Трехсценарный прогноз изменения объемов рынка розничной электронной коммерции в Казахстане до 2026 г.
https://doi.org/10.46914/1562-2959-2024-1-2-200-213
Аннотация
Новый этап глобального развития характеризуется перемещением данных через национальные границы, вследствие чего меняются характер, модели коммерции. Несмотря на существование электронной коммерции на протяжении многих лет, нынешние масштабы этих операций несоизмеримы с прежними. Кроме того, появление онлайн-платформ (маркетплейсов) кардинально поменяло правила игры, вызывая преобразование процессов ведения коммерции. Цель исследования заключается в составлении прогнозной модели изменения объемов рынка розничной электронной коммерции Казахстана в оптимистическом, пессимистическом и базовом сценариях. Прогнозные модели были сформированы в результате корреляционного и множественного регрессионного анализа. Сценарные прогнозы были построены с учетом изменения объема розничной торговли в стране исходя из современных условий функционирования экономики. Результаты исследования позволили выявить факторы, позитивно и негативно влияющие на развитие рынка розничной электронной коммерции Казахстана. К первой группе можно отнести рост общего объема розничной торговли, доли пользователей сети Интернет в возрасте 16–74 лет, доли безналичных платежей в общей структуре платежей, ко второй – рост объемов наличных платежей. Научная значимость полученных результатов заключается в обосновании влияния совокупности факторов на изменение объемов рынка розничной электронной коммерции. Полученные результаты могут быть использованы уполномоченными органами для регулирования исследуемого рынка посредством воздействия на отдельные факторы развития электронной коммерции.
Об авторах
А. Б. ЖанбозоваКазахстан
PhD, ст. научный сотрудник
г. Алматы
Г. Б. Нурлихина
Казахстан
д.э.н., профессор
г. Алматы
А. Б. Тлесова
Казахстан
к.э.н., ассоциированный профессор
г. Уральск
К. Б. Жуманазаров
Казахстан
к.э.н., ассоциированный профессор
г. Астана
Список литературы
1. E-commerce in Central Asia KPMG 2022. Report 2022. URL: https://assets.kpmg.com/content/dam/kpmg/kz/pdf/2022/08/ecommerce-final-research.pdf (accessed: 10.11.2023)
2. Geng J., Li Ch. Empirical Research on the Spatial Distribution and Determinants of Regional E-Commerce in China: Evidence from Chinese Provinces // Emerging Markets Finance and Trade. 2020, no. 56(13), pp. 3117–3133.
3. Ibrahim O.A., Muftawu Dz.A., Yaw A. What drives global B2C E-commerce? An analysis of the effect of ICT access, human resource development and regulatory environment // Technology Analysis & Strategic Management. 2020, no. 32(7), pp. 835–850.
4. Ahluwalia P., Merhi M.I. Understanding Country Level Adoption of E-Commerce: A Theoretical Model Including Technological, Institutional, and Cultural Factors // JGIM. 2020, no. 28(1), pp. 1–22.
5. Ho Ch-S., Kauffman J.R., Liang P-T. A growth theory perspective on B2C e-commerce growth in Europe: An exploratory study // Electronic Commerce Research and Applications. 2007. no. 6(3), pp. 237–259.
6. Bjørn-Andersen N., Viborg Andersen K. Diffusion and Impacts of the Internet and E-Commerce: The Case of Denmark. Copenhagen business school, 2004. – 52 p. URL: https://research-api.cbs.dk/ws/portalfiles/portal/58908925/6484.pdf
7. Yan Q., Wu S., Wang L. et al. E-WOM from e-commerce websites and social media: Which will consumers adopt? // Electronic Commerce Research and Applications. 2016. no. 17, pp. 62–73.
8. Oxley E.J., Yeung B. E-commerce readiness: Institutional environment and international competitiveness // Journal of International Business Studies. 2001. No. 32(4), pp. 705–723. URL: https://doi.org/10.1057/palgrave.jibs.8490991
9. Gomez Herrera M.E., Martens B., Turlea G. The drivers and impediments for cross-border e-commerce in the EU // Information Economics and Policy. 2014. no. 28, pp. 83–96.
10. Hawk S. Comparison of B2C e-commerce in development countries // Marketing and Trade Electronic Commerce Research. 2004. no. 4(3), pp. 181–199.
11. Fact Sheet: Key Barriers to Digital Trade. URL: https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/fact-sheets/2016/march/fact-sheet-key. 21.03.2021. (accessed: 12.11.2023)
12. Жумадилова М., Жусупбекова М.К. Некоторые правовые аспекты электронной торговли в Респаублике Казахстан // Актуальные проблемы развития человеческого потенциала в современном обществе: матер. 5-й междунар. науч.-практ. конф. – Пермь, 2018. – С. 27–31.
13. Ыдырыс С.С., Ерманкулова Р.И., Бюлент Ш. Қазақстандағы электрондық сауданың қазіргі таңдағы даму тенденциялары мен келешегі // Экономика: стратегия и практика. – 2019. – № 14(1). – С. 123–134.
14. Анализ рынка розничной электронной коммерции в Республике Казахстан PwC Kazakhstan. URL: https://www.pwc.com/kz/en/publications/e-commerce/pdf/e-commerce-12M2022-rus-final.pdf (дата обращения: 12.11.2023)
15. Information-analytical system of the Bureau of National statistics Of the Agency for strategic planning and reforms of the Republic of Kazakhstan «Taldau». URL: https://taldau.stat.gov.kz/en/Search/SearchByKeyWord (accessed: 10.11.2023)
Рецензия
Для цитирования:
Жанбозова А.Б., Нурлихина Г.Б., Тлесова А.Б., Жуманазаров К.Б. Трехсценарный прогноз изменения объемов рынка розничной электронной коммерции в Казахстане до 2026 г. Вестник университета «Туран». 2024;(2):200-213. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2024-1-2-200-213
For citation:
Zhanbozova A.B., Nurlikhina G.B., Tlessova A.B., Zhumanazarov K.B. Three-scenario forecast of retail e-commerce market volume changes in Kazakhstan until 2026. Bulletin of "Turan" University. 2024;(2):200-213. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2024-1-2-200-213