Preview

Вестник университета «Туран»

Расширенный поиск

Цифровые технологии и развитие креативных индустрий

https://doi.org/10.46914/1562-2959-2023-1-4-188-199

Аннотация

На фоне глобальных изменений мировая индустрия развлечений и медиа сталкивается с новыми вызовами и возможностями. Настоящая статья рассматривает воздействие цифровых технологий на этот сектор и анализирует последствия таких изменений для развития креативных индустрий в экономике страны. Цифровизация и трансформация структуры занятости населения в целом способствуют росту сектора креативной экономики и увеличению его доли в национальной экономике даже в кризисных условиях. Согласно прогнозам, в среднесрочном периоде развитие цифровых технологий, в том числе технологий машинного обучения и искусственного интеллекта, современных технологий производств, приведет к сокращению до половины существующих рабочих мест. Одним из наиболее перспективных направлений сохранения рабочих мест и создания новых являются креативные индустрии, неразрывно связанные с творческой деятельностью человека, которая не может быть автоматизирована. Более того, сектор креативных индустрий открывает широкие возможности для альтернативной занятости, в том числе для женщин, молодежи и лиц с ограниченными возможностями здоровья, что особенно актуально в период кризисных явлений в экономике. Сектор креативных индустрий обладает потенциалом для создания высокой добавленной стоимости, что делает его привлекательным как для предпринимателей, так и для инвесторов. Основное внимание уделяется следующим аспектам: внедрению инновационных инструментов и платформ и новым бизнес-моделям в креативных индустриях, базирующихся на использовании цифровых технологий. Статья подчеркивает, что, несмотря на все технологические инновации, главным остается человеческий фактор – уникальное видение, талант и страсть к творчеству. Тем не менее понимание и умелое использование цифровых инструментов может стать ключом к успешному развитию в сфере креативных индустрий.

Об авторах

А. Серіккызы
Алматы менеджмент университет
Казахстан

А. Серіккызы - PhD, ассоциированный профессор

г. Алматы



Ә. С. Бактымбет
Казахский университет технологии и бизнеса
Казахстан

Ә.С. Бактымбет - к.э.н., доцент

г. Астана



С. С. Бактымбет
Академия политического менеджмента
Казахстан

С.С. Бактымбет - к.э.н., доцент

г. Астана



Д. М. Дадабаева
Университет «Туран»
Казахстан

Д.М. Дадабаева - к.э.н., ассоцированный профессор 

г. Алматы



Список литературы

1. Отчет Бюро национальной статистики АСПИР РК. – 2020. URL: https://stat.gov.kz/ru/respondents/archive.

2. Государственная программа «Цифровой Казахстан». Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2022 года № 311. URL: https://cultural.kz/documents/Digital%20Kazakhtan_ru.pdf?ysclid=lp2i0rnj61327175004.

3. Годовой отчет МЦРИАП РК за 2021 год. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/mdai/documents/1?lang=ru.

4. Концепция развития креативных индустрий на 2021–2025 годы. Постановление Правительства РК от 30 ноября 2021 года № 860.

5. UNCTAD. Creative Industry 4.0: Towards a new globalized creative economy. URL: https://unctad.org/publication/%20creative-industry-40-towards-new-globalized-creative-economy.

6. UNESCO. Re-shaping policies for creativity: Addressing culture as a global public good. URL: https://en.unesco.

7. Measuring digital development. Facts and Figures 2021. URL: https://www.itu.int/itu-d/reports/statistics/facts-figures-2021/.

8. Bridging the gender divide URL: https://www.itu.int/en/mediacentre/backgrounders/Pages/bridging-the-gender-divide.aspx.

9. Capello R., Dellisanti R. Creativity in cultural and creative industries as a source of regional adaptive resilience Resilience and Regional Development. 2019. No. 29. P. 10–29.

10. Gohoungodji P., Amara N. Art of innovating in the arts: definitions, determinants, and mode of innovation in creative industries, a systematic review // Review of Managerial Science. 2023. No. 17(8). P. 2685–2725.

11. Khestanov R. Creative industries – Models of development // Russian Sociological Review. 2018. No. 17(3). P. 173–196.

12. Chukovskaya E.E. Creative industries: The limits of legal influence: Zhournal Novoi Ekonomicheskoi Associacii // Journal of the New Economic Association. 2022. No. 54(2). P. 242–248.

13. Burakov N.A., Slavinskaya O.A. Creative industries: Economic growth and labor markets // Journal of the New Economic Association. 2022. No. 54(2). P. 234–242.

14. Ajupova I.K. Creative industries and the cultural identity: The instruments of mutual promotion (example of the Tatarstan Republic Zhournal) Novoi Ekonomicheskoi Associacii // Journal of the New Economic Association. 2022. No. 54(2). P. 229–234.

15. Gohoungodji P., Amara N. Art of innovating in the arts: definitions, determinants, and mode of innovation in creative industries, a systematic review // Review of Managerial Science.2023. No. 17(8). P. 2685–2725.

16. Bilton C. Management and Creativity: From Creative Industries to Creative Management. Oxford: Blackwell Publishing. 2007. P. 266–268.

17. Hidden Innovation: Policy, Industry and the Creative Sector // European Journal of Communication. 2014. Vol. 29(3). P. 371–373.

18. Shadow Economies of Cinema: Mapping Informal Film Distribution. British Film Institute. 2012. P. 100–105.

19. Culture, Economy and Politics: The Case of New Labour. Palgrave Publisher. 2015. P. 36–39.

20. The Cultural Industries (3rd Ed.). Sage Publisher. 2013. P. 45–50.


Рецензия

Для цитирования:


Серіккызы А., Бактымбет Ә.С., Бактымбет С.С., Дадабаева Д.М. Цифровые технологии и развитие креативных индустрий. Вестник университета «Туран». 2023;(4):188-199. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2023-1-4-188-199

For citation:


Serikkyzy A., Baktymbet A.S., Baktymbet S.S., Dadabayeva D.M. Digital technology and development of creative industry. Bulletin of "Turan" University. 2023;(4):188-199. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2023-1-4-188-199

Просмотров: 621


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1562-2959 (Print)
ISSN 2959-1236 (Online)