Коммуникативные компетенции государственных служащих: зарубежный опыт
Аннотация
На сегодняшний день в законе о государственной службе РК для государственных служащих утверждены этические правила, задачи, требования, которые должны соблюдаться при взаимодействии с обществом, однако не даны разъяснения коммуникативных компетенций, коммуникативных навыков, которые должны соблюдаться при взаимодействии с обществом. В концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2025 г. изложена необходимость уточнения статуса, функций и полномочий государственных служащих в совокупности действующей модели местного самоуправления. В работе использованы результаты социологического опроса, проведенного Казахстанским институтом стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан в 2021 г., которые указывают на основные характеристики государственного органа: доступность госоргана, начиная с наличия контактов и адреса в открытом доступе, открытость в предоставлении информации о деятельности и бюджете, наличие действующих каналов обратной связи с населением. Данный результат еще раз подтверждает необходимость совершенствования коммуникативных компетенций государственных служащих РК. В ходе исследования проведен анализ содержания и истории развития процесса реформирования государственной службы стран Великобритании, Франции, США, Швейцарии, Японии, Канады, Южной Кореи, стандартов поведения государственных служащих. На основе зарубежного опыта, по полной координации функций Службы государственных служащих, по опыту внедрения процесса бенчмаркинга в систему государственного управления, принципов комиссии гражданской службы, Школы государственной службы, благотворительности и заботы в стране даны рекомендации по формированию модели профессиональных коммуникативных компетенций казахстанских государственных служащих
Об авторах
Б. Н. БокаевКазахстан
PhD, профессор
Астана
Ә. А. Балманова
Казахстан
докторант
Астана
К. К. Садыкова
Казахстан
PhD
Астана
Список литературы
1. Қазақстан Республикасы Президентінің 2021 жылғы 26 ақпандағы «Қазақстан Республикасында мемлекеттік басқаруды дамытудың 2030 жылға дейінгі тұжырымдамасын бекіту туралы» № 522 Жарлығы. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U2100000522/compare
2. Қазақстан Республикасының 2015 жылғы 23 қарашадағы № 416-V ҚРЗ «Қазақстан Республикасының мемлекеттік қызметі туралы» заңы. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000416/compare
3. Манушкина М., Шестаков О. Остыловская Профессиональные компетенции: структура, состав, особенности формирования – 2020. URL: https://www.litmir.me/br/?b=726573&p=1
4. Дружилов С. Критерии и уровни индивидуального профессионализма / Психология профессионализма. 2-е изд., испр., доп. – Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2017. – 360 с.
5. Равен Д. Компетентность в современном обществе. – М.: Когито-Центр, 2002. – С. 19–24.
6. Яхонтова Е. Стратегическое управление персоналом. – Москва: Дело, 2013. – 378 с.
7. Strategy–2050. Какими хотят видеть казахстанцы государственные органы. URL: https://strategy2050.kz/ru/news/kakimi-khotyat-videt-kazakhstantsy-gosudarstvennye-organy/
8. Дрыгина Н. Государственные служащие как социально-профессиональная группа. – 2015.
9. Купряшин Г. Теоретическая рефлексия административных реформ в Европе: обзор результатов международного исследовательского проекта COCOPS (Coordinating for Cohesion in the Public Sector of the Future) – 2019. URL: https://www.uib.no/fg/polorg/38668/cocops
10. Артыкаева Н. Профессиональная адаптация государственных служащих: Россия и заружебный опыт. – 2022.
11. Liu B.F., Levenshus A.B. Opportunities, challenges, and trends in US Federal government communication // in the book Government Communication Cases and challenges / еdited by K. Sanders, M.J. Canel. Bloomsbury Publishing Plc. 2013. 1–337. Р. 61. ISBN 978-1-84966-612-1
12. Liu B.F. President Bush’s major post-Katrina speeches: enhancing image repair discourse theory applied to the public sector // Public Relations Review. 2007. No. 33. P. 8.
13. Fairbanks J., Plowman K.D., Rawlins B.L. Transparency in government communication // Journal of Public Affairs. 2007. No. 7(1). P. 22–37.
14. Кумейко Д. Информационно-коммуникативная компетентность гражданских служащих: понятие, диагностика, развитие. – Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2015. – С. 217–221.
15. Меньшова В. Актуализация модели профессионального обучения и профессиональной подготовки государственных гражданских служащих: возможности и перспективы, профессиональное образование в современном мире // Профессиональное образование в современном мире (научно-практ. журнал). – 2021. – № 4.
16. Rabovsky T. The politics of higher education: university president ideology and external networking // Public Administration Review. 2016. No. 5. P. 764–777.
Рецензия
Для цитирования:
Бокаев Б.Н., Балманова Ә.А., Садыкова К.К. Коммуникативные компетенции государственных служащих: зарубежный опыт. Вестник университета «Туран». 2023;(2):310-321. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2023-1-2-310-321
For citation:
Bokayev B.N., Balmanova A.A., Sadykova K.K. Communicative competencies of civil servants: foreign experience. Bulletin of "Turan" University. 2023;(2):310-321. (In Kazakh) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2023-1-2-310-321