Preview

Вестник университета «Туран»

Расширенный поиск

Финансирование высшего образования в контексте новых вызовов

https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-1-297-305

Аннотация

В данной статье анализируется текущая система финансирования высших учебных заведений и рассматривается мировой опыт, применяемый в других странах. Сегодняшнее развитие финансирования высшего образования претерпевает изменения в связи с новыми вызовами: усиливается процесс цифровизации; влияние на развитие высшего образования в период пандемии и постпандемии; претерпевает изменения система оплаты труда ученых и профессорско-преподавательского состава; пересматриваются вопросы грантового финансирования; меняется роль вузов в региональной политике. Основной целью данного исследования является изучение вопросов финансирования образования, сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта в данном вопросе. Другие источники финансирования начали преобладать над государственными. Динамичное развитие новых технологий, острая необходимость подготовки квалифицированных работников приводят систему образования к трансформации. Все большее количество вузов выбирают предпринимательское направление, углубляются в изучение науки – все это требует больших финансовых вложений. В связи с вышеупомянутым, учитывая все перечисленные новые вызовы, для полноценного функционирования высших учебных заведений и подготовки высококвалифицированных кадров необходимо увеличение затрат на финансирование вузов. Такие новые тренды в образовании отечественных вузов, как налаживание партнерских отношений между компаниями и вузами, цифровизация и инновации, трансформируют привычную модель высшего учебного заведения. Вузам необходимо непрерывное развитие, изменение учебного процесса и содержания дисциплин, привлечение практиков к обучению, большие вложения в материально-техническую базу вуза. Уменьшение государственных доходов привело к более действенному применению ресурсов и скрупулезному отслеживанию итогов исследований, потому приоритетом для государства является жесткая оценка итогов для их финансирования, а исследования, финансируемые частным сектором, имеют четкие цели.

Об авторах

Д. А. Аширбекова
Университет «Туран»
Казахстан

докторант

 



Г. Ж. Нурмуханова
Университет «Туран»
Казахстан

д.э.н., профессор



Список литературы

1. Устойчивость университетов в отношении модели финансирования системы высшего образования в Республике Казахстан в условиях переходного периода. Научная монография / Али Айт Си Мхамед, Р. Каcа, А.К. Сагинтаева, Г. Воссенштейн – Нур-Султан: Nazarbayev University Graduate School of Education, 2018. – 68 c. ISBN 978-601-328-572-6.

2. Education at a Glance 2021: OECD Indicators, OECD Publishing, Paris, 2021. – 205 p.

3. Alacbay A., Kelchen R., Njoku N.R., Wheelan B.S. The State of Higher Education Finances in 2021. 2021.

4. British Library. 2020 Vision Project, Trends in Research and Higher Education. London. 2020.

5. Закон.кз, 17.01.2020. Сколько высших учебных заведений действует в Казахстане? Точный адрес статьи: Высшие учебные заведения Республики Казахстан на начало 2020/2021 учебного года

6. Martin R. The Revenue-to-Cost Spiral. Raleigh: The John William Pope Center for Higher Education Policy. 2014.

7. Hotcourses Russia: Стоимость образования в США. URL: https://www.hotcourses.ru/study-in-usa/money/tuition-costs-in-the-usa/

8. Douglas J.A., Keeling R. The Big Curve: Trends in University Fees and Financing in the EU and US. Berkeley: Centre for Studies in Higher Education. 2018.

9. Salmi J. Higher Education Equity Policies across the Globe // International Higher Education. 2019, no. 98.

10. Седаш Т.Н., Каменова Е.А. Анализ мировой и российской практики финансирования высшего образования. 2021.


Рецензия

Для цитирования:


Аширбекова Д.А., Нурмуханова Г.Ж. Финансирование высшего образования в контексте новых вызовов. Вестник университета «Туран». 2022;(1):297-305. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-1-297-305

For citation:


Ashirbekova D.А., Nurmukhanova G.Z. Financing high education in the context of new challenges. Bulletin of "Turan" University. 2022;(1):297-305. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-1-297-305

Просмотров: 684


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1562-2959 (Print)
ISSN 2959-1236 (Online)