Preview

Вестник университета «Туран»

Расширенный поиск

Экономическая природа цифровых платформ

https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-2-38-46

Аннотация

Наблюдаемый в настоящее время беспрецедентный рост глобализации компаний, специализирующихся на создании и эксплуатации цифровых платформ, в корне меняет способы взаимодействия экономических агентов на различных рынках, воздействуя на механизмы создания стоимости. Указанные тенденции способствовали повышению интереса к цифровым платформам со стороны исследователей. Вместе с тем с экономической точки зрения цифровые платформы до настоящего времени остаются малоизученными. Настоящая статья направлена на восполнение данного пробела и преследует цель оценки основных характеристик цифровых платформ и раскрытия экономической природы цифровых платформ. В работе использован структурно-функциональный подход к исследованию сущности цифровых платформ с применением методов анализа и синтеза, визуализации и демонстрации. В рамках работы рассмотрены основные особенности, а также преимущества и недостатки, возможности и угрозы, связанные с деятельностью цифровых платформ. Описан процесс «сетевого эффекта», достигаемого при взаимодействии экономических агентов на цифровых платформах. Приведены косвенные положительные и отрицательные эффекты от подобного взаимодействия на цифровых платформах. Описаны различия между операционными, инновационными, инвестиционными и интегрированными платформами. Кроме того, приведена классификация моделей извлечения доходов цифровыми платформами с описанием их ключевых характеристик. Дана общая характеристика рынка цифровых платформ, указаны риски для национальных экономик, связанные с рыночной концентрацией глобальных цифровых платформ. Изложена необходимость государственного вмешательства в данную сферу на национальном и наднациональном уровне, обоснована целесообразность развития местных цифровых платформ, предложены некоторые меры по данному направлению. Результаты исследования вносят определенный вклад в развитие теории цифровой экономики и могут быть применены для подготовки лекций по соответствующим дисциплинам, а также служить базой для проведения более глубоких исследований.

Об авторах

А. Б. Жанбозова
Институт экономики Комитета науки МОН РК
Казахстан

научный сотрудник

г. Алматы



Д. Мусаева
Институт экономики Комитета науки МОН РК
Казахстан

PhD, научный сотрудник

г. Алматы



Т. А. Азатбек
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
Казахстан

д.э.н.

г. Нур-Султан



С. Н. Валиева
Казахский университет экономики, финансов и международной торговли
Казахстан

PhD, ст. преподаватель

г. Нур-Султан



Список литературы

1. Гретченко А.И., Горохова И.В. Цифровая платформа: новая бизнес-модель в экономике России // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. – № 1. – 2019. – С. 62–72. URL: https://doi.org/10.21686/2413-2829-2019-1-62-7

2. Strowel A.M., Vergote W. Digital Platforms: To Regulate or Not To Regulate? 2018. URL: http://hdl.handle.net/2078.3/141669 (accessed: 12.12.2021) (in Eng.)

3. UNCTAD. Digital Economy Report. Value Creation and Capture: Implications for Developing Countries // United Nations Publications, New York. 2019. ISBN: 978-92-1-112955-7 (in Eng.)

4. Parker G.G., Alstyne M.W.V, Choudary S.P. Platform Revolution: How Networked Markets are Transforming the Economy – And How to Make Them Work for You // W.W. Norton & Company, New York. 2016. ISBN: ‎ 978-0393249132 (in Eng.)

5. Beck C.H., Kluwer W. Research Group on the Law of Digital Services, Discussion Draft of a Directive on Online Intermediary Platforms, Journal of European Consumer and Market Law. 2016, no. 5, рр. 64–169.

6. Evans D., Schmalense R. Matchmakers. The new economics of multisided platforms // Harvard Bussiness Review Press. 2016. ISBN: 978-1633691728 (in Eng.)

7. Martens B. An Economic Policy Perspective on Online Platforms // Institute for Prospective Technological Studies Digital Economy Working Paper. 2016, no. 5. JRC101501. ISSN 1831-9408 (online) (in Eng.)

8. OECD. The economic and social role of Internet intermediaries. 2010. ISSN: 20716826 (online). (in Eng.)

9. Evans P., Gawer A. The rise of the platform enterprise: A global survey // The Emerging Platform Economy Series, The Centre for Global Enterprise, New York, 2016, 29 p. URL: https://www.thecge.net/app/uploads/2016/01/PDF-WEB-Platform-Survey_01_12.pdf (accessed: 12.12.2021) (in Eng.)

10. Mesropyan V. Цифровые платформы – новая рыночная власть [Digital platforms are the new market power]. – 2018. URL: https://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=46781&p=attachment (accessed: 12.12.2021) (in Russ.)

11. Van Alstyne M.W., Parker G.G, Choudary S.P. Pipelines, platforms, and the new rules of strategy // Harvard Business Review. 2016, no. 94(4), рр. 54–62.

12. Rochet J-C., Tirole J. Two-sided markets: A progress report // The RAND Journal of Economics. 2006, no. 37(3), рр. 645–667.

13. Gavrikova V. Apple стала первой в США компанией с капитализацией в $2,5 трлн [Apple becomes the first US company with a capitalization of $2.5 trillion]. URL: https://quote.rbc.ru/news/article/612dbe7b9a794738a55d90a2 (accessed: 12.12.2021) (in Russ.)

14. Интернет во всем мире захватили IT-корпорации [The Internet has been taken over by IT corporations all over the world]. URL: https://lenta.ru/articles/2020/12/11/giants/ (accessed: 12.12.2021) (in Russ.)

15. UNCTAD. Digital platforms and value creation in developing countries: Implications for national and international policies. 2020. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/tdb_ede4d2_en.pdf (accessed: 12.12.2021) (in Eng.)


Рецензия

Для цитирования:


Жанбозова А.Б., Мусаева Д., Азатбек Т.А., Валиева С.Н. Экономическая природа цифровых платформ. Вестник университета «Туран». 2022;(2):38-46. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-2-38-46

For citation:


Zhanbozova A.B., Musaeva D., Azatbek T.А., Valieva S.N. Economic nature of digital platforms. Bulletin of "Turan" University. 2022;(2):38-46. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-2-38-46

Просмотров: 613


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1562-2959 (Print)
ISSN 2959-1236 (Online)