Продвижение образовательных услуг вуза в условиях цифровизации
https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-4-300-310
Аннотация
В современных условиях постоянной конкурентной борьбы казахстанские вузы используют различные каналы продвижения образовательных услуг. Это и офлайн, и онлайн маркетинговые каналы продвижения. И если традиционные каналы продвижения достаточно хорошо изучены и понятны, то цифровые каналы требуют проработки и повышения эффективности их использования. Интернет является главным источником информации для молодежи. Интернет-продвижение образовательных услуг становится лидирующей сферой маркетинга любого уровня и потребительского сегмента. Этот процесс коснулся и вузов. Казахстанские вузы в недостаточной мере используют цифровой маркетинг для продвижения образовательных услуг. Трансформация использования каналов передачи информации требует изменения в подходах по продвижению образовательных услуг. Целью статьи является разработка алгоритма онлайн-продвижения образовательных услуг на основе анализа цифровых методов продвижения. Использованы методы анализа и синтеза, метод системного анализа, ретроспективный анализ литературы, веб-аналитика, сравнительный анализ, анализ статистических данных, неформализованный анализ документов. Инструментом для анализа использован ресурс similarweb.com. Выполнен компаративный анализ сетевого трафика и действий клиентов и конкрентов сайтов ведущих вузов Республики Казахстан. На основе проведенного анализа сделаны выводы о недоиспользовании источников трафика на сайт. Разработан алгоритм онлайн-продвижения образовательных услуг. Сделаны выводы о необходимости проведения ретаргетинга продвижения образовательных услуг вуза и комплексном использовании традиционного и цифрового маркетинга для обеспечения и роста конкурентоспособности вуза. Результаты исследования могут быть использованы образовательными учреждениями при разработке маркетинговой стратегии продвижения образовательных услуг.
Ключевые слова
Об авторах
В. Р. ЗарубинаКазахстан
к.э.н., профессор
г. Костанай
М. Ю. Зарубин
Казахстан
к.т.н., профессор
г. Костанай
Е. В. Васильчук
Казахстан
д.э.н.
г. Костанай
Список литературы
1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 726. «Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020–2025 годы» URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000988 (дата обращения 10.10.2022)
2. Статистика интернета и соцсетей на 2022 год – цифры и тренды в мире и в России. URL: https://www.web-canape.ru/business/statistika-interneta-i-socsetej-na-2022-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii (дата обращения 10.10.2022)
3. Indiani N., Fahick G. Transforming Online Purchase Intent Into Actual Purchase: The Regulatory Role Of Transaction Security And Convenience // Business: Theory and Practice, 2020, no. 21(1), pp. 18–29.
4. Kotler P., Kartajaya H., Setiawan I. Marketing 5.0: Technology for Humanity. URL: https://www.wiley.com/enus/Marketing+5+0%3A+Technology+for+Humanity-p-9781119668541 (дата обращения 10.10.2022)
5. Chari S., Katsikeas K., Balabanis G., Robson M. Emergent Marketing Strategies and Effectiveness: The Impact of Market Uncertainty and Strategic Feedback Systems // British Management Journal, 2014., no. 25(2). – рр. 145–165.
6. Brown N. SaaS marketing strategy: 12 proven tactics to execute and exactly how. URL: https://accelerateagency.ai/saas-marketing-strategy (дата обращения: 10.10.2022)
7. Hall S. B2B Digital Marketing Strategy: How to Use New Frameworks and Models to Achieve Growth. URL: https://www.amazon.com/B2B-Digital-Marketing-Strategy-Frameworks/dp/1789662540 (дата обращения 10.10.2022)
8. Данько Т., Китова О. Вопросы развития цифрового маркетинг // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2013. – № 3(47). – C. 261–265.
9. Рахимбердинова М. Формирование и реализация маркетинговой политики телекоммуникационной компании в условиях «цифрового Казахстана» и общемировых трендов // Central Asian Economic Review. –Алматы: Экономика, 2019. – № 4(127). – С. 156–170.
10. Дюсембекова Ж. Управление маркетинговым потенциалом предприятий легкой промышленности // Central Asian Economic Review. – Алматы: Экономика, 2019. – № 4(127). – C. 67–75.
11. Соболева Т. Интернет маркетинг образовательных услуг // Междисциплинарный диалог: современные тенденции в общественных, гуманитарных, естественных и технических науках. – 2014. – № 1. – С. 148–155.
12. Муратова Е. Методы интернет-продвижения образовательных услуг вузов // Московский экономический журнал. – 2019. – № 9. – С. 646–652.
13. Андреева О. Стратегии и инструменты продвижения дополнительных образовательных услуг вуза в цифровой среде // Актуальные исследования. – 2021. – № 20(47). – С. 46–50.
14. Байкова И., Канафьева В. Исследование эффективности продвижения образовательных услуг инструментами интернет-маркетинга // Петербургский экономический журнал. – 2021. – № 1. – С. 60–77.
15. Насакаева Б. Возможности развития интернет-маркетинга в республике Казахстан // Практический маркетинг. – 2021. – № 5. – С. 22–29.
16. Шевченко Д. Цифровой маркетинг в сфере образования // Практический маркетинг. – 2018. – № 1(251). – С. 3–11.
17. Прохорова М., Булганина С., Григорян Н., Вдовина О. Продвижение образовательных услуг вуза на сайте вуза: проблемы и возможности // Московский экономический журнал. – 2020. – № 1. – С. 390–396.
18. Накипова Г. Образовательный маркетинг: теория и практика. URL: https://rep.keu.kz/bitstream (дата обращения: 15.09.2022)
19. Серикбаев М. Конкурентоспособность вузов Казахстана в условиях глобальной интеграции // URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=39166058&pos=6;-106#pos=6;-106 (дата обращения: 15.09.2022)
20. Глухова Л., Корнеева Е., Крайнева Р. Развитие маркетинга отношений стейкхолдеров в образовательной деятельности // Вестник ВУиТ. – 2020. – № 1(45). – С. 41–49.
Рецензия
Для цитирования:
Зарубина В.Р., Зарубин М.Ю., Васильчук Е.В. Продвижение образовательных услуг вуза в условиях цифровизации. Вестник университета «Туран». 2022;(4):300-310. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-4-300-310
For citation:
Zarubina V.R., Zarubin M.Y., Vasilchuk E.V. Promotion of educational services of the university in the conditions of digitalization. Bulletin of "Turan" University. 2022;(4):300-310. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-4-300-310