Preview

Вестник университета «Туран»

Расширенный поиск

Влияние уровня образования на карьерные возможности мужчин и женщин в Казахстане

https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-2-503-515

Аннотация

Представлено детальное исследование тенденций рынка труда с 2012 по 2022 гг. в отношении участия в рабочей силе, занятости, самозанятости и роста заработной платы. С использованием методов описательной статистики и регрессионного анализа были исследованы следующие ключевые показатели: уровень наемной и самозанятости, гендерные разрывы, уровень безработицы для выявления системных тенденций и значимых корреляций. В итоге исследование показывает, что рабочая сила и наемная занятость продолжают устойчиво расти, в то время как самозанятость снижается из-за изменений в структурных предпочтениях рынка труда. Гендерное неравенство остается очевидным: женщины сталкиваются с относительно медленным ростом участия в рабочей силе в сочетании с умеренным улучшением возможностей трудоустройства. Регрессионный анализ выявляет, что переменные года и самозанятости оказывают значительное влияние на определение роста заработной платы, в то время как наемная занятость и гендерный фактор менее значимы. Уровень безработицы оказывается положительно коррелированным с изменениями в заработной плате, что может указывать на сглаживание изменений в заработной плате во время колебаний рынка труда. Исследование также отражает возможное влияние внешних факторов, таких как пандемия COVID-19, на структуры занятости и гендерные отношения. Эти выводы указывают на необходимость политических мер в отношении гендерного неравенства, поддержки предпринимательства и обеспечения равного доступа к возможностям на рынке труда. Данное исследование предоставляет ключевые рекомендации для устойчивого и инклюзивного экономического развития через призму долгосрочной трансформации условий рынка труда.

Об авторах

Е. А. Кенжеали
Университет международного бизнеса имени К. Сагадиева
Казахстан

докторант.

Алматы



А. Н. Айнакул
Университет «Туран»
Казахстан

PhD, ассоциированный профессор.

Алматы



К. О. Нургалиева
Университет международного бизнеса имени К. Сагадиева
Казахстан

к.э.н., профессор.

Алматы



П. Караксони
Университет Обуда
Венгрия

PhD, профессор.

Будапешт



Список литературы

1. Knight P.T., Yorke M. Employability and good learning in higher education // Teaching in Higher Education. 2003, vol. 8, no. 1, pp. 3–16.

2. Tomlinson M. ‘The degree is not enough’: students’ perceptions of the role of higher education credentials for graduate work and employability // British Journal of Sociology of Education. 2008, vol. 29, no. 1, pp. 49–61.

3. Cimatti B. Definition, development, assessment of soft skills and their role for the quality of organizations and enterprises // International Journal for Quality Research. 2016, vol. 10, no. 1, p. 97.

4. Suleman F. The employability skills of higher education graduates: insights into conceptual frameworks and methodological options // Higher Education. 2018, vol. 76, pp. 263–278.

5. Czako V. Employment in the energy sector. Publications Office of the European Union, Luxembourg, 2020. URL: https://doi.org/10.2767/56789 (accessed: 22.02.2025)

6. Bursell M., Bygren M. The making of ethnic segregation in the labor market: Evidence from a field experiment // Working Paper. 2023, no. 13.

7. Kang S.K., DeCelles K.A., Tilcsik A., Jun S. Whitened résumés: Race and self-presentation in the labor market // Administrative Science Quarterly. 2016, vol. 61, no. 3., pp. 469–502.

8. Donald W.E., Ashleigh M.J., Baruch Y. Students’ perceptions of education and employability: Facilitating career transition from higher education into the labor market // Career Development International. 2018, vol. 23, no. 5, pp. 513–540.

9. Dilli S., Westerhuis G. How institutions and gender differences in education shape entrepreneurial activity: a cross-national perspective // Small Business Economics. 2018, vol. 51, pp. 371–392.

10. Ahmed R., Hyndman-Rizk N. The higher educationparadox: Towards improving women’s empowerment, agency development and labour force participation in Bangladesh // Gender and Education. 2020, vol. 32, no. 4., pp. 447–465.

11. Farré L., Fawaz Y., González L., Graves J. How the COVID-19 lockdown affected gender inequality in paid and unpaid work in Spain. Social Science Research Network, 2020. URL: https://doi.org/10.2139/ssrn.3643198 (accessed: 22.02.2025)

12. Collins C., Landivar L.C., Ruppanner L., Scarborough W.J. COVID-19 and the gender gap in work hours // Gender, Work & Organization, 2021, vol. 28, no. 1, pp. 101–112. URL: https://doi.org/10.1111/gwao.12506 (accessed: 22.02.2025)

13. Reichelt M., Makovi K., Sargsyan A. The impact of COVID-19 on gender inequality in the labor market and gender-role attitudes // European Societies. 2021, vol. 23, no. 1., pp. 228–245. URL: https://doi.org/10.1080/14616696.2020.1823010 (accessed: 22.02.2025)

14. Van Klaveren M., Tijdens K., Hughie-Williams M., Ramos Martín N. E. An overview of women’s work and employment in Kazakhstan. Amsterdam: AIAS Working Paper, 2010. URL: https://doi.org/10.2139/ssrn.1845635 (accessed: 22.02.2025)

15. Shakirova S. Gender equality in Kazakhstan and the role of international actors in its institutionalization // Institutionalizing Gender Equality: Historical and Global Perspectives. 2015, pp. 211–225.

16. Dugarova E. Gender, work, and childcare in Kazakhstan, Mongolia, and Russia // Social Policy & Administration. 2019, vol. 53, no. 3, pp. 385–400.

17. Khairullayeva V., Sarybayev M., Kuzembayeva A., Yermekbayev A., Baikushikova G. Gender Policy in Kazakhstan // Journal of International Women’s Studies. 2022, vol. 24, no. 1, p. 25.

18. Press C.E.S.D. Gender Equality & Women’s Empowerment in the Post-Soviet Space: Challenges and Perspectives. 2023.

19. Semenova Y., Lim L., Salpynov Z., Gaipov A., Jakovljevic M. Historical evolution of healthcare systems of post-soviet Russia, Belarus, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan, Turkmenistan, Uzbekistan, Armenia, and Azerbaijan: A scoping review // Heliyon, 2024.

20. Buribayev Y.A., Khamzina Z.A. Gender equality in employment: The experience of Kazakhstan // International Journal of Discrimination and the Law. 2019, vol. 19, no. 2., pp. 110–124. URL: https://doi.org/10.1177/1358229119846784 (accessed: 22.02.2025)

21. Alpysbayev K., Mukhamadiyeva A., Kanabekova M., Orazgaliyeva A., Elmira B. Gender analysis of the global labour market and comparative analysis of Kazakhstan, 2019–2021 // Applied Econometrics and International Development. 2024, vol. 24, no. 1, pp. 1–18.

22. Kuanova L., Anessova A. Gender disparities in Kazakhstan’s labor market: Evidence from the quality employment // Eurasian Journal of Economic and Business Studies. 2024, vol. 68, no. 3, pp. 95–110. URL: https://doi.org/10.47703/ejebs.v68i3.423 (accessed: 22.02.2025)


Рецензия

Для цитирования:


Кенжеали Е.А., Айнакул А.Н., Нургалиева К.О., Караксони П. Влияние уровня образования на карьерные возможности мужчин и женщин в Казахстане. Вестник университета «Туран». 2025;(2):503-515. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-2-503-515

For citation:


Kenzheali Y.A., Ainakul A.N., Nurgaliyeva K.O., Karacsony P. Education level impact on career opportunities of men and women in Kazakhstan. Bulletin of "Turan" University. 2025;(2):503-515. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-2-503-515

Просмотров: 48


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1562-2959 (Print)
ISSN 2959-1236 (Online)