Анализ рынка товаров повседневного спроса в Республике Казахстан с учетом динамики потребительской лояльности
https://doi.org/10.46914/1562-2959-2023-1-2-79-91
Аннотация
В результате формирования новых геополитических, экономических и социальных условий рынок товаров широкого потребления претерпевает высокую волатильность, влекущую его значительные изменения. При этом трансформация касается не только поведения потребителей, но и сбытовой политики компаний, реализующих товары FMCG-сектора. В научной статье приведены актуальные показатели рынка FMCG Республики Казахстан. Результаты изменения отдельных поведенческих характеристик потребителей представлены в результате интерпретации данных проведенного опроса. Цель исследования – изучение влияния трансформации потребительского поведения на рынок товаров повседневного потребления (FMCG) Республики Казахстан. В качестве методов исследования использованы статистический анализ, опрос, глубинное интервью. Характеристики рынка были отражены по результатам статистического среза трех кварталов 2022 г. Прогноз дальнейшей трансформации рынка и объяснение отдельных тенденций сформированы на основе данных проведенного экспертного интервью. В результате трехэтапного исследования получены актуальные данные по объему и структуре рынка FMCG, описаны отдельные характеристики современных потребителей, а также оценены возможности улучшения показателей потребительской лояльности в Республике Казахстан. Результаты исследования могут быть использованы казахстанскими FMCG и розничными компаниями при построении стратегий сбыта, изучении поведения современного потребителя, а также при формировании политики сбыта и принятии тактических решений. В особенности данные исследования могут быть актуальны для компаний, не имеющих собственных аналитических инструментов.
Об авторах
З. Б. АхметоваКазахстан
к.э.н., доцент
г. Алматы
А. Конопелько
Польша
PhD
г. Белосток
И. А. Ким
Казахстан
докторант
г. Алматы
Список литературы
1. The Nielsen Company LLC. Nielsen Official source: Consumer Index. URL: https://www.nielsen.com (1.04.2022)
2. Nasiri G. Reza, Kalantari Mohammad, Karimi Behrooz. Fast-moving consumer goods network design with pricing policy in an uncertain environment with correlated demands // Computers & Industrial Engineering. 2021. No. 153. P. 1–5.
3. Xavier Andrade, Luís Guimarães, Gonçalo Figueira. Product line selection of fast-moving consumer goods // Omega. 2021. No. 102. P. 4–9.
4. Kuzmina Ksenija, Prendeville Sharon, Walker Dale, Charnley Fiona. Future scenarios for fast-moving consumer goods in a circular economy // Futures. 2019. No. 107. P. 74–88.
5. Cha Yong Uk, Min Jae Park. Consumer preference and market segmentation strategy in the fastmoving consumer goods industry: The case of women’s disposable sanitary pads // Sustainable Production and Consumption. 2019. No. 19. P. 130–140.
6. Sundström Malin, Sara Hjelm-Lidholm. Re-positioning customer loyalty in a fast-moving consumer goods market // Australasian Marketing Journal (AMJ). 2020. No. 28. P. 30–34.
7. Sarangi Subrat, Chakraborty Abhishek, Konstantinos P. Triantis. Multimarket competition effects on product line decisions – a multi-objective decision model in fast moving consumer goods industry // Journal of Business Research. 2021. No. 133. P. 388–398.
8. Nancy M.P. Bocken, Alisa Harsch, Ilka Weissbrod. Circular business models for the fast-moving consumer goods industry: Desirability, feasibility, and viability // Sustainable Production and Consumption. 2022. No. 30. P. 799–814.
9. Kolla Oliver, Plank Andreas. Do shoppers choose the same brand on the next trip when facing the same context? An empirical investigation in FMCG retailing // Journal of Retailing. 2022. P. 7–13.
10. Klein Andreas, Schmitz Gertrud. Main-format dominance in consumers’ FMCG cross-format shopping patterns // Journal of Retailing and Consumer Services. 2016. No. 30. P. 105–115.
11. Pourhejazy Pourya, Sarkis Joseph, Zhu Qinghua. Product deletion as a strategic operational decision: Exploring the sequential effect of main criteria on decision-making // Computers & Industrial Engineering. 2020. No. 140. P. 2–8.
12. Kondo Fumiyo N, Okubo Taishi. Understanding multi-channel consumer behavior: A comparison between segmentations of multi-channel purchases by product category and overall products // Journal of Retailing and Consumer Services. 2022. No. 64. P. 2–7.
13. Mohan Bijuna C., Sequeira A.H. The impact of customer-based brand equity on the operational performance of FMCG companies in India // IIMB Management Review. 2016. No. 28. P. 13–19.
14. Navarro Héctor Ángel Ramírez, Vieira José Geraldo Vidal, Fransoo Jan C. Understanding urban logistics and consumer behavior in São Paulo city // Case Studies on Transport Policy. 2021. No. 9. P. 1630– 1640.
15. Tarallo Elcio, Akabane Getúlio K., Shimabukuro Camilo I, Mello Jose, Amancio Douglas // Machine Learning in Predicting Demand for Fast-Moving Consumer Goods: An Exploratory Research // IFAC. 2019. P. 737–742.
16. Bashir Hussnain, Jørgensen Sveinung, Pedersen Lars, Jacob Tynes, Skard Siv. Experimenting with sustainable business models in fast-moving consumer goods // Journal of Cleaner Production. 2020. No. 270. P. 2–7.
17. The Nielsen Company LLC. Nielsen Official source. URL: https://www.nielsen.com (1.11.2022)
Рецензия
Для цитирования:
Ахметова З.Б., Конопелько А., Ким И.А. Анализ рынка товаров повседневного спроса в Республике Казахстан с учетом динамики потребительской лояльности. Вестник университета «Туран». 2023;(2):79-91. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2023-1-2-79-91
For citation:
Akhmetova Z.B., Konopelko A., Kim I.A. Dynamic analysis of consumer loyalty fast-moving consumer goods market in the Republic of Kazakhstan. Bulletin of "Turan" University. 2023;(2):79-91. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2023-1-2-79-91