Модель организации событийно-гастрономического туризма как фактор повышения конкурентных преимуществ туризма Казахстана
https://doi.org/10.46914/1562-2959-2024-1-3-246-257
Аннотация
В статье акцентируется внимание на популяризации нового направления в туризме Казахстана – событийно-гастрономического туризма. Цель данного исследования заключается в разработке модели организации и инновационных способов продвижения событийно-гастрономического туризма, повышающих его привлекательность, а также конкурентоспособность отрасли в целом. Основными направлениями исследования являются развитие гастрономического и событийного туризма в Казахстане; выявление ресурсного потенциала, концепции продвижения туристского продукта на основе разработки эффективных способов и инструментов, инновационной программы по менеджменту этнотуризма и бренд-менеджмента туристских дестинаций; повышение узнаваемости туристских центров Казахстана; создание положительного бренда туристских территорий. Решение задачи будет способствовать более рациональной организации событийно-гастрономических туров и повысит их экономическую и социальную эффективность. Согласно Классификатору направлений туризма в Республике Казахстан по отраслевому, субъектному и объектному принципам [1] на сегодняшний день отдельно выделены гастрономический и событийный туризм. Продвижение нового вида туризма в Казахстане может стать направлением, способным динамически развивать культурную среду, укреплять престиж национальной кухни и гастрономических традиций, способствовать росту привлекательности регионов и повышению притока иностранных туристов, интересующихся тысячелетней историей Казахстана с его уникальной гастрономией, основанной на простоте и специфике ингредиентов традиционных казахских блюд. Развитие событийно-гастрономического туризма в Казахстане может стать фактором, существенно влияющим на эффективное развитие территорий и культурной среды общества; способствовать росту занятости населения и повышению качества жизни. А продвижение данного вида туризма может стать одним из приоритетных направлений развития туристской отрасли Республики Казахстан и повышения его конкурентоспособности. Междисциплинарность исследования позволяет рассматривать проблематику в аспекте исторических, социально-культурных, экономических, географических наук.
Об авторах
А. А. ЖунусоваКазахстан
Доктор по профилю, ассоциированный профессор.
Астана
Н. Ж. Курманкулова
Казахстан
К.э.н., ассоциированный профессор.
Астана
Д. И. Джангельдина
Казахстан
К.п.н., ассоциированный профессор.
Астана
С. К. Канатова
Казахстан
М.э.н., старший преподаватель.
Астана
Список литературы
1. Приказ исполняющего обязанности Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 18 октября 2021 года № 308 «Об утверждении Классификатора направлений туризма в Республике Казахстан по отраслевому, субъектному и объектному принципу». URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33044187/ (дата обращения: 28.06.2024)
2. Официальный информационный ресурс премьер-министра Республики Казахстан. URL: https://primeminister.kz/ru/news/sredi-turistov-nablyudaetsya-vysokiy-spros-na-gornolyzhnye-kurorty-askhat-oralov-24491/ (дата обращения: 28.06.2024)
3. Гасимова А. Винный туризм // Тезисы докладов Международной научной конференции. – Гянджа, 2022. – № 05. – С. 58–85.
4. Актымбаева Б.И. Гастрономический туризм как способ привлечения внимания к туристской дестинации // Экономика и социум. – 2015. – № 3(16). –С. 107–117.
5. Алимов Д.М., Ажаев Г.С. Анализ гастрономического туризма в приграничных регионах Казахстана и России // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. – 2022. – № 13. – С. 17–24. URL: http://journal.asu.ru/st/article/view/10846// (дата обращения: 27.06.2024)
6. Кабытаева А.К., Титова М.А. Перспективы развития гастрономического туризма в Казахстане. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-gastronomicheskogo-turizma-v-kazahstane
7. Толстогузова К.А. Роль событийного туризма в развитии страны // Human Progress. – 2017. – № 11(3). – С. 97–105. URL: http://progress-human.com/images/2017/tom3_11/ (дата обращения: 27.06.2024)
8. Булганина С.В., Лопаткина Н.С. Событийный туризм: история и перспективы развития // Науковедение. – 2015. – № 3(7). – С. 125–138. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/168EVN315.pdf / (дата обращения: 28.06.2024)
9. Бейсембинова А.С., Молдагалиева А.Е. Событийный туризм: понятия, виды, классификация // Вестник КазНу Серия географическая. – 2017. – № 4(47). – С. 139–148. URL: https://pps.kaznu.kz/ru/Main/FileShow2/125229/109/2/7/0/
10. Биндевальд О.В. Влияние развития событийного туризма на имидж регионов Казахстана // Материалы VIІІ Международной научной конференции студентов и молодых ученых «Наука и образование». – 2013. – № 7. – С. 306–310.
11. Rassulova S., Nizhegorodtsev R., Zakiryanov B. Futures of the organization of Event Tourism in Kazakhstan. 2016, no. 24, рр. 301–317.
12. Шаекина Ж.М. Событийный туризм как основа для формирования туристского потока в Казахстан // Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. – № 5. – С. 112–117.
13. Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 262 «Об утверждении Концепции развития туристкой отрасли Республики Казахстан на 2023–2029 годы». URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000262/ (дата обращения: 27.06.2024)
14. Кенжеахметулы С. Қазақтың дарқан дастарқаны // Алматыкітап баспасы – 2015. – С. 37–38. URL: https://elib.nlb.by/elib/Record/BY-NLB-br0001490438?sid=1251119
15. Вульф Э. Что такое гастрономический туризм? // URL: http://www.worldoftravel.org/what-is-food-tourism.
Рецензия
Для цитирования:
Жунусова А.А., Курманкулова Н.Ж., Джангельдина Д.И., Канатова С.К. Модель организации событийно-гастрономического туризма как фактор повышения конкурентных преимуществ туризма Казахстана. Вестник университета «Туран». 2024;(3):246-257. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2024-1-3-246-257
For citation:
Zhunusova A.A., Kurmankulova N.Zh., Dzhangeldina D.I., Kanatova S.K. Model of organizing events and gastronomic tourism as a factor in increasing the competitive advantages of tourism in Kazakhstan. Bulletin of "Turan" University. 2024;(3):246-257. (In Kazakh) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2024-1-3-246-257