Модели работы компаний в сегменте товаров повседневного спроса (FMCG)
https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-2-144-160
Аннотация
Данная статья посвящена исследованию теоретических основ и практических нюансов управления бизнес-процессами в индустрии товаров повседневного спроса (FMCG) с акцентом на анализ глобальных трендов, региональных особенностей и эффективных подходов к повышению конкурентоспособности компаний. В исследовании применяются методы систематического литературного обзора, сравнительного и критического анализа, статистического анализа данных, синтеза и систематизации информации, а также кейс-анализа для оценки моделей и концепций работы компаний FMCG в глобальном и региональном контексте. Ценность исследования: представленный анализ является оригинальным в контексте практического видения и обеспечивает знания о конкурентном превосходстве транснациональных корпораций в сегменте производства и продажи товаров быстрого потребления. Учитывая труднодоступность и закрытость информации касательно рынка FMCG, изменчивость данного рынка, высокий спрос на инновации и существующие проблемы адаптивности стратегий управления, данная статья представляет значимость для студентов и магистрантов и для научного сообщества в целом, исследующих рынок FMCG, привносит вклад в теорию управления. Результаты исследования: исследование выявляет ключевые аспекты, способствующие устойчивому успеху компаний в индустрии товаров широкого потребления, включая эффективные модели работы, стратегическую гибкость и планирование цепочки поставок. Авторы описывают структуру рынка, способы продвижения продукции, вызовы и требования, стоящие перед компаниями данной отрасли, стратегии управления и специфику распределительных каналов.
Об авторах
А. А. ШеинКазахстан
Специалист.
Алматы
А. А. Абдунурова
Казахстан
PhD, доцент.
Алматы
К. В. Кулик
Россия
PhD.
Алматы
Список литературы
1. Kenton W. Fast-Moving Consumer Goods (FMCG) Industry: Definition, Types, and Profitability // Investopedia. 18.06.2024. URL: https://www.investopedia.com/terms/f/fastmoving-consumer-goods-fmcg.asp (accessed: 18.04.2024)
2. Долженко И.Б. Цифровая трансформация ТНК потребительского сектора // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – № 12-2(58). – С. 13–17. DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11469.
3. Об утверждении Перечня налогоплательщиков, подлежащих мониторингу крупных налогоплательщиков. 2022 // Приказ Заместителя Премьер-Министра – Министра финансов Республики Казахстан от 15 декабря 2022 года № 1290. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/G22E0001290 (дата обращения: 01.07.2024)
4. Объем реализации товаров и услуг в Республике Казахстан. 12.12.2024 // Бюро Национальной Статистики QazStat. URL: https://stat.gov.kz/ru/industries/economy/local-market/ (дата обращения: 05.01.2025)
5. Объем и ИФО в разрезе регионов об оказанных услуг по предоставлению и обеспечению питанием и напитками. 12.12.2024 // Бюро Национальной Статистики QazStat. URL: https://stat.gov.kz/ru/industries/economy/local-market/ (дата обращения: 28.06.2024)
6. Browne M. Walmart goes fully driverless in delivery pilot in Bentonville // Supermarket News. 08.11.2021. URL: https://www.supermarketnews.com/technology/walmart-goes-fully-driverless-delivery-pilot-bentonville (accessed: 21.06.2024)
7. Kolodny L. Amazon is hauling cargo in self-driving trucks developed by Embark // CNBC. 30.01.2019. URL: https://www.cnbc.com/2019/01/30/amazon-is-hauling-cargo-in-self-driving-trucks-developed-byembark.html (accessed: 21.06.2024)
8. Baker L. Coca-Cola test-drives Einride’s autonomous truck in Sweden // Freight Waves. 05.12.2019. URL: https://www.freightwaves.com/news/coca-cola-to-deploy-av-electric-transport-vehicle-in-sweden (accessed: 21.06.2024).
9. Рыскиев Ж. Открытие представительств и филиалов иностранных компаний в Казахстане. 12.04.2016 // Закон.кз. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=39216588 (дата обращения: 06.04.2024).
10. PepsiCo Annual Report 2023 // PepsiCo. 2024. Р. 13.
11. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / перевод Евенко Л.И. // Дело. – 2004. – С. 492.
12. Кравцова И.С., Текучева С.Н. Мировой опыт систем дистрибуции предприятиями-производителями продовольственных товаров // International journal of professional science. 2019. No. 7. P. 39–59.
13. Тогайбаев Б. Миллиард литров в год: как работает одно из крупнейших производств напитков в РК // Forbes Kazakhstan. 12.01.2024. URL: https://forbes.kz/articles/na_lyuboy_vkus_1705028678 (дата обращения: 24.06.2024)
14. Долженко И.Б. Слияния и поглощения как инструмент обеспечения конкурентного превосходства американских ТНК потребительского сектора // Московский экономический журнал. – 2020. – №7. – С. 144–152. DOI: 10.24411/2413-046X-2020-10511
15. Matthew J. Companies Owned by PepsiCo. 2024 // Investopedia. URL: https://www.investopedia.com/articles/markets/122215/top-5-companies-owned-pepsi-pep.asp (accessed: 15.06.2024)
16. Pepsi Lipton. 2024 // Linkedin. URL: https://ch.linkedin.com/company/pepsilipton (accessed: 24.06.2024)
17. Thomson A. PepsiCo’s Organizational Structure Analysis // Panmore Institute. 2024. URL: https://panmore.com/pepsico-organizational-structure-analysis (accessed: 15.06.2024)
18. Долженко И.Б. Слияния и поглощения Европейских ТНК потребительского сектора // Московский экономический журнал. – 2020. – № 6. – С. 525–532. DOI: 10.24411/2413-046X-2020-10385.
19. BurrittC.,StanfordD.Coc-ColatoPurchaseBottlerin$12.3BillionDeal.//Bloomberg.25.02.2010.URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2010-02-25/coca-cola-agrees-to-buy-bottler-s-north-americanoperations (accessed: 16.04.2024).
20. Formation of Unilever. 2021 // Unilever Archives. URL: https://archives-unilever.com/discover/stories/formation-of-unilever (accessed: 01.05.2024)
21. Kumar R. Wealth Creation in the World’s Largest Mergers and Acquisitions // Springer. 2019. Р. 243–250.
22. FMCG report 4Q 2023 // The Nielsen Company LLC. 2024. Р. 43.
23. Степанова И.С. Особенности торгового посредничества в сегменте HORECA // Вестник науки. – 2021. – № 5. – С. 113–117.
24. Кегенбеков Ж.К., Алипова А.Н., Бидашева А.Г. Взаимосвязь логистики и торгового маркетинга в компаниях FMCG сектора // Russian Journal of Water Transport. 2021. No. 69(4). P. 133–148. DOI: 10.37890/jwt.vi69.221.
Рецензия
Для цитирования:
Шеин А.А., Абдунурова А.А., Кулик К.В. Модели работы компаний в сегменте товаров повседневного спроса (FMCG). Вестник университета «Туран». 2025;(2):144-160. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-2-144-160
For citation:
Shein A.A., Abdunurova A.A., Kulik K.V. Operating models of companies in the FMCG segment. Bulletin of "Turan" University. 2025;(2):144-160. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-2-144-160