Preview

Вестник университета «Туран»

Расширенный поиск

Трансформация поведения потребителей в условиях цифровизации экономики на основе количественного анализа

https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-4-116-129

Аннотация

В условиях цифровой трансформации и изменяющейся геополитической ситуации особое значение приобретает вопрос изучения изменения потребительского поведения. Последствия геополитических событий, а также распространение глобальных тенденций оказывают прямое влияние на акселерацию изменения поведения потребителей во время принятия решения о покупке, а также ее совершения. В качестве отдельного фактора воздействия на трансформацию потребительского поведения выделяют активную цифровизацию экономической сферы. Целью данной статьи является анализ основных тенденций трансформации потребительского поведения в Республике Казахстан на основе количественной оценки данных проведенного полевого исследования, а также выявление общих трендов развития рыночной ситуации глобального потребительского предпочтения. В результате проведенного анкетирования потребителей и экспертного интервью были получены количественные выражения, подтверждения основных гипотез, а также определены значимые современные факторы, влияющие на трансформацию поведения потребителей. Полученные переменные факторы влияния были также оценены посредством прямого корреляционного анализа, оценивались как казахстанские, так и мировые тенденции потребительского поведения. На основе полученных данных со стороны авторов предлагаются рекомендации в сфере поддержки и развития бизнеса в условиях динамичной трансформации поведения потребителей. Полученные результаты исследования могут быть использованы казахстанскими FMCG и ретейл-компаниями, онлайн-магазинами, маркетплейсами как при построении стратегии развития онлайн-торговли, так и при изучении современного потребительского поведения, а также при формировании политики торгового маркетинга. Помимо этого, данные могут применяться точечно при запуске маркетинговых рекламных кампаний и прочих тактических решениях.

Об авторах

З. Б. Ахметова
Казахский национальный университет им. аль-Фараби
Казахстан

к.э.н, ассоциированный профессор

г. Алматы



Ж. Т. Кожамкулова
Казахский национальный университет им. аль-Фараби
Казахстан

к.э.н, доцент

г. Алматы



И. А. Ким
Казахский национальный университет им. аль-Фараби
Казахстан

докторант

г. Алматы



Список литературы

1. Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. URL: https://taldau.stat.gov.kz/ru/NewIndex/GetIndex/3769092 (дата обращения: 3.01.2021)

2. Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. URL: https://taldau.stat.gov.kz/ru/NewIndex/GetIndex/3769091 (дата обращения: 3.01.2021)

3. Euromonitor International. URL: https://www.euromonitor.com (дата обращения: 13.01.2022)

4. Trend Economy World Digital Statistics. URL: https://trendeconomy.com/ (дата обращения: 1.01.2022)

5. Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. URL: https://taldau.stat.gov.kz/ru/NewIndex/GetIndex/3769093 (дата обращения: 3.01.2021)

6. Wayne D. Hoyer, Mirja Kroschke, Bernd Schmittc, Karsten Kraumed, Venkatesh Shankare. Transforming the Customer Experience Through New Technologie // Journal of Interactive Marketing, 2020, no. 51, pp. 57–71.

7. Anniek W.Eigenraam, Jiska Eelen, Arjenvan Lin, Verlegh A. Consumer-based Taxonomy of Digital Customer Engagement Practices // Journal of Interactive Marketing, 2018, no. 44, pp. 102–121.

8. Jorge Cruz-Cardenas, Ekaterina Zabelinac, Jorge Guadalupe-Lanas, Andres Palacio-Fierro, Carlos Ramos-Galarza. COVID-19, consumer behavior, technology, and society: A literature review and bibliometric analysis // Technological Forecasting and Social Change, 2021, no. 173, p. 2.

9. Taisei Yoshioka, Makoto Chikaraishi, Akimasa Fujiwara. Empirical models of consumer and merchant behavior in the two-sided market of local currency // Asian Transport Studies, 2022, no. 8, p. 44–45.

10. Valencia Melissa Zulu, Andriaan Mpho Nkuna. Data modelling of subsistence retail consumer purchase behavior in South Africa // Data in Brief, 2022, no. 42, pp. 2–3.

11. Lili Ding, Mengxi Liu, Ying Yang, Wen Maa. Understanding Chinese consumers’ purchase intention towards traceable seafood using an extended Theory of Planned Behavior model // Marine Policy, 2022, no. 173, pp. 40–45.

12. Rithika Dulam, Kazuo Furuta, Taro Kanno. Quantitative decision-making model to analyze the postdisaster consumer behavior // International Journal of Disaster Risk Reduction, 2021, no. 61, pp. 2–3.

13. XinTian, Shasha Cao, Yan Song. The impact of weather on consumer behavior and retail performance: Evidence from a convenience store chain in China // Journal of Retailing and Consumer Services, 2021, no. 62, pp. 26–30.

14. Anurag Dugar, Pankaj Chamola. Retailers with traits of consumer: Exploring the existence and antecedents of brand loyalty in small unorganized retailers // Journal of Retailing and Consumer Services, 2021, no. 62, pp. 75–80.

15. Anouk Zeeuw van der Laan, Marco Aurisicchio. Archetypical consumer roles in closing the loops of resource flows for Fast-Moving Consumer Goods // Journal of Cleaner Production, 2019, no. 236, pp. 56–58.

16. Nancy M.P. Bocken, Alisa Harsch, Ilka Weissbrod. Circular business models for the fastmoving consumer goods industry: Desirability, feasibility, and viability // Sustainable Production and Consumption, 2022, no. 30, pp. 799–814.

17. Yegina N.A., Zemskova E.S., Gorin V.A., Stepanova D.I. Applying Consumer Behavior Theory in the Context of the Digital Transformation of the Economy // International Journal of Supply Chain Management. Article UK. 2019, no. 8, pp. 341–347.

18. Абдунурова А.А. Цифровое поведение потребителей в Казахстане // Central Asian Economic Review. – 2019. – № 1. – С. 55–64.

19. Ибраева Э.А., Лоу Патрик Ким Ченг. Модели потребительского поведения в казахстанском обществе // Проблемы Науки. – 2016. – № 1 – С. 54.


Рецензия

Для цитирования:


Ахметова З.Б., Кожамкулова Ж.Т., Ким И.А. Трансформация поведения потребителей в условиях цифровизации экономики на основе количественного анализа. Вестник университета «Туран». 2022;(4):116-129. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-4-116-129

For citation:


Akhmetova Z.B., Kozhamkulova J.T., Kim I.A. Consumer behavior transformation in the digital economy on the basis of quantitative analysis. Bulletin of "Turan" University. 2022;(4):116-129. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-4-116-129

Просмотров: 757


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1562-2959 (Print)
ISSN 2959-1236 (Online)