons from marketing academia and marketing practice // European Management Journal. 2023, no. 5(41), pp. 730–743. URL: https://doi.org/10.1016/j.emj.2022.04.007.
19. Jibril A.B., Padi A. Digital influence: a multi-group analysis of purchasing pattern among women in the context of working and non-working lifestyles // Cogent Business & Management. 2024, no. 11(1), pp. 241–389. URL: https://doi.org/10.1080/23311975.2023.2413389.
20. Kanimozhi G., Sengottuvel C. Customer Value and Sustainable Choice Behaviour in Social Commerce // Economics. 2024, no. 12(3), pp. 75–94. URL: 10.2478/eoik-2024-0021.
21. Kokkinopoulou E., Papasolomou I., Vrontis D., Porcu L. Co-creating Sustainable Buying Behavior Among Generation Z Consumers: The Role of Earned Media // Springer Proceedings in Business and Economics. 2024, pp. 123–143. URL: DOI: 10.1007/978-3-031-58429-9_8.
22. Purwanto P., Rahayu S. ‘Sexy yes, obesity no’: the role of vloggers in influencing diet food purchase with self-openness moderation // Cogent Business & Management. 2024, no. 11(1), p. 2351095. URL: https://doi.org/10.1080/23311975.2024.2351095.
23. Perez-Aranda D., Mohammadi L., Blasco M.M., Estanyol E., Fernández-de-Castro P. Reputation and eWOM in Accommodation Decision-Making: Insights from Generation Z Users // Journal of Hospitality and Tourism Management. 2024, no. 50, pp. 123–135. URL: https://doi.org/10.1016/j.jhtm.2023.10.005.
24. Piatrov I., Kusá A. Innovative approach to consumer segmentation in a digital age and their attitude to environmental issues // Proceedings of the European Conference on Innovation and Entrepreneurship. 2019, pp. 788–794.
25. Rana N. Green Marketing Strategies for Sustainable Fashion: Educating and Engaging Consumers // Chaos, Complexity, and Sustainability in Management. IGI Global. 2024, pp. 98–114. URL: https://doi.org/10.4018/979-83693-2125-6.ch006.
26. Sağkaya Güngör A., Ozansoy Çadırcı T. Understanding digital consumer: A review, synthesis, and future research agenda // International Journal of Consumer Studies. 2022, no. 46(5), pp. 1829–1858. URL: 10.1111/ijcs.12809.
27. Seyfi S., Vo-Thanh T., Zaman M. Hospitality in the age of Gen Z: a critical reflection on evolving customer and workforce expectations // International Journal of Contemporary Hospitality Management. 2024, no. 36(13), pp. 118–134. URL: https://doi.org/10.1108/IJCHM-01-2024-0035.
28. Sivarethinamohan R. Exploring the Transformation of Digital Tourism: Trends, Impacts, and Future Prospects // Proceedings of the 2023 International Conference on Digital Applications, Transformation and Economy (ICDATE 2023). 2023, pp. 1–6. URL: https://doi.org/10.1109/ICDATE58146.2023.10248691.
29. Thomas P., Kayarkatte N. Harmony in Consumption: Navigating the Landscape of Eco-Conscious Marketing // New Trends in Marketing and Consumer Science. IGI Global. 2024, pp. 215–227. URL: https://doi.org/10.4018/979-8-3693-2754-8.ch011.
30. Zhang J., Wedel M., Bloem M.W. Mitigating Food Waste in the Retail Supply Chain: Marketing Solutions // Journal of Sustainable Marketing. 2022, no. 3 (2), pp. 87–97. URL: 10.51300/jsm-2022-59.
Рецензия
Для цитирования:
Шаймерденқызы Ш., Оразгалиева Э.Б., Исмагилова Э. Устойчивое потребительское поведение и диджитал-маркетинг: интегративный обзор литературы. Вестник университета «Туран». 2025;(2):356-372. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-2-356-372
For citation:
Shaimerdenkyzy Sh., Orazgaliyeva E.B., Ismagilova E. Sustainable consumer behavior and digital marketing: an integrative literature review. Bulletin of "Turan" University. 2025;(2):356-372. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-2-356-372