Preview

Вестник университета «Туран»

Расширенный поиск

Развитие образовательных программ прикладного бакалавриата как подход к решению вопроса занятости молодежи (NEET)

https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-1-322-330

Аннотация

Цель статьи – рассмотреть процесс развития образовательной модели прикладного бакалавриата, которая требует дальнейшего развития, так как является новым подходом к решению вопроса занятости молодежи как в зарубежных странах, так и в Республике Казахстан. Были рассмотрены существующие концепции и опыт реализации системы дуального образования по сведениям разных стран. Подробно рассмотрена существующая модель по подготовке специалистов прикладного бакалавриата в Республике Казахстан. Проведен детальный теоретический анализ, показавший сильные и слабые стороны образовательных программ. В работе авторы использовали существующие базы нормативно-правовых актов Республики Казахстан в сфере образования. Помимо этого, произведен количественный анализ реестра образовательных программ НАО «Талап» по зарегистрированным программам прикладного бакалавриата. Выявлены недостатки в вопросах взаимодействия заинтересованных сторон, образовательных структур и предприятий в реализации данной модели. В результате проведенного анализа были выявлены, систематизированы и рекомендованы дальнейшие пути совершенствования системы дуального обучения на уровне прикладного бакалавриата в Республике Казахстан. Дальнейшее внедрение и широкое использование системы дуального образования может помочь в дальнейшем развитии профессионального и послесреднего образования в рамках подготовки по специальности «прикладной бакалавр» в различных отраслях экономики страны. Реализация предлагаемой концепции позволит нивелировать существующую безработицу среди молодежи поколения NEET.

Об авторах

Н. А. Ибадильдин
Astana IT University
Казахстан

к.т.н.

г. Нур-Султан



А. Е. Артықбаева
Satbayev University
Казахстан

докторант

г. Алматы



Список литературы

1. Статистический сборник «Занятость в Республике Казахстан 2016–2020» // Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. – С. 166.

2. Loboda O., Pozdnyakova I.V. Analysis of the experience of practice oriented graduate training // Sociology and Philosophy. 2015. Vol. 4(39). P. 187–196.

3. State Program for the Development of Education and Science of the Republic of Kazakhstan for 2020– 2025 // Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan. 2019. No. 988.

4. Pîrlog R., Nuțu I.V., Purcărea A., Vlase A. The necessity of a dual education system for the Romanian automotive industry. Case study: The German dual vocational training // MATEC Web of Conferences. 2017. Vol. 112(08015).

5. Koudahl P.D. Vocational education and training: dual education and economic crisis // Procedia Social and Behavioral Science. 2010. Vol. 9. P. 1900–1905.

6. Dudyrev F., Romanova O., Shabalin A. Dual education in regions of Russia: Models, best practices, growth prospects // Education studies. 2018. Vol. 2. P. 117–137.

7. Berestova A.V., Lazareva A.V., Leontyev V.V. New Tendencies in Studies within Vocational Education in Russia // International Journal of Instruction. 2020. Vol. 13(1). P. 886–900.

8. Hummelshein S., Baur M. The German dual system of initial vocational education and training and its potential for transfer to Asia // Prospects. 2014. Vol. 44(2). P. 279–296.

9. Oeben M., Klumpp M. Transfer of the German Vocational Education and Training System—Success Factors and Hindrances with the Example of Tunisia // Education Sciences. 2021. Vol. 11(5). P. 247.

10. Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года № 979. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000979 (дата обращения: 04.12.2021)

11. Закон «Об образовании» Республики Казахстан от 27 июля 2017 года № 319-III. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000319_ (дата обращения: 04.12.2021)

12. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении Классификатора специальностей и квалификаций технического и профессионального, послесреднего образования» от 27 сентября 2018 года № 500. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017564 (дата обращения: 04.12.2021)

13. Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Государcтвенной программы «Цифровой Казахстан» от 12 декабря 2017 года № 827. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1700000827 (дата обращения: 04.12.2021)

14. Стратегия развития некоммерческого акционерного общества «Talap» на 2020–2029 годы. – 2020. URL: http://kasipkor.kz/?lang=ru (дата обращения: 04.12.2021)

15. Hoidn S., Stastny V. Labor Market Success of Initial Vocational Education and Training Graduates: A Comparative Study of Three Education Systems in Central Europe // Journal of Vocational Education & Training. 2021. P. 1–25.

16. Казун А.П., Пастухова Л.С. Практики применения проектного метода обучения: опыт разных стран // Образование и наука. – 2018. – Т. 20. – № 2. – С. 32–59. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-2-32-59

17. Wu X., Wang M. Selection of Cooperative Enterprises in Vocational Education Based on ANV // Educational Sciences: Theory and Practice. 2018. Vol. 18(5). P. 1507–1515.

18. Billet S., Seddon T. Building Community through Social Partnership around Vocational Education and Training // Journal of Vocational Education and training. 2006. Vol. 56(1). P. 51–68.


Рецензия

Для цитирования:


Ибадильдин Н.А., Артықбаева А.Е. Развитие образовательных программ прикладного бакалавриата как подход к решению вопроса занятости молодежи (NEET). Вестник университета «Туран». 2022;(1):322-330. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-1-322-330

For citation:


Ibadildin N.А., Artykbaeva Y.E. Development of “applied bachelor” programs as an approach to solving the issue of youth employment (NEET). Bulletin of "Turan" University. 2022;(1):322-330. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-1-322-330

Просмотров: 225


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1562-2959 (Print)
ISSN 2959-1236 (Online)