Зарубежный опыт формирования и развития туристских кластеров
https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-3-132-144
Аннотация
Сегодня мировая практика показывает, что формирование туристских кластеров является одним из наиболее эффективных способов не только освоения территории в туристских целях, но и создания уникальных условий устойчивого развития регионального туризма в долгосрочной перспективе. Однако процесс кластерообразования достаточно сложен и обуславливает необходимость определения четких механизмов интегрирования деятельности между туристскими предприятиями и вовлекаемыми в структуру кластера государственными, образовательными, научными и иными общественными организациями. Поэтому каждая страна, реализующая политику кластеризации сферы туризма, выработала собственный опыт в данной сфере и создает кластеры исходя из специфики сформированных отношений между местным бизнес-сообществом и государством. В этой связи основной целью написания данной статьи является рассмотрение зарубежной практики кластеризации сферы туризма и определение специфических особенностей различных имеющихся моделей туристских кластеров. Выявление отличительных свойств туристских кластеров, способствующих значительному повышению привлекательности местности для отдыхающих, определяет значимость представленной работы с научной и практической точки зрения. В рамках изучения особенностей формирования и развития туристских кластеров в странах Европы, США и Азии применялись методы сравнительного анализа, аналогии и теоретического обобщения. Ценность проведенного исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в качестве информационной базы в ходе определения приоритетов развития туристских кластеров в отечественной практике.
Ключевые слова
Об авторах
А. Х. МукановКазахстан
докторант
г. Нур-Султан
Д. А. Сейдуалин
Казахстан
к.э.н, профессор
г. Нур-Султан
Л. М. Муталиева
Казахстан
к.э.н., профессор
г. Нур-Султан
Список литературы
1. Концепция развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2023 года. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1700000406 (дата обращения: 15.07.2022)
2. Государственная программа развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019–2025 годы. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000360#z1525 (дата обращения: 15.07.2022)
3. Capone F. Tourist clusters, destinations and competitiveness: theoretical issues and empirical evidences. Routledge: Taylor & Francis Group, 2016, 203 p.
4. Odinokova T. Tourism cluster as a form of innovation activity // Economics. Ecology. Socium. 2019, no. 2(3), pp. 15–26.
5. Кропинова Е.Г. Теория и практика формирования и развития трансграничных туристскорекреационных районов: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора географических наук. / Е.Г Кропинова. – СПб.: СПбГУ, 2017. – 42 с.
6. Goodwin H. The challenge of overtourism // Responsible Tourism Partnership. 2017, no. 4, pp. 1–19.
7. Кощеев Д.А., Исопескуль О.Ю. Социокультурная среда в функционировании туристского кластера // Географический вестник. – 2020. – № 2(53). – С. 141–157.
8. Жансагимова А.Е. Формирование туристского кластера в условиях развития инновационных процессов в экономике: диссертация на соискание ученой степени доктора философии (PhD) / А.Е. Жансагимова. – Астана: ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2013. – 133 с.
9. Зиядин С.Т., Молдажанов М.Б. Совершенствование управления туристским кластером региона // Вестник АГАУ. – 2015. – № 3(125). – С. 39–46.
10. Kachniewska M. Towards the definition of a tourism cluster, Journal of Entrepreneurship, Management and Innovation. 2013, no. 1(9), pp. 33–56.
11. Yalçinkaya T., Güzel T.Ageneral overview of tourism clusters, Journal of Tourism Theory and Research. 2019, no. 1(5), pp. 27–39.
12. Колодий Н.А. Маркетинговые технологии в туризме: экономика ощущений и впечатлений: учебное пособие для СПО. – М.: Изд-во Юрайт, 2019. – 326 с.
13. Бенидзе К.С. Кластерный подход в развитии сферы туризма // Российское предпринимательство: научно-практический журнал. – 2017. – № 6(18). – С. 895–908.
14. Кицис В.М., Елисеева А.В. Опыт зарубежных стран развития туристских кластеров // Экономические исследования и разработки: научно-исследовательский электронный журнал. – 2020. – № 6(24). – С. 68–73.
15. Буга А.В., Кудряшев В.С. Международный опыт создания и развития туристских кластеров // Juvenis scientia. – 2018. – № 10. – С. 37–40.
16. Нагорная М.С., Шевцова В.В. Зарубежный опыт кластерной модели управления в сфере туризма // Управление в современных системах. – 2019. – №1(21). – С. 7–13.
17. Бурук А.Ф., Убоженко Е.В. Опыт кластерной политики Азии и США // Инновации и инвестиции. – 2019. – № 9. – С. 69–75.
18. Solazzo G., Maruccia Y., Lorenzo G., Ndou V., Del Vecchio P., Elia G. Extracting insights from big social data for smarter tourism destination management, Measuring Business Excellence. 2022, no. 1(26), pp. 122–140.
19. Валеева С.В. Развитие концепции кластерного подхода в туризме // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2016. – № 1. – С. 116–130.
20. Nowak J.-J., Petit S. A reconsideration of tourism specialization in Europe, Tourism Economics. 2021, no. 8(27), pp. 1833–1838.
21. Шаяхметова Л.М. Экономическая эффективность инвестиции в индустрию туризма Республики Казахстан // Вестник Университета «Туран». – 2021. – № 3. – С. 187–193.
22. Yusuf Sh., Nabeshima K., Yamashita Sh. Growing Industrial Clusters in Asia: Serendipity and Science. Washington: The World Bank, 2008, 306 p.
23. Гришин С.Ю. Управление региональными туристскими кластерами: монография. – СПб.: Издво СПбГЭУ, 2016. – 209 с.
Рецензия
Для цитирования:
Муканов А.Х., Сейдуалин Д.А., Муталиева Л.М. Зарубежный опыт формирования и развития туристских кластеров. Вестник университета «Туран». 2022;(3):132-144. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-3-132-144
For citation:
Mukanov А.Kh., Seidualin D.А., Mutalieva L.M. Foreign experience if the formation and development of tourist clusters. Bulletin of "Turan" University. 2022;(3):132-144. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-3-132-144