Контуры современного образования: оценка цифровых навыков студентов
https://doi.org/10.46914/1562-2959-2024-1-1-355-373
Аннотация
В современном информационном обществе цифровые навыки становятся все более важным элементом успешной адаптации молодежи к быстро меняющемуся миру. Оценка уровня цифровой грамотности студентов является ключевым аспектом для разработки эффективных образовательных программ и стратегий, направленных на подготовку специалистов к вызовам цифровой эпохи. Целью исследования является комплексная оценка цифровой грамотности студентов. Основные направления работы включают анализ существующих методов оценки цифровой грамотности и применение этих методов для получения конкретных данных по выбранной группе респондентов. Научная значимость данного исследования заключается в разработке комплексного подхода для оценки различных аспектов цифровой грамотности, а также в определении ключевых направлений для улучшения образовательных программ в контексте цифровизации общества. Практическая значимость исследования выражается в возможности использования полученных данных для совершенствования образовательных программ и курсов, направленных на развитие цифровых навыков студентов. Исследование проводилось путем анонимного опроса студентов с использованием облачного сервиса SurveyMonkey. В опросе использовались вопросы, направленные на оценку уровня информационной, компьютерной, коммуникативной грамотности, медиаграмотности и отношения к технологическим инновациям. Результаты исследования показывают, что средний уровень цифровой грамотности студентов составляет 79,7% с некоторыми различиями между языковыми отделениями. Анализ данных позволяет сформулировать рекомендации для повышения эффективности обучения в области цифровых технологий. Данное исследование вносит важный вклад в область знаний, предоставляя информацию о текущем уровне цифровой грамотности студентов и выявляя ключевые направления для улучшения образовательных программ в эпоху цифровизации. Полученные результаты могут быть использованы для разработки и усовершенствования образовательных программ и курсов, направленных на развитие цифровых навыков, что способствует успешной адаптации молодежи к современным вызовам и повышает их конкурентоспособность на рынке труда.
Ключевые слова
Об авторах
Д. И. ЗакироваКазахстан
PhD, профессор-исследователь.
Алматы
П. Милан
Чехия
Милан Пол - PhD, профессор.
Брно
Список литературы
1. Баймуратова Л.Р., Долгова О.А., Имаева Г.Р., Гриценко В.И., Смирнов К.В., Аймалетдинов Т.А. Цифровая грамотность для экономики будущего. Аналитический центр НАФИ. – М.: Издательство НАФИ, 2018. – 86 с.
2. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / Под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. – М.: Изд. Дом ВШЭ, 2019. URL: https://ioe.hse.ru/data/2019/07/01/1492988034/Cifra_text.pdf
3. Organisation for Economic Co-operation and Development. The definition and selection of key competences: Executive Summary. OCDE. 2005. URL: https://www.oecd.org/pisa/35070367.pdf
4. International Society for Technology in Education. ISTE standards for students (1st ed.). ISTE. 2016.
5. International Society for Technology in Education. ISTE Standards for Educators. 2020, January 15. URL: https://www.iste.org/standards/for-educators
6. Redecker C. European Framework for the Digital Competence of Educators: DigCompEdu. In Y. Punie (Ed.), Joint Research Centre (JRC) Science for Policy report. Publications Office of the European Union. 2017. URL: https://doi.org/10.2760/159770
7. European Parliament & Council of the European Union. Recommendation of the European Parliament and the Council of the European Union: On essential competences for lifelong learning: Official Journal of the European Union. 2006. URL: https://eurlex.europa.eu/legal-content/PT/TXT/PDF/?uri=CELEX:32006H0962
8. Council of the European Union. Recommendation of the Council of the European Union: On key competences for lifelong learning: Official Journal of the European Union. 2018. URL: https://eur-lex.europa.eu/legalcontent/PT/TXT/PDF/?uri=CELEX:32018H0604(01)
9. Chetty K., Wenwei L., Josie J., Shenglin B. Bridging The Digital Divide: Measuring Digital Literacy. 2017. URL: https://repository.hsrc.ac.za/handle/20.500.11910/10840
10. G20 Digital Economy Ministerial Conference, Dusseldorf. April 2017. URL: http://www.g20.utoronto.ca/2017/170407-digitalization.html
11. Аймалетдинов Т.А., Баймуратова Л.Р., Зайцева О.А., Имаева Г.Р., Спиридонова Л.В. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. Аналитический центр НАФИ. – М.: Издательство НАФИ, 2019. – 84 с.
12. Overview of Information Literacy Resources Worldwide, UNESCO. 2013. URL: https://www.ifla.org/wp-content/uploads/2019/05/assets/information-literacy/publications/unesco_composite_document_-_final_-_2.pdf
13. Об использовании домашними хозяйствами информационно-коммуникационных технологий в Республике Казахстан // Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. 2021. URL: https://stat.gov.kz/official/industry/29/statistic/7
14. Об использовании домашними хозяйствами информационно-коммуникационных технологий в Республике Казахстан // Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. 2022. URL: https://stat.gov.kz/ru/industries/business-statistics/stat-it/spreadsheets/
15. Доклад о целях в области устойчивого развития. Специальный выпуск. 2023 г. URL: https://www.un-ilibrary.org/content/books/9789210024969
Рецензия
Для цитирования:
Закирова Д.И., Милан П. Контуры современного образования: оценка цифровых навыков студентов. Вестник университета «Туран». 2024;(1):355-373. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2024-1-1-355-373
For citation:
Zakirova D.I., Milan P. Contours of modern education: assessing students’ digital skills. Bulletin of "Turan" University. 2024;(1):355-373. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2024-1-1-355-373