Preview

Вестник университета «Туран»

Расширенный поиск

Повышение конкурентоспособности отечественной продукции

https://doi.org/10.46914/1562-2959-2023-1-2-92-104

Аннотация

В рыночной экономике категория конкурентоспособности является одной из ключевых. Уровень конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятием, характеризует эффективность его функционирования. Открытие казахстанского рынка для зарубежных компаний привело к оживлению конкуренции. Вместе с тем значительная часть продукции казахстанских предприятий оказалась неконкурентоспособной не только на мировом, но и на внутреннем рынке. В связи с этим в промышленной политике Казахстан в настоящее время придерживается безальтернативного курса на развитие несырьевых секторов экономики, не зависящих от конъюнктуры мировых рынков [1]. В этой связи назрела необходимость разработки концептуальных направлений повышения конкурентоспособности продукции предприятий добывающих отраслей промышленности. На примере ковровой отрасли легкой промышленности в статье авторами исследованы мировые тенденции производства ковров и определено место отечественной ковровой продукции на мировом рынке. Проведен анализ современного состояния ковровой подотрасли на внутреннем рынке РК. Целью статьи является совершенствование методов оценки конкурентоспособности ковровой продукции с применением экономико-математического моделирования. Предложенная модель обеспечивает комплексный подход и способствует снижению себестоимости ковровой продукции и, соответственно, повышает ее конкурентоспособность за счет снижения издержек на ее производство и сбыт продукции. При проведении исследований использовались методы экономико-математического моделирования, статистического анализа, экономического анализа и синтеза и др. Актуальность темы исследования определяется тем, что разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ковровой продукции на внутреннем рынке будет способствовать экономическому росту отрасли, отвечающему требованиям социально-экономического развития страны

Об авторах

Р. С. Парманова
Каспийский общественный университет
Казахстан

к.э.н., ассоциированный профессор

г. Алматы



С. А. Илашева
Южно-Казахстанский университет им. М. Ауезова
Казахстан

к.э.н., ассоциированный профессор

г. Шымкент



А. К. Саурукова
Университет «Туран»
Казахстан

к.э.н., ассоциированный профессор

г. Алматы



Н. М. Калманова
Каспийский общественный университет
Казахстан

магистр экономики и бизнеса, ст. преподаватель

г. Алматы



Список литературы

1. Қазақстан Республикасын индустриялық–инновациялық дамытудың 2021–2025 жылдарға арналған 2020 жылғы 31 желтоқсандағы № 1050 Мемлекеттік бағдарламасы. URL: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/P1900001050

2. Кибаева А.Б., Тусупова Л.А., Гизе Р. Влияние человеческого капитала на развитие экономики // Вестник университета «Туран». – 2022. – № 4(96). – С. 184–199.

3. Саркытова А.А., Ряховская А.Н., Конырбеков М.Ж. Проблемы конкурентоспособности региональной экономики // Вестник университета «Туран». – 2022. – № 4(96). – С. 226–238.

4. Тоқаев Қ.Қ. «Әділетті мемлекет. Біртұтас ұлт. Берекелі қоғам», Қазақстан халқына жолдауы – 2022. URL: https://www.akorda.kz/ru// (өтініш берілген күн: 14.12.2022)

5. 2019 жылғы 24 желтоқсандағы № 968 «Бизнестің жол картасы – 2025» бизнесті қолдау мен дамытудың мемлекеттік бағдарламасы. URL: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/P1900000968

6. Инструменты поддержки бизнеса от Kazakh Export. URL: https://kazakhexport.kz/ru/page/kak–poluchit–podderzhku–KazakhExport/ (дата обращения: 01.12.2022)

7. Казахстан и международное сотрудничество – 2022. URL: https://atameken.kz/ru/departments/46–vneshnetorgovaya–palata–kazahstana/ (дата обращения: 09.12.2022)

8. Программа по развитию легкой промышленности в Республике Казахстан на 2010–2014 годы от 30 сентября 2010 года, № 1003. URL: https://adilet.zan.kz/rus// (дата обращения: 17.10.2022)

9. Родионова Л.Н., Кантор О.Г., Хакимова Ю.Р. Оценка конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом. – 2019. – № 1. – С. 63–77.

10. Шелудько Е.Б. Конкурентоспособность продукции: сущность, факторы и принципы // Научно– методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 10. – С. 25–27.

11. «Бал Текстиль» ЖШС мен «Назар Текстиль» ЖШС жылдық есептері. 2017 –2022 жж.

12. Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан: СНГ за 2015–2022 годы. Анализ рынка ковров и ковровых изделий Казахстана. URL: https://gidmark.ru// (дата обращения: 01.12.2022)

13. Ковер АНСИ Компания, информационный портал / Современные центры мирового производ- ства ковров. URL: https://ansygallery.ru/carpets/geo// (дата обращения: 15.12.2022)

14. Информационный портал. Анализ экспорта и импорта ковровой продукции в СНГ за 2018– 2022 гг. URL: https://businesstat.ru// (дата обращения: 12.12.2022)

15. Анализ мирового рынка тканых ковров и ковровых изделий в 2018–2022 гг., прогноз на 2023– 2027 гг. URL: https://businesstat.ru/catalog/id8313// (дата обращения: 12.12.2022)

16. Chabowski B.R., Mena J.A. A review of global competitiveness research: Past advances and future directions // Journal of International Marketing. 2018, no. 25(4), pp. 1–24.

17. Allee Kristian D., Do Chuong, Sterin M. Product market competition, disclosure framing, and casting in earnings conference calls // Journal of Accounting and Economics, Elsevier. 2021. Vol. 72(1). URL: https://ideas.repec.org/a/eee/jaecon/v72y2021i1s0165410121000203.html.

18. Methodologies to measure market competition, OECD Competition Committee Issues Paper. 2021. URL: https://oe.cd/mmmc// (accessed: 24.12.2022)

19. Сучкова Е.А. Методы оценки конкурентоспособности организации // Молодой ученый. – 2021. – № 4(294). – C. 156–159.

20. Kauffman R.J., Walden E.A. Economics and electronic commerce: Survey and directions for research // International Journal of Electronic Commerce. 2001, no. № 5(4), рр. 5–116. URL: https://www.jstor.org/stable/27750992

21. Myong–Hun An, Gyong–Yong Ri, Gwang–Nam Rim. Intellectual Product and Method of Assessing the Competitiveness of an Enterprise with It // Journal of the Knowledge Economy, Springer. Portland International Center for Management of Engineering and Technology (PICMET). 2020, no. 11(3), pp. 1059–1085.


Рецензия

Для цитирования:


Парманова Р.С., Илашева С.А., Саурукова А.К., Калманова Н.М. Повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Вестник университета «Туран». 2023;(2):92-104. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2023-1-2-92-104

For citation:


Parmanova R.S., Ilasheva S.A., Saurukova A.K., Kalmanova N.M. Incraesing the competitiveness of domestic products. Bulletin of "Turan" University. 2023;(2):92-104. (In Kazakh) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2023-1-2-92-104

Просмотров: 633


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1562-2959 (Print)
ISSN 2959-1236 (Online)