Тенденции развития электронной коммерции в Казахстане
https://doi.org/10.46914/1562-2959-2024-1-4-172-185
Аннотация
В настоящее время электронная коммерция является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов мировой экономики. В случае Казахстана, который активно проводит цифровую трансформацию, электронная коммерция играет решающую роль в стимулировании экономического роста и повышении доступности товаров и услуг для населения. Несмотря на значительный потенциал, развитие электронной коммерции в Казахстане сталкивается с рядом проблем и ограничений. В работе представлен обзор литературы отечественных и зарубежных авторов по вопросам электронной коммерции и управления персоналом. Изучены особенности и направления развития электронной коммерции, изучены тенденции развития электронной коммерции в мире и в Казахстане, проанализирована ситуация и проблемы на примере отечественного лидера онлайн. Kaspi.kz, лидер онлайн-шопинга, проанализировал ситуацию и слабые места магазина и дал рекомендации. Был проведен экспертный опрос среди сотрудников электронной коммерции и проанализированы результаты. По итогам анализа были даны рекомендации по решению проблем развития электронной коммерции в Казахстане и по дальнейшему развитию.
Ключевые слова
Об авторах
С. Р. ЕсимжановаКазахстан
д.э.н, профессор
г. Алматы
А. Б. Кулман
Казахстан
докторант
г. Алматы
Д. Д. Ермекбаева
Казахстан
PhD, доцент
г. Алматы
Ж. К. Басшиева
Казахстан
к.э.н., доцент
г. Актобе
Список литературы
1. Sigauri M.R., Azatbek T.A. E-commerce in the Age of Hyper-Personalized Advertising: Trends, Ethics and Future in the Global Economy // Development of digitalization and formation of the institutional environment of e-commerce: trends, problems and solutions. Astana, 2024. P. 320–323.
2. Gray P., Schneider G.P. Electronic Commerce, Ninth Edition. United States of America, 2011. Р. 4–50.
3. Кобелев О.А. Электронная коммерция: учебное пособие. 4 изд. – Санкт-Петербург: Издательство «Дашков и К», 2017. – 684 с.
4. Семейкина Е.В. и др. Интернет-магазин как форма электронной коммерции // Молодой ученый. – 2015. – № 11(91). – С. 977–980. URL: https://moluch.ru/archive/91/19513/ (дата обращения: 20.03.2024)
5. Саммер А., Дункан Г. E-commerce. Электронная коммерция. Маркетинг: Пятая волна. – М., 1999. URL: https://el-business.ucoz.ru/literatura/Marketing5wave.pdf (дата обращения: 05.03.2024)
6. Хэйг М. Основы электронного бизнеса / Пер. с англ. Косихина С. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 208 с.
7. Gomez Herrera M.E., Martens B., Turlea G. The drivers and impediments for cross-border e-commerce in the EU // Information Economics and Policy. 2014. No. 28. P. 83–96.
8. Hawk S. Comparison of B2C e-commerce in development countries // Marketing and Trade Electronic Commerce Research. 2004. No. 4(3). P. 181–199.
9. Fact Sheet: Key Barriers to Digital Trade. URL: https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/fact-sheets/2016/march/fact-sheet-key-barriers-digital-trade (accessed: 21.03.2021)
10. Lim K., Leung K., Sia Ch., Lee M. Is E-commerce Boundary-Less? Effects of Individualism– Collectivism and Uncertainty Avoidance on Internet Shopping // Journal of International Business Studies. 2004. No. 35. P. 545–559.
11. Cardona M., Duch-Brown N., Francois J., Martens B., Yang F. The macroeconomic impact of e-commerce in the EU digital single market // Institute for Prospective Technological Studies Digital Economy. 2016. URL: https://ec.europa.eu/jrc/sites/jrcsh/files/JRC98272.pdf (accessed: 09.08.2020)
12. Turgel I.D., Panzabekova A.Z., Symaniuk N.V. Arrangement of the national systems of regulatory impact assessment: experience of Russia, Kazakhstan, and Uzbekistan // Вестник Национальной академии наук Республики Казахстан. – 2020. – № 5. – С. 208–218.
13. Жанбозова А.Б. Электронная вовлеченность населения Казахстана как один из новых стандартов качества жизни // Экономическая безопасность в условиях цифровой экономики: трансформация векторов и подходов: в сборнике 26 докладов I научно-практической конференции. – Екатеринбург: Уральский институт управления. – 2019. – Том 1. – С. 50–55.
14. Жанбозова А.Б., Азатбек Т.А., Валиева С.Н., Тузелбаева И.Н., Жуманазаров К.Б. Рынок электронной коммерции в Казахстане: анализ состояния и направления развития // Economy: strategy and practice. 2021. No. 16(1). P. 34–48.
15. Ыдырыс С.С., Ерманкулова Р.И., Бюлент Ш. Economy: strategy and practice. 2019. No. 14(1). P. 123–134.
16. Об электронной коммерции в Республике Казахстан. 2022 // stat.gov.kz. URL: https://stat.gov.kz/ru/news/dolya-elektronnoy-torgovli-s-uchetom-marketpleysov-sostavila-12-5/h (дата обращения: 04.03.2024)
17. Доля маркетплейсов в электронной коммерции Казахстана превысила 80% // forbes.kz. URL: https://forbes.kz/actual/stats/marketpleys_dvigatel_elektronnoy_kommertsii_1704952913/ (дата обращения: 05.03.2024)
18. 45 крупнейших торговых интернет-площадок Казахстана–2023 // forbes.kz. URL: forbes. kz.URL: https://forbes.kz/articles/50-krupneyshih-torgovyh-I ternet-ploshadok-kazahstana-2024-7ec836 (дата обращения: 05.03.2024)
19. Маркетплейс // kaspi.kz. URL: https://ir.kaspi.kz (дата обращения: 05.03.2024)
Рецензия
Для цитирования:
Есимжанова С.Р., Кулман А.Б., Ермекбаева Д.Д., Басшиева Ж.К. Тенденции развития электронной коммерции в Казахстане. Вестник университета «Туран». 2024;(4):172-185. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2024-1-4-172-185
For citation:
Yesimzhanova S.R., Кulman A.B., Ermekbaeva D.D., Basshieva Zh.K. Trends in the development of e-commerce in Kazakhstan. Bulletin of "Turan" University. 2024;(4):172-185. (In Kazakh) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2024-1-4-172-185