Preview

Вестник университета «Туран»

Расширенный поиск

Оценка подготовки инженерных кадров: исследование потребностей работодателей Восточно-Казахстанской области

https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-2-516-529

Аннотация

Инженерное образование – фактор формирования экономического потенциала региона, следовательно, постоянное улучшение его качества обеспечит быстрые и позитивные изменения в его экономике. Стратегические задачи университета должны быть направлены на то, чтобы выпускник, покидающий его стены, был уверен в завтрашнем дне и смог быстро адаптироваться к производственной среде. Вместе с тем статистические данные Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан говорят о том, что многие выпускники инженерных специальностей вынуждены проходить переподготовку. Для решения данной проблемы важно разработать и внедрить единый управленческий подход, который обеспечит подготовку инженерных кадров в университетах с учетом актуальных экономических тенденций, потребностей рынка труда и требований основных стейкхолдеров. В статье обоснована необходимость включения универсальных компетенций (soft skills) в образовательные программы инженерных направлений. Эти навыки играют ключевую роль в междисциплинарных разработках и командной работе, а стремительное технологическое развитие требует от специалистов высокой адаптивности. Без сформированных soft skills инженеры могут испытывать затруднения в быстрой перестройке под изменяющиеся условия рынка. Онлайн-опрос работодателей ВосточноКазахстанской области позволил выявить значимые soft skills, определить их уровень и спрогнозировать компетенции будущего. Исследование подтвердило, что развитие soft skills существенно повышает профессиональную готовность выпускников, которые играют ключевую роль в адаптации специалистов к быстро меняющимся условиям на рынке труда и в технологической среде. Результаты опроса позволили разработать рекомендации по совершенствованию образовательного процесса в университетах, частичное внедрение которых позволит подготовить квалифицированные инженерные кадры для регионального рынка труда.

Об авторах

О. К. Денисова
Восточно-Казахстанский технический университет им. Д. Серикбаева
Казахстан

к.э.н., ассоциированный профессор.

Усть-Каменогорск



Ж. Т. Конурбаева
Восточно-Казахстанский технический университет им. Д. Серикбаева
Казахстан

к.э.н., ассоциированный профессор.

Усть-Каменогорск



С. Н. Суйеубаева
Восточно-Казахстанский технический университет им. Д. Серикбаева
Казахстан

к.э.н., ассоциированный профессор.

Усть-Каменогорск



М. В. Козлова
Восточно-Казахстанский технический университет им. Д. Серикбаева
Казахстан

к.э.н., ассоциированный профессор.

Усть-Каменогорск



Список литературы

1. McGowan V., Bell P. Engineering Education as the Development of Critical Sociotechnical Literacy // Sci & Educ. 2020, no. 29, pp. 981–1005.

2. Leifler O., Dahlin J. Curriculum integration of sustainability in engineering education – a national study of programme director perspectives // International Journal of Sustainability in Higher Education. 2020, vol. 21. no. 5, pp. 877–894.

3. Martin D.A., Polmear M. The two cultures of engineering education: Looking back and moving forward // Engineering, social science, and the humanities: Has their conversation come of age. 2023, no. 42, pp.133–150.

4. Shekhawat S. Enhancing employability skills of engineering graduates / In K. Sangwan, C. Herrmann (Eds.): Enhancing future skills and entrepreneurship. Sustainable production life cycle engineering and management (Springer Nature). 2020, pp. 263–269.

5. Концепция развития высшего образования и науки в Республике Казахстан на 2023–2029 годы. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000248 (дата обращения: 18.05.2024).

6. World Development Report 2016: Digital Dividends. The world bank: 2016. URL: https://www.worldbank.org/ (accessed: 25.04.2024)

7. Boyatzis R., Stubbs L., Taylor S. Learning cognitive and emotional intelligence competencies through graduate management education // Academy of Management Journal on Learning and Education. 2002, vol. 1. no. 2, pp. 150–162.

8. Radermacher A., Walia G. Gaps Between Industry Expectations and the Abilities of Graduates // Proceeding of the 44th ACM Technical Symposium on Computer Science Education (SIGCSE 2013). Denver, 2013. P. 525–530.

9. Kamaruzaman F.M., Hamid R., Mutalib A.A., Rasul M.S. Conceptual framework for the development of 4IR skills for engineering graduates // Global Journal of Engineering Education. 2019, no. 21, pp. 54–61.

10. Luthans F., Welsh D.H.B., Taylor L. A descriptive model of managerial effectiveness // Group and Organization Studies. 1988, no. 13(2), pp. 148–162.

11. Spencer L.M. Spencer S.M. Competence at Work: Models for Superior Performance // John Wiley & Sons. New York, 1993.

12. Goleman D., Boyatzis R., McKee A. Primal Leadership: Realizing the Power of Emotional Intelligence Boston. The Harvard Business Review Press, 2002. 352 p.

13. Официальный сайт рейтинга QS. 2024. URL: https://www.topuniversities.com/ (дата обращения: 25.04.2024)

14. Serrat O. Understanding and Developing Emotional Intelligence. In Knowledge Solutions. Singapore: Springer, 2017. P. 329–339.

15. Campos D.B. Desenvolvimento de um Modelo Diagnóstico de Formação de Competências Socioemocionais para Cursos de Engenharia. 2019. 222 р.

16. Paul R., Elder L. Critical Thinking: Concepts and Tools. Lanham, MD: Rowan and Littlefield, 2020. 48 р.

17. Nascimento J.H.F.C. Desenvolvimento de competências em equipes de atendimento ao cliente em empresa de tecnologia. 2019. 32 р.

18. Hasanah M., Surya E. Differences in the Abilities of Creative Thinking and Problem Solving of Students in Mathematics by Using Cooperative Learning and Learning of Problem Solving // IJSBAR. 2017, no. 34, pp. 286–299.

19. Reh F.J. The Role and Responsibilities of a Manager: Take a Look at the Role and Responsibilities of Today’s Manager. 2020.

20. Woratschek C.R., Lenox T.L. Information systems entry-level job skills: a survey of employers / In Proceedings of the Information Systems Educators Conference. San Antonio TX, 2002. No. 19.

21. Gruba P., Al-Mahmood R. Strategies for communication skills development // In Proceedings of the Sixth Australasian Conference on Computing Education. 2004, vol. 30, pp. 101–107.

22. Tibério J.R., Tonini A.M. The Role of the Engineer as a Manager: Relations and Professional Knowledge in Practice: Trabalho & Educação. 2013, no. 22, pp. 143–152.

23. Rios-Carmenado I., Rodríguez F., García C. Promoting Professional Project Management Skills in Engineering Higher Education: Project-Based Learning (PBL) Strategy // International Journal of Engineering Education. 2015, vol. 31, pp. 1–15.

24. Laranjeiro A.C., Suleman F., Botelho M.C.A. Empregabilidade dos Graduados: Competências procuradas nos anúncios de emprego // Sociologia, Problemas e Práticas. 2020, vol. 93. pp. 49–69.

25. Raman M., Koka S.A. The Ever-Increasing Demand for Soft Skills at Workplace: A Study on IT Professionals’ Perspectives: International Conference on Management and Information Systems. 2015, pp. 4–8.

26. Sjursen H.P. The new alliance between engineering and humanities educators // Global J. of Engng. Educ. 2015, vol.11., no. 2, pp. 135–139.

27. Похолков Ю.П. Концепция развития инженерного образования в современных условиях // Engineering education. – 2021. – № 30. – С. 96–107.

28. Buch A. Ideas of Holistic Engineering Meet Engineering Work Practices: Engineering Studies. 2016, vol. 8., no. 2, pp. 140–161.

29. Date G., Chandrasekharan S. Beyond Efficiency: Engineering for Sustainability Requires Solving for Pattern // Engineering Studies. 2018, vol. 10., no. 1, pp. 12–33.

30. Смаилова С.С., Вороненко M., Кумаргажанова С.K., Блинаева Е.В., Тлебалдинова A.С. Application of bayesian networks to determine the impact of higher education on economic development // Вестник ВКТУ. – 2024. – № 3. – С. 188–199.


Рецензия

Для цитирования:


Денисова О.К., Конурбаева Ж.Т., Суйеубаева С.Н., Козлова М.В. Оценка подготовки инженерных кадров: исследование потребностей работодателей Восточно-Казахстанской области. Вестник университета «Туран». 2025;(2):516-529. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-2-516-529

For citation:


Denissova О.К., Konurbayeva Zh.Т., Suieubayeva S.N., Kozlova M.V. Assessing the preparation of engineering personnel: a study of employer needs in the Еast Kazakhstan Region. Bulletin of "Turan" University. 2025;(2):516-529. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-2-516-529

Просмотров: 16


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1562-2959 (Print)
ISSN 2959-1236 (Online)