Preview

Вестник университета «Туран»

Расширенный поиск

Трудоустройство выпускников STEM в казахстане: текущая ситуация

https://doi.org/10.46914/1562-2959-2023-1-1-349-361

Аннотация

В работе анализируется текущая ситуация, наблюдаемая в сфере трудоустройства выпускников вузов Казахстана, освоивших образовательные программы высшего и послевузовского образования по профилям STEM-сегмента (наука, технологии, инженерия и математика) по состоянию на 2021 год. Цель данного исследования – смоделировать траектории выпускников STEM-программ непосредственно после окончания вуза и оценить масштабы кадровых потоков в контексте национального рынка труда Казахстана. Для целей статьи используются официальные статистические данные Бюро национальной статистики по рынку труда и результатам деятельности вузов, а также вторичные источники литературы, характеризующие отдельные аспекты интеграции выпускников в начале карьеры. Результаты анализа продемонстрировали, что большинство STEM-выпускников в Казахстане по окончании вуза трудоустраиваются на места, не связанные со STEM-профилем. При этом у подавляющего большинства тех, кто после вуза устраивается на позиции, связанные со STEM-профилем, работа напрямую не связана с профилем полученного образования. Установлено, что ежегодный набор в STEM-сегмент рынка труда потенциально может затрагивать лишь менее половины выпускников STEM-программ как уровня бакалавриата, так и уровней магистратуры и PhD. Использование статистических данных в связке с результатами предыдущих качественных исследований позволило оценить предпосылки выпускников, фокусирующихся на эффективном использовании полученных навыков на рынке труда. Отмечается наличие диспропорций, связанных с численностью выпускников STEM, их стремлением начинать карьеру в сферах STEM и практикой найма работодателей. Предлагаются дальнейшие траектории эмпирических исследований в сфере подготовки STEM-специалистов и их дальнейшего трудоустройства с учетом имеющихся ограничений в наборах данных.

Об авторах

А. С. Дмитриенко
Назарбаев Университет
Казахстан

Докторант.

Астана



А. С. Кужабекова
Назарбаев Университет
Казахстан

PhD, ассоциированный профессор.

Астана



Список литературы

1. Breznitz S.M., Zhang Q. Determinants of graduates’ entrepreneurial activity // Small Business Economics. 2020, no. 55, pp. 1039–1056.

2. Smith E., White P. Where do all the STEM graduates go? Higher education, the labour market and career trajectories in the UK // Journal of Science Education and Technology. 2019, no. 28, pp. 26–40.

3. Winters J.V. STEM graduates, human capital externalities, and wages in the US // Regional Science and Urban Economics. 2014, no. 48, pp. 190–198.

4. Wakeham W. Wakeham review of STEM degree provision and graduate employability // Innovation and Skills: Department for Business, 2016.

5. Peri G., Shih K., Sparber C. STEM workers, H-1B visas, and productivity in US cities // Journal of Labor Economics. 2015, no. 33, pp. 225–255.

6. Wright R., Ellis M., Townley M. The matching of STEM degree holders with STEM occupations in large metropolitan labor markets in the United States: Economic Geography. 2017, no. 93, pp. 185–201.

7. Francesco A.L., Minazheva G.S., Sadyrova M. S., Shakhmatova N.V. Employment of graduates of Kazakhstan universities: analysis of problems // Central Asian Journal of Social Sciences and Humanities. 2020, no. 6, pp. 36–44.

8. Lysenko T., Wang Q. College location and labor market outcomes for STEM graduates in the US // GeoJournal. 2022, pp. 1–23.

9. Peng R. J., Glass J., Sassler S. Creating Our Gendered Selves—College Experiences, Work and Family Plans, Gender Ideologies, and Desired Work Amenities Among STEM Graduates // Social Currents. 2022, no. 9, pp. 459–485.

10. Jelks S.M., Crain A.M. Sticking with STEM: Understanding STEM career persistence among STEM bachelor’s degree holders // The Journal of Higher Education. 2020, no. 91, pp. 805–831.

11. Sterling A.D., Thompson M.E., Wang S., Kusimo A., Gilmartin S., Sheppard S. The confidence gap predicts the gender pay gap among STEM graduates // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2020, no. 117, pp. 30303–30308.

12. White P., Smith E. From subject choice to career path: Female STEM graduates in the UK labour market // Oxford Review of Education. 2022, pp. 1–17.

13. Smith E., White P. Moving along the STEM pipeline? The long-term employment patterns of science, technology, engineering and maths graduates in the United Kingdom: Research Papers in Education. 2020, pp. 1–22.

14. Grinis I. The STEM requirements of “Non-STEM” jobs: Evidence from UK online vacancy postings: Economics of Education Review. 2019, no. 70, pp. 144–158.

15. d’Aguiar S., Harrison N. Returning from earning: UK graduates returning to postgraduate study, with particular respect to STEM subjects, gender and ethnicity // Journal of Education and Work. 2016, no. 29, pp. 584–613.

16. Frank K. A Gender Analysis of the Occupational Pathways of STEM Graduates in Canada // Analytical Studies Branch Research Paper Series. Statistics Canada, Canada, 2019.

17. Picot G., Hou F. Immigrant STEM workers in the Canadian economy: skill utilization and earnings // Canadian Public Policy. 2018, no. 44, pp. 113–124.

18. Dobbs R., Madgavkar A. The world at work: Matching skills and jobs in Asia // Prospects. 2014, no. 44, pp. 197–210.

19. Yao C.W., Tuliao M.D. Soft skill development for employability: A case study of stem graduate students at a Vietnamese transnational university: Higher Education, Skills and Work-Based Learning. 2019, no. 9, pp. 250–263.

20. Almukhambetova A., Kuzhabekova A. Factors affecting the decision of female students to enrol in undergraduate science, technology, engineering and mathematics majors in Kazakhstan // International Journal of Science Education. 2020, no. 42, pp. 934–954.

21. Almukhambetova A., Kuzhabekova A. Negotiating conflicting discourses. Female students’ experiences in STEM majors in an international university in Central Asia // International Journal of Science Education. 2021, no. 43, pp. 570–593.


Рецензия

Для цитирования:


Дмитриенко А.С., Кужабекова А.С. Трудоустройство выпускников STEM в казахстане: текущая ситуация. Вестник университета «Туран». 2023;(1):349-361. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2023-1-1-349-361

For citation:


Dmitrienko A.S., Kuzhabekova A.S. Employment of STEM graduates in Kazakhstan: current situation. Bulletin of "Turan" University. 2023;(1):349-361. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2023-1-1-349-361

Просмотров: 583


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1562-2959 (Print)
ISSN 2959-1236 (Online)