Оценка компетенций казахстанских менеджеров на основе модели потокоориентированного лидерства
https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-1-71-83
Аннотация
Важность лидерских качеств современных менеджеров демонстрирует устойчивый рост. Спустя тридцать лет экономических и социальных преобразований лидерские навыки и стили казахстанских менеджеров остаются фрагментарно изученными местными и иностранными учеными. Несмотря на возникновение первых моделей лидерских компетенций более 50 лет назад, ученые до сих пор активно обсуждают их преимущества и недостатки и стремятся разработать концепцию, приносящую наибольшую выгоду компаниям и менеджерам. В данной статье исследуются компетенции казахстанских женщин и мужчин-менеджеров в области потокоориентированного лидерства М. Чиксентмихайи. Метод количественного исследования был основан на комплексной оценке компетенций путем вовлечения менеджеров в виртуальную бизнес-симуляцию (N=508; 51% женщин, 49% мужчин). Результаты показали, что казахстанские женщины и мужчины почти в равной степени практикуют потокооринтированное лидерство: из 29 компетенций гендерная специфика была выявлена только в 8. Согласно результатам исследования женщины показали достаточно хорошие результаты в коммуникации, делегировании полномочий, предоставлении обратной связи, управлении отношениями со стейкхолдерами и стратегическом мышлении. В свою очередь, мужчины получили более высокую оценку в отношении активного слушания, расстановки приоритетов и управления временем. Теоретическая значимость настоящего исследования двунаправленна: во-первых, это первое масштабное исследование по лидерству и гендеру в Казахстане; во-вторых, полученные результаты дополняют существующую концепцию потокоориентированного лидерства новым гендерным знанием. Практический вклад полученных результатов заключается в том, что на основе полученных данных менеджеры могут анализировать и совершенствовать свой лидерский и управленчекий потенциал в организациях.
Ключевые слова
Об авторах
А. В. ЛиповкаКазахстан
PhD, ассоциированный профессор
г. Алматы
З. Бузады
Венгрия
PhD, профессор
г. Будапешт
Список литературы
1. Global gender gap report 2024: insight report. Geneva: World Economic Forum, 2024. 385 p.
2. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана Стратегия «Казахстан–2050». Новый политический курс состоявшегося государства. URL: http://www.akorda.kz (дата обращения: 27.12.2024)
3. UN-Women and DESA. Progress on the sustainable development goals: The gender snapshot. New York: UN-Women and DESA, 2024. 36 p.
4. Orazalin N., Baydauletov M. Corporate social responsibility strategy and corporate environmental and social performance: The moderating role of board gender diversity // Corporate social responsibility and environmental management. 2020, no. 27(4), pp. 1664–1676.
5. Women and men of Kazakhstan 2019–2023. Statistical collection in English. Shaimardanova Zh.N. (ed.). Astana, 2024. 88 p.
6. Mahmood M., Uddin M.A., Ostrovskiy A., Orazalin N. Effectiveness of business leadership in the Eurasian context: empirical evidence from Kazakhstan // Journal of Management Development. 2020, no. 39(6), pp. 793–809.
7. Frolova Y., Mahmood M. Variations in employee duty orientation: impact of personality, leadership styles and corporate culture // Eurasian Business Review. 2019, no. 9, pp. 423–444.
8. Mazhitov M., Uddin M.A., Mahmood M., Ostrovskiy A. Competitive Advantages Through Strategy Implementation: the Role of People, Plan, and Process // Public Organization Review. 2024, no. 24(3), pp. 861– 883.
9. Darvishmotevali M., Altinay L. Green HRM, environmental awareness and green behaviors: The moderating role of servant leadership // Tourism Management. 2022, no. 88, pp. 104–401.
10. Hollenbeck G.P., McCall Jr.M.W., Silzer R.F. Theoretical and practitioner letters: Leadership competency models // Leadership Quarterly. 2006, no. 17, pp. 398–413.
11. Gigliotti R.A. An Introduction to Competencies and Competency-Based Leadership. Gigliotti, R.A. (Ed.) Competencies for Effective Leadership, Emerald Publishing Limited, Leeds. 2019, pp. 1–16. URL: https://doi.org/10.1108/978-1-78973-255-920191012.
12. McClelland D.C. Testing for competence rather than for intelligence // American Psychologist. 1973, no. 28(1), pp. 1–14.
13. McCall Jr.M.W., Hollenbeck G.P. Developing global executives: the lessons of international experience. Harvard Business School Press, 2002. 259 p.
14. Manfred F.R., de Vries K., Vrignaud P., Florent-Treacy E. The Global Leadership. Life Inventory: development and psychometric properties of a 360-degree feedback instrument // The International Journal of Human Resource Management. 2004, no. 15(3), pp. 475–492. URL: https://doi.org/10.1080/0958519042000181214
15. Alban‐Metcalfe J., Alimo‐Metcalfe B. Engaging leadership part one: competencies are like Brighton Pier // International Journal of Leadership in Public Services. 2009, no. 5(1), pp. 10–18. URL: https://doi.org/10.1108/17479886200900004.
16. Ruben B.D. An Overview of the Leadership Competency Framework. Gigliotti R.A. (Ed.) Competencies for Effective Leadership. Emerald Publishing Limited, Leeds. 2019, pp. 19–28. URL: https://doi.org/10.1108/978-1-78973-255-920191001
17. Kozminski A.K. Bounded leadership: empirical study of the Polish elite // Polish Sociological Review. 2015, no. 4(192), pp. 425–453.
18. Kozminski A.K., Baczyńska A.K., Skoczeń I., Korzynski P. Towards leadership effectiveness: the role of leadership individual competencies and constraints. Introduction of the Bounded Leadership Model // Leadership & Organization Development Journal. 2022, no. 44(3), pp. 596–611. URL: https://doi.org/10.1108/LODJ-04-2020-0157
19. Figueiredo P.C.N., Sousa M.J., Tomé E. Integrative model of the leader competences // European Journal of Training and Development. 2023, no. 5/6 (47), pp. 533–564. URL: https://doi.org/10.1108/EJTD-082021-0121
20. Ruwanika E.Q.F., Massyn L. A leadership competence framework for sustainable development in the manufacturing industry in a developing country context: the bicycle metaphor // Cogent Business & Management. 2024, no. 11(1). URL: https://doi.org/10.1080/23311975.2024.2364849
21. Müller S.D., Konzag H., Nielsen J.A. Sandholt H.B. Digital transformation leadership competencies: A contingency approach // International Journal of Information Management. 2024, no. 75, p. 102734. URL: https://doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2023.102734.
22. Csikszentmihalyi M. Good Business: Leadership, Flow, and the Making of Meaning. Penguin Publishing Group. Reprint edition. 2004.
23. Csikszentmihalyi M., Abuhamdeh S., Nakamura J. Flow. In Csikszentmihalyi, M. (Ed.). Flow and the foundations of positive psychology, the collected works of Mihaly Csikszentmihalyi. Springer. 2014, pp. 227– 238.
24. Fligby. Gameplay data research. URL: https://www.fligby.com/ (accessed: 21.12.2024)
Рецензия
Для цитирования:
Липовка А.В., Бузады З. Оценка компетенций казахстанских менеджеров на основе модели потокоориентированного лидерства. Вестник университета «Туран». 2025;(1):71-83. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-1-71-83
For citation:
Lipovka A.V., Buzady Z. Assessment of Kazakhstani manager’s competencies through the flow-promoting leadership model. Bulletin of "Turan" University. 2025;(1):71-83. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-1-71-83