Preview

Вестник университета «Туран»

Расширенный поиск

Анализ представленности объектов инновационной инфраструктуры Казахстана в цифровом пространстве

https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-3-125-136

Аннотация

В современной экономике присутствие организации в цифровом пространстве имеет решающее значение для ее видимости и развития, поскольку предприятия и инвесторы все больше полагаются на цифровые платформы для оценки потенциального сотрудничества. Целью данного исследования является анализ представленности объектов инновационной инфраструктуры Казахстана в цифровом пространстве на основе изучения кейсов, в частности веб-сайтов 48 объектов. В ходе исследования был выполнен комплексный количественный анализ цифровой зрелости инновационных объектов Казахстана: IT-хабов, бизнес-инкубаторов и специальных экономических зон. Выявлено, что большинство сайтов объектов инновационной инфраструктуры в Казахстане предлагают базовую информацию, им не хватает глубины и инструментов взаимодействия, также отсутствуют данные об их деятельности, в том числе в отношении инвестиций, стратегических планов и прошлых проектов. Интеграция с социальными сетями присутствует, но вовлеченность остается низкой из-за нечастых обновлений и ограниченного интерактивного контента. На основе субиндексов по критериям функциональности сайта, прозрачности, активности в соцсетях и информативной обновляемости построен интегральный индекс. Факторный анализ и множественная регрессия показали значимость типа объекта для их цифровой зрелости: IT-хабы значительно опережают другие группы. Полученные результаты рекомендуются для использования при мониторинге качества цифровых инновационных платформ и выработке критериев их дигитализации. В исследовании предлагаются рекомендации по улучшению цифрового присутствия объектов инновационной инфраструктуры в Казахстане, включая повышение прозрачности их веб-сайта, внедрение удобной навигации, внедрение многоязычной поддержки и интеграцию интерактивных функций. Эти улучшения могут помочь объектам инновационной инфраструктуры повысить свою видимость, привлечь инвестиции и способствовать технологическому развитию.

Об авторах

К. Н. Жангалиева
Институт экономики КН МНВО РК
Казахстан

м.э.н., научный сотрудник

г. Алматы



З. Т. Сатпаева
Институт экономики КН МНВО РК
Казахстан

PhD, ассоциированный профессор

г. Алматы



Д. М. Кангалакова
Институт экономики КН МНВО РК
Казахстан

PhD, ассоциированный профессор

г. Алматы



Ж. Б. Бекмурат
Институт экономики КН МНВО РК
Казахстан

MBA, младший научный сотрудник

г. Алматы



Список литературы

1. Porter M.E. Strategy and the Internet // Harvard Business Review. 2001, no. 3, pp. 62–78.

2. Durica M., Durica N., Dabetic S., Maric M. The Impact of Digital Transformation on Business Processes and User Experience // IAI Academic Conference Proceedings, Belgrade International Academic. 2023, pp. 99–103.

3. Hamilton J. Porter‘s: “Strategy and the Internet” Revisited // Service Systems and Service Management. 2007, pp. 1–6.

4. Parida V., Sjödin D., Reim W. Reviewing Literature on Digitalization, Business Model Innovation, and Sustainable Industry: Past Achievements and Future Promises // Sustainability. 2019, vol. 11, pp. 391.

5. Billon M., Ezcurra R., Lera-López F. Spatial effects in website adoption by firms in European regions // Growth and Change. 2009, vol. 40, no 1, pp. 54–84. DOI: 10.1111/j.1468-2257.2008

6. Mazzoni L., Pinelli F., Riccaboni M. Measuring corporate digital divide through websites: insights from Italian firms // EPJ Data Science. 2024, vol. 13. pp. 51. DOI: 10.1140/epjds/s13688-024-00491-0.

7. Pukelis L., Stanciauskas V. Using Internet data to complement traditional innovation indicators // Conference: International Society of Scientometrics and Infometrics (ISSI). 2019. DOI:10.13140/RG.2.2.23306.41926

8. Sreenivasan A., Suresh M. Digital transformation in start-ups: a bibliometric analysis // Digital Transformation and Society. 2023, vol. 2, no 3, pp. 276–292. DOI: 10.1108/DTS-12-2022-0072.

9. Petrie H., Kheir O. The relationship between accessibility and usability of websites // Proceedings of the SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems. 2007, pp. 397–406. DOI: 10.1145/1240624.1240688.

10. Yezhebay A., Sengirova V., Igali D., Abdallah Y., Shehab E. Digital Maturity and Readiness Model for Kazakhstan SMEs // IEEE Smart Information Systems and Technologies (SIST). 2021. DOI: 10.1109/SIST50301.2021.9465890.

11. OECD. Improving Framework Conditions for the Digital Transformation of Businesses in Kazakhstan. Paris: OECD Publishing, 2023. URL: https://doi.org/10.1787/368d4d01-en (accessed: 20.05.2025)

12. European Commission. eGovernment Benchmark 2022: Synchronising Digital Governments. Luxembourg: Publications Office of the European Union. 2022. URL: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/library/egovernment-benchmark-2022 (accessed: 03.05.2025)

13. United Nations / E-Government Survey: The Future of Digital Government. New York: UN, 2022. 311 p.

14. DataReportal. Digital 2025: Kazakhstan. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2025-kazakhstan (accessed: 22.05.2025)

15. European Commission. DIGITAL EUROPE European Digital Innovation Hubs. 2022, 22 p.


Рецензия

Для цитирования:


Жангалиева К.Н., Сатпаева З.Т., Кангалакова Д.М., Бекмурат Ж.Б. Анализ представленности объектов инновационной инфраструктуры Казахстана в цифровом пространстве. Вестник университета «Туран». 2025;(3):125-136. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-3-125-136

For citation:


Zhangaliyeva K.N., Satpayeva Z.T., Кangalakova D.M., Bekmurat Zh.B. Analysis of the representation of Kazakhstan’s innovation infrastructure objects in the digital space. Bulletin of "Turan" University. 2025;(3):125-136. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-3-125-136

Просмотров: 19


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1562-2959 (Print)
ISSN 2959-1236 (Online)