Сертификация гостиничных предприятий как фактор влияния на их устойчивость
https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-1-264-278
Аннотация
Важным направлением для страны является продвижение туристской дестинации на мировой арене, где цель – повышение привлекательности, доступности, прозрачности, безопасности и создание благоприятных условий для иностранных гостей и внутренних туристов. Одним из перспективных шагов является внимание к сертификации отелей, которая позволит предприятиям обеспечивать здоровую конкуренцию в области политики качества гостиничных услуг. Цель исследования – провести диагностику удовлетворенности гостей полученным качеством услуг в отелях, их соответствия ожидаемому качеству и предложить практические рекомендации для повышения его уровня в отелях страны, усилить привлекательность гостеприимства на уровне повышения устойчивости предприятий (ESG) посредством сертификации гостиничных предприятий. В Казахстане специфика гостеприимства является недостаточно изученной, малопривлекательной как для РГП, так и для МСБ вследствие затратности и отсутствия необходимости, однако требуется поиск новых эффективных решений, особенно для удовлетворения высоких потребностей клиентов. Данное исследование построено на поиске идеи, позволяющей подчеркнуть практическую значимость сертификации, ее ценность, включает методы исследования: литературный обзор, статистический метод, анкетирование гостей, основанное на их мнениях (приняли участие 111 респондентов). На основе результатов анализа сформулированы практические рекомендации, которые позволят учитывать соблюдение принципов устойчивости, сохранения ресурсов, откроют новые возможности для развития прозрачности в индустрии.
Об авторах
Ж. С. РахимбековаКазахстан
к.э.н., ассоциированный профессор
г. Алматы
Т. б Климова
Россия
к.э.н., доцент
г. Белгород
Список литературы
1. Cripps K. Where to go in 2025: The best places to visit // CNN Travel. 2025. URL: https://edition.cnn.com/travel/best-destinations-to-visit-025?cid=ios_app (accessed: 01.01.2025)
2. What is the Hotel Industry? / Blog Introduction to the Hotel Industry: The Essential Guide URL: https://fhahoreca.com/blog/hotel-industry/#:~:text=The%20basic%20theme%20is%20to,tourism%2C%20transportation%2C%20and%20events (accessed: 30.12.2024)
3. ҚР ҰК ЭКК экономика секторларының жіктеуіші 13-2019 // Қазақстан Республикасы стратегиялық жоспарлау және реформалар жөніндегі агенттігінің ұлттық статистика бюросы. URL: https://stat.gov.kz/ru/classifiers/statistical/21/ (өтініш берілген күн: 21.12.2024)
4. Chaulagain, Falindra Prasad. Hospitality. 2024. URL: https://www.researchgate.net/publication/378901251_Hospitality (accessed: 02.04.2024)
5. Horb, Kostiantyn & Korneyev, Maxim & Kucher, Marharyta. Hospitality in the hotel, restaurant and tourism business: general basis of research and features of the training of specialists. Scientific opinion: Economics and Management. 2024. URL: https://www.researchgate.net/publication/379126146 (accessed: 06.11.2024)
6. Yikilmaz, İbrahim & Palabıyık, Nida. Job Insecurity in Hospitality Sector: A Focused Review of The Research Literature // EGE 10th International conference on social sciences. 2023. URL: https://www.researchgate.net/publication/377577132_Job_Insecurity_in_Hospitality_Sector_A_Focused_Review_of_The_Research_Literature (accessed: 02.04.2024)
7. UNWTO // COVID-19: UNWTO Calls on tourism to be Part of recovery Plans. 2020. URL: https://www.unwto.org/news/covid-19-unwto-calls-on-tourism-to-be-part-of-recovery-plans (accessed: 02.04.2024)
8. Lew A. How to create a better post-COVID-19 // World. Medium 16. March, 2020. URL: https://medium.com/new-earth-consciousness/creating-a-better-post-covid-19-world-36b2b3e8a7ae (accessed: 04.04.2024)
9. Muñoz-Torres M.J., Fernández-Izquierdo А. An assessment tool to integrate sustainability principles into the global supply chain // Sustainability. 2018, no. 10(2), p. 535. URL: https://www.mdpi.com/20711050/10/2/535 (accessed: 12.04.2024)
10. Marrewijk M. Concepts and Definitions of CSR and Corporate // Sustainability: Between Agency and Communion. Journal of Business Ethics. 2003, no. 44, pp. 95–105. URL: https://www.researchgate.net/publication/226846604_Concepts_and_Definitions_of_CSR_and_Corporate_Sustainability_Between_Agency_and_Communion (accessed: 12.04.2024)
11. Santos, Méxas, Meiriño // Sustainability and hotel business: criteria for holistic, integrated and participative development, Journal of Cleaner Production, 2017. Vol. 142. Part 1. P. 217–224. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0959652616303742?via%3Dihub (accessed: 01.04.2024)
12. Туризм Казахстана за 2017–2021 гг. БНС АСПР РК. – Астана, 2022. URL:https://stat.gov.kz/ru/industries/business-statistics/stat-tourism/ (өтініш берілген күн: 12.03.2024)
13. Kyule. Influence of Hotel Ambience and Performance of Hotels in Uganda // A Critical Literature Review. 2022. Vol. 1. Issue 1. P. 40–53. URL: https://www.carijournals.org/journals/index.php/JMH/article/view/1096/1320 (accessed: 12.04.2024)
14. Филипповский Е.Е., Шмарова Л.В. Экономика и организация гостиничного хозяйства. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 176 с.
15. Габдукаева Л.З., Решетник О.А. Контроль качества и сертификация услуг предприятий общественного питания: учебное пособие. – Казань: Изд-во КНИТУ, 2018. ‒ 184 с.
16. Смирнов Э.А. Управление качеством рекламы: учебное пособие – М.: РИП-холдинг, 2001. – 263 с.
17. Кобяк М.В., Скобкин С.С. Управление качеством в гостинице: учеб. пособие. – М.: Магистра, 2008. – 511 с.
18. Закон Республики Казахстан от 16 июля 1999 г. № 434-1 «О сертификации» (с изменениями). URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=3113806 (дата обращения: 21.11.2024)
19. Закон РК от 30 декабря 2020 года № 396-VI «О техническом регулировании» (с изменениями по состоянию на 08.06.2024). URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2000000396/z20_396.htm (дата обращения: 21.11.2024)
20. Касательно указания в сертификате соответствия или декларации о соответствии нескольких схем сертификации или декларирования // Письмо Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан от 2 июня 2023 года № ЖТ-2023-00890261. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37800911 (дата обращения: 12.11.2024)
21. Об утверждении Правил оценки соответствия / Приказ и.о. Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 29 июня 2021 года № 433-НҚ, № 23364. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2100023364/history (дата обращения: 11.06.2024)
22. Официальный сайт Международной организации по стандартизации (ISO). URL: https://www.iso.org/ru/standard/81230.html (accessed: 11.06.2024)
23. Титова А. Около четырех млрд тенге потратят на обучение гостеприимству в Казахстане. – 2024. URL: https://press.kz/novosti/okolo-chetireh-mlrd-tenge-potratyat-naobuchenie-gostepriimstvu-vkazahstane (дата обращения: 07.06.2024)
24. Смирнова А. 25 гостиниц Казахстана имеют «пять звезд». – 2024. URL: http://surl.li/ulfsp (дата обращения: 11.06.2024)
25. Казахстанским гостиницам не хватает звёзд. – 2023. URL: https://forbes.kz/articles/kazahstanskim_gostinitsam_ne_hvataet_zvezd (дата обращения: 11.06.2024)
Рецензия
Для цитирования:
Рахимбекова Ж.С., Климова Т.б. Сертификация гостиничных предприятий как фактор влияния на их устойчивость. Вестник университета «Туран». 2025;(1):264-278. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-1-264-278
For citation:
Rahimbekova Zh.S., Klimova T.B. Certification of hotel enterprises as a factor influencing their sustainability. Bulletin of "Turan" University. 2025;(1):264-278. (In Kazakh) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-1-264-278