Качество гостиничных услуг как категория маркетинговой парадигмы
https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-1-251-263
Аннотация
Развитие гостиничного бизнеса, высокие требования к качеству гостиничных услуг, главенствующая роль потребителей гостиничных услуг, огромное влияние инновационных процессов приводят к тому, что гостиничные предприятия вынуждены применять новые методы и инструменты повышения качества, конкурентоспособности и постоянно совершенствовать механизм управления качеством. Казахстанский гостиничный бизнес в зависимости от увеличения спроса на гостиничную продукцию все в большей мере вынужден сталкиваться с потребительскими претензиями к цене и качеству. Конкурентоспособность и высокое качество продукции обеспечиваются всеми инструментами маркетинга – от проектирования до выведения гостиничной услуги на рынок, включая методы менеджмента качества. Все гостиничные услуги, которые отвечают всем требованиям и соответствуют международным стандартам, имеют ценное воздействие на здоровье человека – это и есть качество услуги гостиничного продукта. В современном мире технический подход к проблеме качества уступил место социально-экономическому подходу, в соответствии с которым эффективным средством обеспечения качества является применение маркетинговой парадигмы. Государственно-нормативные правовые критерии, общие показатели гостиничной услуги должны отвечать параметрам и спросу клиентов, выступать как ее полезные свойства. На данный момент программа повышения качества гостиничных услуг является важным элементом при производстве услуг в рамках процесса развития экономики.
Об авторах
Н. С. НурпеисоваКазахстан
к.э.н., ассоциированный профессор
г. Алматы
Л. С. Нурпеисова
Казахстан
к.э.н., профессор
г. Алматы
А. Э. Айтжанова
Казахстан
к.э.н., ассоциированный профессор
г. Алматы
Е. Бесекей
Казахстан
PhD, ассоциированный профессор
г. Алматы
Список литературы
1. Tesfazghi E.S., Martinez J.A., Verplanke J.J. Variability of Quality of Life at Small Scales: Addis Ababa, Kirkos Sub-City, Social Indicators Research. 2010, no. 98, pp. 73–88. URL: https://doi.org/10.1007/s11205009-9518-6
2. Васильева О.В. Измерение качества жизни населения: субъективный и объективный подходы // Векторы благополучия: экономика и социум. – 2021. – № 4(43). – С. 65–80.
3. Han J., Liang H., Hara K., Uwasu M., Dong L. Quality of life in China’s largest city, Shanghai: A 20-year subjective and objective composite assessment // Journal of Cleaner Production. 2016, no. 1(173), pp. 135–142. URL: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2016.10.097
4. McCrea R., Shyy T.K., Stimson R. What is the Strength of the Link Between Objective and Subjective Indicators of Urban Quality of Life? // Applied Research in Quality of Life. 2006, no. 1, pp. 79–96. URL: https://doi.org/10.1007/s11482-006-9002-2
5. Booking.com research exposes surprising gap between travel ambitions and reality. URL: https://globalnews.booking.com/bookingcom-research-exposes-surprising-gap-between-travel-ambitions-and-reality/ (accessed: 19.08.2019)
6. Пыстогова Е.А. Факторы качества жизни населения регионов России: социальное картирование // Уровень жизни населения регионов России. – 2016. – № 3(12). – С. 137–146.
7. Martinez J. Mapping Dynamic Indicators of Quality of Life: a Case in Rosario, Argentina, Applied Research Quality Life. 2018, no. 14, pp. 777–798. URL: https://doi.org/10.1007/s11482-018-9617-0
8. Wajid M.A., Aasim Z., Nagarajan D., Talea M. N., Lathamaheswari D., Kavikumar J. Pestel Analysis to Identify Key Barriers to Smart Cities Development in India // Neutrosophic Sets and Systems. 2021, no. 1(42), pp. 39–48. URL: https://digitalrepository.unm.edu/nss_journal/vol42/iss1/3
9. Maricic M. Assessing the quality of life in the European Union: The European Index of Life Satisfaction (EILS) // Statistical Journal of the IAOS. 2019, no. 2(35), pp. 261–267. URL: https://doi.org/10.3233/sji-180481
10. Ibrahim M.F., Chung S.W. Quality of Life of Residents Living near Industrial Estates in Singapore // Social Indicators Research. 2003, no. 2(61), pp. 203–225. URL: https://doi.org/10.1023/A:1021305620042
11. Marans R.W., Kweon B.S. The Quality of Life in Metro Detroit at the Beginning of the Millennium // Part of the Social Indicators Research Series book series (SINS). 2011, vol. 45, pp. 163–183. URL: https://doi.org/10.1007/978-94-007-1742-8_7
12. Shen Y., Zhang X., Zhu H., Yin Z., Drianda R.P. Living in a Chinese Industrial New Town: A Case Studyof Chenglingji New Port Area // Land. 2023, no. 4(12), pp. 1–19. URL: https://doi.org/10.3390/land12040790
13. Torlone J.G. The Evolution of the City of Timmins: A Single-Industry Community. Theses and Dissertations (Comprehensive). 1979. URL: https://scholars.wlu.ca/etd/1565
14. Gardiner A., Donaldson R. The Socio-economic Wellbeing of Small Mining Towns in the Northern Cape // Part of the Geo Journal Library book series (URPGS). 2023, pp. 145–167. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-031-37142-4_7
15. Nesteruk D.N., Kozirev M.M., Daneykin Y.V., Ivanova O.P., Trifonov V.A. Predictive models for the development of a single-industry town // Project Management in the Regions of Russia. 2019, vol. 77, pp. 8–15. URL: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.12.05.2
16. Mizanbekova S., Umbetaliev N., Aitzhanova A., Bogomolov A. The qualiti managment system improvement for the enhancement of production competitivenecs // Espasios. 2017, vol. 38, issue 42. (Scopus)
17. Жанбаев Р.А., Отызбаева К.Ж., Жанбаева Л.А., Карбетова З.Р., Темирбаева Г.Р. Анализ научного потенциала и возможности повышения качества жизни в моногородах на примере городов Аркалык, Рудный и Жезказган Республики Казахстан // Уголь. – 2021. – № 11. – С. 38–44. URL: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2021-11-38-44
18. Кайгородцев А.А. Проблемы социально-экономического развития моногородов Казахстана // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2021. – № 16(2). – С. 852–854.
19. Темирбаева Г.Р., Абильдина А.Ш., Жанбаев Р.А., Кулубеков М.Т. Проблемы повышения качества жизни в моногородах в условиях кризисных явлений в экономике // Вестник Казахского университета экономики, финансов и международной торговли. – 2020. – № 4(41). – С. 8–16.
20. Нурланова Н.К., Днишев Ф.М., Альжанова Ф.Г., Сатпаева З.Т. Отчет о научно-исследовательской работе «Рейтинговая оценка устойчивости экономики и социальной среды городов Казахстана» по теме «Исследование основных вызовов устойчивого развития городов Казахстана» // РГКП ИЭ МОН РК. – 2020. – С. 1–50. URL: https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=https%3A%2F%2Fwww.ncste.kz%2Fassets%2Freport_files%2F2020%2FAP08955816-OT-20%2Fru_64564__1066777_1606732036.docx&wdOrigin=BROWSELINK (дата обращения: 10.07.2023)
21. Матвеев А.А. Оценка качества сервиса гостиниц с применением методики семантического анализа текста // Вестник НАТ. – 2018. – № 4(48). – С. 37–40.
Рецензия
Для цитирования:
Нурпеисова Н.С., Нурпеисова Л.С., Айтжанова А.Э., Бесекей Е. Качество гостиничных услуг как категория маркетинговой парадигмы. Вестник университета «Туран». 2025;(1):251-263. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-1-251-263
For citation:
Nurpeisova N.S., Nurpeisova L.S., Aitzhanova A.Ye., Bessekey E. The quality of hotel services as a category of the marketing paradigm. Bulletin of "Turan" University. 2025;(1):251-263. (In Kazakh) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-1-251-263