Preview

Вестник университета «Туран»

Расширенный поиск

Тенденции развития рынка электронной коммерции в сегменте розничных продаж

https://doi.org/10.46914/1562-2959-2023-1-1-227-239

Аннотация

Беспрецедентный рост объемов электронной коммерции во всем мире наряду с экспансией глобальных компаний электронной коммерции в развивающиеся страны, в том числе и в Казахстан, требует совершенствования современной государственной политики в сфере содействия развитию электронной коммерции в стране. В данном аспекте актуальным представляется аналитическое сопровождение такой политики, в которой отразились бы анализ спроса и предложения на рынке с выявлением тенденций его развития, анализ предпочтений и привычек потребителей, выявление региональных различий в практике развития электронной коммерции. Цель статьи – выявление тенденций развития рынка электронной коммерции в сегменте розничных продаж на основе проведения количественного и качественного анализа рынка электронной коммерции в разрезе его поставщиков, посредников и потребителей. Методика исследования предполагает применение системного подхода к исследованию тенденций развития рынка электронной коммерции с использованием методов обобщения, систематизации, сравнения, статистического и структурного анализа. Значимость результатов проводимого исследования заключается в приоритетности развития рынка электронной коммерции в Казахстане, где он назван драйвером экономического роста страны, согласно положениям «Дорожной карты развития электронной коммерции в РК до 2025 года», реализуемой в рамках государственной программы «Цифровой Казахстан». Статья подготовлена в рамках проекта грантового финансирования Министерства образования и науки Республики Казахстан «Формирование институциональной среды рынка электронной коммерции в Казахстане, ее оценка и разработка механизма развития» (ИРН AP14871419).

Об авторах

А. Б. Жанбозова
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
Россия

Докторант.

Астана



Т. А. Азатбек
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
Россия

Доктор экономических наук, профессор.

Астана



Д. М. Дадабаева
Университет Туран
Россия

Кандидат экономических наук, ассоциированный профессор.

Алматы



К. Кашкинбаева
Казахский университет технологии и бизнеса
Россия

Казахский университет технологии и бизнеса

Магистр.



Список литературы

1. Как в 2020 году росли рынки e-commerce в разных странах? URL: https://belretail.by/news/kak-v-godu-rosli-ryinki-e-commerce-v-raznyih-stranah (аccessеd: 06.03.2022)

2. Жанбозова А.Б., Азатбек Т.А., Жуманазаров К.Б. Вопросы налогообложения электронной коммерции // Учет, статистика и аудит. – 2020. – № 1(76). – С. 222–226.

3. Козье Д. Электронная коммерция / Пер. с англ. – М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 1999. – 288 с.

4. Harihara Р.S. Challenges and opportunities of E-commerce // International Journal of Marketing, Financial, Services & Management Research. 2012. No. 1. Р. 98–108. doi:10.13140/RG.2.1.2392.536

5. Friberg R., Ganslandt M., Sandström M. E-commerce and prices – theory and evidence // SSE/ EFI Working Paper Series in Economics and Finance, Stockholm School of Economics, 2000. No 389. URL: https://EconPapers.repec.org/RePEc:hhs:hastef:0389 (аccessеd: 19.11.2019)

6. Smith M., Bailey J., Brynjolfsson E. Understanding digital markets: review and assessment // MIT Press, 1999. 34 p.

7. Kauffman R.J., Walden E.A. Economics and electronic commerce: Survey and directions for research // International Journal of Electronic Commerce. 2001. No. 5(4). P. 5–116.

8. Kleindl B.A. Strategic Electronic Marketing: Managing E-Business / B.A. Kleindl -Mason: Thomson, 2002. 428 p.

9. Strauss J., Frost R. E-marketing / J. Strauss, R. Frost. Upper Saddle River: Prentice-Hall, 2001. 519 p.

10. Wang T., Kang J.W., Valentine V.F. A holistic analysis of national e-commerce and logistics development. Marit Econ Logist. 2020. No. 22. Р. 500–513. doi: 10.1057/s41278-020-00151-w

11. Defining and measuring e-commerce: A status report // OECD Working Party on Indicators for the Information, 1999. URL: http://www.oecd.org/sti/ieconomy/2092477.pdf (accessed: 19.09.2020)

12. Давыдов В.М., Рудецкая А.В. Электронная коммерция. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2015. – 149 с.

13. Лапидус Л.В. Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией: монография. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 381 с.

14. Крымский И.А., Павлов К.В. Проблемы и перспективы развития электронной экономики в России. – Мурманск: Изд-во Кольского НЦ РАН, 2007. – 189 с.

15. Калужский М.Л. Особенности трансформации маркетинга в электронной коммерции // Омский научный вестник. – 2013. – № 1(115). – С. 55–58.

16. Калужский М.Л. Электронная коммерция: маркетинговые сети и инфраструктура рынка. – Москва: Экономика, 2014. – 328 с.

17. Ахметов А. Составлен портрет казахстанского интернет-покупателя. URL: https://www.zakon.kz/6011510-sostavlen-portret-kazakhstanskogo-internet-pokupatelia.html (accessed: 20.09.2022)

18. Об электронной коммерции в Республике Казахстан в 2019 г. Бюллетень / Комитет по статистике МНЭ РК, 2020. URL: https://stat.gov.kz/api/getFile/?docId=ESTAT359349 (accessed: 20.09.2022)

19. Об электронной коммерции в Республике Казахстан в 2020 г. Бюллетень / Комитет по статистике МНЭ РК, 2021. URL: https://stat.gov.kz/api/getFile/?docId=ESTAT417804 (accessed: 01.09.2022)

20. Электронная коммерция в Республике Казахстан. Брошюра / Комитет по статистике МНЭ РК, 2020. – 6 с. URL: https://stat.gov.kz/api/getFile/?docId=ESTAT374584 (accessed: 09.09.2021)


Рецензия

Для цитирования:


Жанбозова А.Б., Азатбек Т.А., Дадабаева Д.М., Кашкинбаева К. Тенденции развития рынка электронной коммерции в сегменте розничных продаж. Вестник университета «Туран». 2023;(1):227-239. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2023-1-1-227-239

For citation:


Zhanbozova A.B., Azatbek T.A., Dadabayeva D.M., Kahhkinbayeva K. E-commerce market development trend in the retail segment. Bulletin of "Turan" University. 2023;(1):227-239. (In Kazakh) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2023-1-1-227-239

Просмотров: 465


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1562-2959 (Print)
ISSN 2959-1236 (Online)