Preview

Вестник университета «Туран»

Расширенный поиск

Cвязь между образованием и его детерминантами: исследование Евразийского Экономического Союза

https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-2-530-544

Аннотация

Политика ЕАЭС как международной организации региональной экономической интеграции детерминирует неразрывный контекст между углублением интеграционных процессов и достижением устойчивого «зеленого» роста. Приверженность стран ЕАЭС принципам «зеленой» экономики закреплена в их Национальных стратегиях устойчивого развития до 2030 г., подтверждает «зеленое» развитие как стратегический приоритет, основанный на национальных особенностях и глобальных вызовах. Авторами статьи в качестве новых решений, направленных на установление и обоснование взаимосвязи между показателями изменения качества окружающей среды (индекс ВВП на душу населения, индексы carbon emission, urban population, trade, уровень потребления энергии на душу населения, уровень государственного управления) и образованием на примере стран – участниц ЕАЭС, проведен анализ их взаимного влияния. В качестве новых результатов показано взаимное влияние показателей, влияющих на изменение качества окружающей среды и образования, в рамках формирования методики измерения их корреляции, на примере комплексного объекта – ЕАЭС. Оценка условий «зеленого» развития стран ЕАЭС проведена за период 1996–2022 гг. Результаты исследования показали неоднозначные показатели и эффекты влияния оцениваемых переменных на образование в страновом разрезе, но позволили выявить общие тренды в условиях зеленой экономики и обосновать страновые возможности и перспективы образования в контексте «зеленого» развития.

Об авторах

Н. Кетенжи
Университет Yeditepe
Турция

PhD, профессор.

Стамбул



Г. Ж. Нурмуханова
Университет Yeditepe
Турция

д.э.н., профессор.

Стамбул



Ч. Л. Услу
Университет Yeditepe
Россия

PhD, доцент.

Стамбул



Список литературы

1. Aбрамов В.И., Путилов А.В., Трушина И. Приоритеты обеспечения устойчивого развития стран ЕАЭС // Экономические отношения. – 2023. – Т. 13. – № 1. – С. 135–138. URL: https://doi.org/10.18334/eo.13.1.11730.

2. Sustainable Development Report. 2019. URL: https://www.sdgindex.org/reports/sustainabledevelopment-report-2019/ (дата обращения: 01.04.2025).

3. Hylton K.N. Law and economics versus economic analysis of law // European Journal of Law and Economic. 2019, no. 48(1), рр. 77–88.

4. Shamaeva E.F. Novation management methodology in design of regional sustainable development systems with the use of universal measurable values // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. 2019, no. 11(8), pp. 329–338.

5. Ahmed Z., Wang Z. Investigating the impact of human capital on the ecological footprint in India: An empirical analysis // Environmental Science and Pollution Research. 2019. no. 26, pp. 26782–26796.

6. United Nations. Global Sustainability Report (GSDR). 2023. URL: https://sdgs.un.org/gsdr/gsdr2023.

7. Chankrajang T., Muttarak R. Green returns to education: does schooling contribute to pro-environmental behaviours? Evidence from Thailand // Ecological Economics. 2017, no. 131, pp. 434–448. URL: https://doi.org/10.1016/j.ecolecon.2016.09.015.

8. Zen I.S., Noor Z.Z., Yusuf R.O. The profiles of household solid waste recyclers and non-recyclers in Kuala Lumpur, Malaysia // Habitat International. 2014, no. 42, pp. 83–89. URL: https://doi.org/10.1016/j.habitatint.2013.10.010.

9. Bano S., Zhao Y., Ahmad A., Wang S., Liu Y. Identifying the impacts of human capital on carbon emissions in Pakistan // Journal of Cleaner Production. 2018, no. 183, pp. 1082–1092. URL: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2018.02.008.

10. Murga-Menoyo M.A. Learning for a sustainable economy: Teaching of green competencies in the university // Sustainability. 2014, no. 6(5), рр.2974–2992.

11. Eisler R., Quinn R.E., Scharmer O., Wilson S., Schuyler K.G. Social change for a healthy world: Leading meaningfully // Academy of Management Proceedings. 2016, no. 1, р. 10619.

12. Giesenbauer B., Mueller-Christ G. University 4.0: Promoting the transformation of higher education institutions toward sustainable development // Sustainability. 2020, no. 12(8), pp. 3371.

13. Elizabeth B., Yara A. Wealth-Based Inequalities in Higher Education Attendance: A Global Snapshot // Educational Researcher. 2023, no. 52(9), pp. 544 –552. URL: https://journals.sagepub.com/home/edr.

14. Колосницына М.Г., Ермолина Ю.Е. Государственные расходы на образование и экономический рост: межстрановой анализ // Вопросы статистики. – 2021. – № 28(3). – С. 70–85. URL: https://voprstat.elpub.ru/jour/article/view/1289/838.

15. Alkhateeb T.T.Y., Mahmood H., Altamimi N.N., Furqan M. Role of education and economic growth on the CO2 emissions in Saudi Arabia // Entrepreneurship and Sustainability Issues. 2020, no. 8(2), pp. 195–209. URL: http://doi.org/10.9770/jesi.2020.8.2(12).

16. Абанкина И.В., Красилова А.Н., Ястребов Г.А. Проблемы и перспективы развития образования в сельской местности в странах с переходной экономикой (на примере России и Китая) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2011. – № 6. – С. 96–107.

17. Osuntuyi B.V., Lean H.H. Economic growth, energy consumption and environmental degradation nexus in heterogeneous countries: does education matter? // Environmental Sciences Europe. 2022, no. 34(1), pp. 1. URL: https://doi.org/10.1186/s12302-022-00624-0.

18. Brown R.L., Durbin J., Evans J.M. Techniques for testing the constancy of regression relations over time // Journal of the Royal Statistical Society. 1975, no. 37(2), pp. 149–192.

19. United Nations. Rio Declaration on Environment and Development. United Nations Conference on Environment and Development. Rio de Janeiro, Brazil, 1992.

20. Pesaran M.H., Shin Y., Smith R.C. Bounds testing approaches to the analysis of level relationships // Journal of Applied Economics. 2001, no. 16, pp. 289–326.

21. Johansen S. Statistical analysis of cointegrating vectors // Journal of Economic Dynamics and Control. 1988, no. 12, pp. 231–254.

22. Johansen S., Juselius K. Maximum likelihood estimation and inference on cointegration-with application to the demand for money // Oxford Bulletin of Economics and Statistics. 1990, no. 52(2), pp. 169–210.

23. Engle R.F., Granger C.W.J. Co-integration and error correction: representation, estimation and testing // Econometrica. 1987, no. 55, pp. 251–276.

24. Smits J., Permanyer I. The Subnational Human Development Database // Scientific Data. 2019, no. 6, p. 190038. URL: https://doi.org/10.1038/sdata.2019.38.

25. Footprint Data Foundation, York University Ecological Footprint Initiative, and Global Footprint Network. National Footprint and Biocapacity Accounts, 2023. URL: https://data.footprintnetwork.org


Рецензия

Для цитирования:


Кетенжи Н., Нурмуханова Г.Ж., Услу Ч.Л. Cвязь между образованием и его детерминантами: исследование Евразийского Экономического Союза. Вестник университета «Туран». 2025;(2):530-544. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-2-530-544

For citation:


Ketenci N., Nurmukhanova G.Zh., Uslu Ç.L. Тhe nexus between education and its determinants: a case study of the Urasian Economic Union. Bulletin of "Turan" University. 2025;(2):530-544. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-2-530-544

Просмотров: 16


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1562-2959 (Print)
ISSN 2959-1236 (Online)