Preview

Вестник университета «Туран»

Расширенный поиск

Перспективы развития экологического маркетинга и его инструментов в Казахстане в эпоху цифровизации

https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-1-25-41

Аннотация

Тренд на заботу об окружающей среде становится все популярнее и популярнее. Беспокойство о планете привело к переосмыслению своего видения. Бизнесу пришлось пересмотреть свои стратегии и ответить на запрос потребителей по осознанному потреблению. Цель исследования – рассмотреть основные понятия, принципы, инструменты зеленого маркетинга, также требования к использованию последних. Использованы следующие методы: сравнительный анализ, анализ вторичных данных, экспертные опросы, обобщение и группировка. Авторы акцентируют внимание на инструментах зеленого маркетинга и критериях использования. Выделены основные показатели для оценки эффективности работы данных инструментов в условиях цифровизации, а также основные методы освещения, так как фирма должна быть максимально открыта и активно находиться в медиапространстве. Подчеркивается гринвошинг как одна из проблем использования экомаркировки ложно, вводя в заблуждение своих потребителей об экологической чистоте продукции, подчеркивается важность ужесточения закона об экобренде для недопущения гринвошинга. Выделены основные шаги Республики Казахстан, направленные на экологичность, устойчивое развитие. Выделен эффект от трансформации бизнеса в экологичный, особенно в развивающихся странах. Важным дополнением к исследованию является предложение по созданию и внедрению «инвестиционного паспорта» для участников зеленого финансирования, что поможет повысить прозрачность, снизить риски и увеличить доверие инвесторов, открывая новые возможности для привлечения капиталовложений в экологически чистые проекты.

Об авторах

М. К. Каримбергенова
Торайгыров университет
Казахстан

PhD, ассоциированный профессор

г. Павлодар



Л. М. Давиденко
Торайгыров университет
Казахстан

к.э.н., ассоциированный профессор

г. Павлодар



С. К. Кунязова
Торайгыров университет
Казахстан

к.э.н., профессор

г. Павлодар



М. Aмирова
Торайгыров университет
Казахстан

PhD, ассоциированный профессор

г. Павлодар



Список литературы

1. Меры по борьбе с изменением климата. URL: https://www.un.org/ru/climatechange/paris-agreement (дата обращения: 13.09.2024)

2. Конференция ООН по изменению климата COP-28 // Информационно-аналитическое интернетиздание Орловской области. URL: https://regionorel.ru/novosti/novosti/konferentsiya_oon_po_izmeneniyu_klimata_cop_28/ (дата обращения: 14.10.2024)

3. Союз производителей органической продукции Казахстана. URL: https://eldala.kz/dannye/kompanii/1129-soyuz-proizvoditelej-organicheskoj-produkcii-kazahstana (дата обращения: 17.09.2024)

4. Казахстан заработал $35 млн. на экспорте органической продукции в Европу. URL: https://eldala.kz/blogs/13296-kazahstan-zarabotal-35-mln-na-eksporte-organicheskoy-produkcii-v-evropu (дата обращения: 19.09.2024)

5. Казахстанская ассоциация региональных экономических инициатив «ECOJER» URL: https://ecojer.kz/ru/page/kazahstanskaya-assotsiatsiya-regionalnyh-ekologicheskih-initsiativ-ecojer (дата обращения: 20.08.2024)

6. «О производстве органической продукции». Закон Республики Казахстан от 27 ноября 2015 года № 423-V ЗРК. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000423 (дата обращения: 21.11.2024)

7. Технический регламент «Требования к маркировке продукции». Утвержден приказом Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 21 мая 2021 года № 348-НҚ. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2100022836 (дата обращения: 21.11.2024)

8. Baumgartner R.J. Green Business: An A-to-Z Guide // Sage Publications. 2020. 512 p.

9. Котлер Ф., Картаджайя X., Янг Д. Привлечение инвесторов. Маркетинговый подход к поиску источников финансирования // Альпина. Бизнес Букс. – 2012. – 240 с.

10. Peattie K. Green Marketing. The Marketing Book. Routledge. 2011. P. 611–628.

11. Ottman J.A. The New Rules of Green Marketing: Strategies, Tools, and Inspiration for Sustainable Branding. Greenleaf Publishing. 2011. 256 p.

12. Bekturova A. Digital Transformation and Its Impact on Sustainable Marketing Strategies in Kazakhstan // Central Asian Economic Review. 2022, pp. 45–58.

13. Tulepbergenova S., Zhunusova K. Integration of Environmental Principles in Digital Marketing Strategies in Kazakhstan // Sustainability and Environmental Management Journal. 2021, pp. 112–128.

14. Rizqiyana I., Wahyono W. The influence of eco-brand, eco-labelling and environmental advertisement on consumer purchasing behavior through Brand image // Management Analysis Journal. 2020, vol. 9, no. 2, рр. 211–220.

15. Schaltegger S., Bennett M., Burritt R.L. Environmental Management Accounting for Cleaner Production: Economic Tools and Applications // Springer. 2020. 450 p.

16. Krishen A.S., Dwivendi Y.K., Bindu N., Kumar K.S. A broad overview of interactive digital marketing: a bibliometric network analysis // Journal of Business Research. 2021, no. 131, рр. 183–195.

17. Caliskan A., Ozen Y., Ozturkoglu Y. Digital transformation of traditional marketing business model in a new industry area // Journal of Enterprise Information Management. 2021, no. 34(4), рр. 1252–1273.

18. Dash G., Kiefer K., Paul J. Marketing-to-millennials: marketing 4.0, customer satisfaction and purchase intentions // Journal of Business Research. 2021, no.122, рр. 608–620. URL: https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2020.10.016

19. Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2021 года № 996. «Об утверждении классификации (таксономии) «зеленых» проектов, подлежащих финансированию через «зеленые» облигации и «зеленые» кредиты» URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2100000996 (дата обращения: 13.12.2024)

20. Alkhatib S., Kecskеs P., Keller V. Green marketing in the digital age: a systematic literature review // Sustainability. 2023, vol. 15, no. 16, pp. 1–16.

21. Machovа R., Ambrus R., Zsigmond T., Bakо F. The Impact of Green Marketing on Consumer Behavior in the Market of Palm Oil Products // Sustainability. 2022, no. 14, 1364 р.

22. Kiyak D., Grigoliene R. Analysis of the Conceptual Frameworks of Green Marketing // Sustainability. 2023, vol. 15, no. 21, рр. 1–20.

23. Woo E. The Relationship between Green Marketing and Firm Reputation: Evidence from Content Analysis // Journal of Asian Finance, Economics and Business. 2021, vol. 8, рр. 455–463.


Рецензия

Для цитирования:


Каримбергенова М.К., Давиденко Л.М., Кунязова С.К., Aмирова М. Перспективы развития экологического маркетинга и его инструментов в Казахстане в эпоху цифровизации. Вестник университета «Туран». 2025;(1):25-41. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-1-25-41

For citation:


Karimbergenova М.К., Davidenko L.М., Kunyazova S.К., Amirova М. Prospects for environmental marketing development and its tools in Kazakhstan in the era of digitalization. Bulletin of "Turan" University. 2025;(1):25-41. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-1-25-41

Просмотров: 170


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1562-2959 (Print)
ISSN 2959-1236 (Online)