Preview

Вестник университета «Туран»

Расширенный поиск

Влияние гендерных стереотипов на карьерные устремления и выбор студентов STEM в Казахстане

https://doi.org/10.46914/1562-2959-2023-1-3-399-414

Аннотация

Направление STEM, объединяющее науку, технологию, инженерию и математику, считается областью, где в основном доминируют мужчины, а женщины не имеют достаточных шансов конкурировать с мужчинами, и при этом они сталкиваются с гендерными стереотипами на пути продвижения по карьерной лестнице. Несмотря на меняющуюся ситуацию в STEM, женщины по-прежнему слабо представлены в этих областях и неуверенно продвигаются в своей профессии. Это связано с доминированием гендерных стереотипов, которые значительно ограничивают как карьерные устремления, так и потенциальные возможности женщин. Более того, гендерные стереотипы постоянно подпитываются в результате процессов ретрадиционализации, которые усилились после обретения независимости в странах Центральной Азии. Цель статьи – выявить, каким образом гендерные стереотипы, имеющие место в Казахстане, влияют на карьерные устремления девушек в отраслях, которые считаются «мужскими», и их выбор образовательных программ, которые относятся к STEM. Несмотря на наличие множества научных трудов по изучению влияния гендерных стереотипов на женщин в STEM по всему миру, часто они ограничиваются лишь качественным и/или нерепрезентативным количественным дизайном исследований. Особое внимание уделено изучению социального и культурного контекста Казахстана, который отличен от других стран Центральной Азии. Проведение количественного опроса обеспечило более глубокое понимание гендерных стереотипов мужчин и женщин в STEM Казахстана. Выводы по результатам анализа опроса респондентов (N=1425) могут представлять интерес для исследователей, преподавателей, работодателей, политиков и представителей НПО, а также для всех, кто заинтересован в продвижении гендерного равенства.

Об авторах

А. Т. Еримпашева
Казахский национальный университет им. аль-Фараби
Казахстан

Кандидат экономических наук, старший преподаватель.

Алматы



А. В. Липовка
Алматы Менеджмент Университет
Казахстан

PhD, ассоциированный профессор.

Алматы



Р. Е. Таракбаева
Университет «Туран»
Казахстан

Кандидат технических наук, ассоциированный профессор.

Алматы



А. А. Закирова
Казахская национальная консерватория им. Курмангазы
Казахстан

м.э.н., старший преподаватель.

Алматы



Список литературы

1. Global gender gap report 2020 // World Economic Forum. URL: https://www.weforum.org/reports/gender-gap-2020-report-100-years-pay-equality (accessed: 04.09.2023)

2. Strategy for gender equality in the Republic of Kazakhstan for 2006–2016. URL: https://www.akorda.kz (accessed: 28.06.2023)

3. Food and Agriculture Organization of the United Nations. URL: https://www.fao.org/faolex/results/details/en/c/LEX-FAOC192054/ (accessed: 28.06.2023)

4. United Nations. Beijing Declaration. URL: https://www.un.org/womenwatch/daw/beijing/platform/declar.htm (accessed: 28.06.2023)

5. Kazakhstan – OECD Eurasia regional platform. OECD. URL: https://www.oecd.org/eurasia/countries/kazakhstan/ (accessed: 28.06.2023)

6. World Economic Forum. The global gender gap report 2017. URL: https://www.weforum.org/reports/the-global-gender-gap-report-2017 (accessed: 28.06.2023)

7. Durrani N., CohenMiller A., Kataeva Z., Bekzhanova Z., Seitkhadyrova A., Badanova A. The fearful khan and the delightful beauties: the construction of gender in secondary school textbooks in Kazakhstan // International Journal of Educational Development. 2022. No. 88. P. 102–109.

8. Adkins L. Community and economy: a retraditionalization of gender? // Theory, Culture & Society. 1999. No. 1(16). C. 119–139.

9. Adilet. On approval of the concept of family and gender policies in the Republic of Kazakhstan until 2030. URL: https://adilet.zan.kz/eng/docs/U1600000384 (accessed: 28.06.2023)

10. Official Website of the International Trade Administration. Kazakhstan – education services and technologies // International Trade Administration. Trade.gov. URL: https://www.trade.gov/countrycommercial-guides/kazakhstan-education-services-and-technologies (accessed: 28.06.2023)

11. Government of the Republic of Kazakhstan. KZ Education // Bureau of National Statistics of the Agency for Strategic planning and reforms of the Republic of Kazakhstan. URL: https://gender.stat.gov.kz/ru/category/8 (accessed: 28.06.2023).

12. Казинформ. Казахстанские женщины бесплатно обучатся IT-профессиям. URL: https://www.inform.kz/ru/kazahstanskie-zhenschiny-besplatno-obuchatsya-it-professiyam_a4074069 (дата обращения: 28.06.2023)

13. UNESCO. Gender Equality in and through Education in Central Asia. Unesdoc.unesco. org. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000377910 (accessed: 28.06.2023)

14. Atakhanova Z., Howie P. Women in Kazakhstan’s Energy Industries: Implications for Energy Transition // Energies. 2022. No. 15(13). Р. 45–49.

15. OECD. Gender Policy Delivery in Kazakhstan // OECD Public Governance Reviews, OECD Publishing, Paris. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/governance/gender-policy-delivery-in-kazakhstan_9789264280359en (accessed: 28.06.2023)

16. U.S. Bureau of Labor Statistics. Employment in STEM occupations. U.S. Bureau of Labor Statistics. URL: https://www.bls.gov/emp/tables/stem-employment.htm (accessed: 28.06.2023)

17. Ornes S. The STEM gender gap // Sage CQ Library. URL: https://cqpress.sagepub.com/cqresearcher/report/stem-gender-gap-cqresrre20180907 (accessed: 04.09.2023)

18. Ахмадов A. Женщины Казахстана: численность, средний возраст и профессии // Tengrinews. kz. URL: https://tengrinews.kz/curious/jenschinyi-kazahstana-chislennost-sredniy-vozrast-professii-492991/ (дата обращения: 28.06.2023)

19. Rossi S., Xenidou-Dervou I., Simsek E., Artemenko C., Daroczy G., Nuerk H.-C., Cipora K. Mathematics-gender stereotype endorsement influences mathematics anxiety, self-concept, and performance differently in men and women // Annals of the New York Academy of Sciences. 2021. Р. 1–44.

20. Master A. Gender stereotypes influence children’s stem motivation // Child Development Perspectives. 2021. No. 15(3). Р. 203–210.

21. CohenMiller A., Sandygulova A., Izekenova Z., Saniyazova A. Gender Equity in STEM Higher Education in Kazakhstan. Gender equity in Stem in higher education: International perspectives on policy, Institutional Culture, and individual choice. Routledge. 2021. Р. 140–157.

22. CohenMiller A., Saniyazova A., Sandygulova A., Izekenova Z. Gender Equity in STEM Higher Education in Kazakhstan. Gender equity in Stem in higher education: International perspectives on policy, Institutional Culture, and individual choice. Routledge. 2021. P. 140–157. URL: http://10.4324/9781003053217-15 (accessed: 28.06.2023)

23. Kang J. Gender and STEM career aspiration // In International Encyclopedia of Education. (4th ed.) 2023. Р. 344–348. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/B9780128186305130246. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-818630-5.13024-6 (accessed: 28.06.2023)

24. Dumitru O.D., Thorson K.R., West T.V. Investigating gender differences among tutors and students during stem peer tutoring: Women are as behaviorally engaged as men but experience more negative affect // Contemporary Educational Psychology. 2022. No. 70. С. 102–106.

25. Burgess S., Hauberg D., Rangvid B., Sievertsen H. The importance of external assessments: High school math and gender gaps in STEM degrees // Economics of Education Review. 2022. No. 88. Р. 102–108.

26. Almukhambetova A., Kuzhabekova A. Negotiating conflicting discourses. female students’ experiences in STEM majors in an international university in Central Asia // International Journal of Science Education. 2021. No. 43(4). Р. 570–593.

27. Hallinen J. STEM. Encyclopedia Britannica. URL: https://www.britannica.com/topic/STEM-education (accessed: 28.06.2023)

28. Almukhambetova A., Kuzhabekova A. Factors affecting the decision of female students to enroll in undergraduate science, Technology, Engineering and Mathematics Majors in Kazakhstan // International Journal of Science Education. 2020. No. 42(6). Р. 934–954.

29. Lin C., Deemer E.D. Stereotype threat and career goals among women in STEM: Mediating and moderating roles of perfectionism // Journal of Career Development. 2019. No. 48(5). Р. 569–583.


Рецензия

Для цитирования:


Еримпашева А.Т., Липовка А.В., Таракбаева Р.Е., Закирова А.А. Влияние гендерных стереотипов на карьерные устремления и выбор студентов STEM в Казахстане. Вестник университета «Туран». 2023;(3):399-414. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2023-1-3-399-414

For citation:


Yerimpashaeva A.T., Lipovka A.V., Tarakbaeva R.Ye., Zakirova A.A. Influence of gender stereotypes on professional trajectories of STEM students in Kazakhstan. Bulletin of "Turan" University. 2023;(3):399-414. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2023-1-3-399-414

Просмотров: 545


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1562-2959 (Print)
ISSN 2959-1236 (Online)