Preview

Вестник университета «Туран»

Расширенный поиск

Цифровая трансформация маркетинга: проблемы и перспективы в Республике Казахстан

https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-3-80-93

Аннотация

Цифровые технологии оказывают значительное влияние на маркетинговую деятельность компаний. Среди ведущих инструментов такого воздействия можно выделить социальные сети, большие данные и автоматизацию. Цифровизация меняет подходы к взаимодействию с клиентами, персонализации предложений и управлению рекламными кампаниями. Цифровая трансформация маркетинга в Казахстане является одним из важнейших процессов, влияющих на развитие бизнеса и экономики в целом. В последние годы глобальная цифровизация изменила подходы к ведению бизнеса, и маркетинг стал неотъемлемой частью этой трансформации. В Казахстане, как и в других странах, цифровые технологии все активнее внедряются в маркетинговые стратегии компаний. Однако на пути к полной цифровизации существуют как проблемы, так и перспективы. Цифровой маркетинг в Республике Казахстан активно развивается в последние годы, благодаря росту проникновения Интернета и использованию цифровых технологий в бизнесе. Основные направления и идеи научного исследования заключаются в изучении мирового и казахстанского опыта цифровизации маркетинга и его трансформации в теории и практике маркетинга. Научная значимость работы заключается в выявлении основных тенденций развития цифровизации и диверсификации инструментов маркетинга с применением в образовательном процессе. Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов проведенного исследования в процессе организации маркетинговой деятельности предприятий различных типов и форм собственности. В рамках реализации результатов исследования теория и практика маркетинга получит современные инструменты и методы для более эффективного развития экономики с использованием цифровых технологий. Результаты работы могут быть использованы при разработке и реализации программ в области стимулирования развития цифровизации в маркетинге

Об авторах

Г. Ш. Бейсенова
Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана
Казахстан

к.э.н., ассоциированный профессор

г. Алматы



Г. К. Кишибекова
Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана
Казахстан

к.э.н., доцент

г. Алматы



Л. С. Нурпеисова
Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана
Казахстан

к.э.н., профессор

г. Алматы



З. Б. Ахметова
Казахский национальный университет им. аль-Фараби
Казахстан

к.э.н., ассоциированный профессор

г. Алматы



Список литературы

1. Информационно-коммуникационные технологии и связи. Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. URL: https://stat.gov.kz/ru/industries/business-statistics/stat-it/ (дата обращения: 21.10.2024)

2. Государственная программа «Цифровой Казахстан», 2018–2022. URL: https://egov.kz/cms/ru/digital-kazakhstan (дата обращения: 20.10.2024)

3. Definition of Digitalization - IT Glossary | Gartner // URL: https://www.gartner.com/en/informationtechnology/glossary/digitalization (accessed: 22.10.2024)

4. Концепция цифровой трансформации, развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и кибербезопасности на 2023– 2029 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 269. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000269 (дата обращения: 23.10.2024)

5. Papagiannidis S., Harris J., Morton D. WHO led the digital transformation of your company? A reflection of IT related challenges during the pandemic // International Journal of Information Management. 2020. № 55(102166), pp. 1–5.

6. Bawack R.E., Bonhoure E., Kamdjoug J.-R.K., Giannakis M. How social media live streams affect online buyers: A uses and gratifications perspective International // Journal of Information Management. 2023, no. 70, pp. 357–368.

7. Завьялова О.В. Маркетинг в условиях цифровой трансформации // Экономический вектор. – 2021. – № 4. – С. 61–64.

8. Голдыбаев Д.И. Эволюция цифрового маркетинга и его роли в управлении бизнесом // Практический маркетинг. – 2022. – № 4. – С. 36–41.

9. Котлер Ф. Маркетинг 4.0. Разворот от традиционного к цифровому. – М.: Бомбора, 2019. – 224 с.

10. Воротников А.М. Цифровой маркетинг как актуальный механизм управления рекламной деятельностью в современной российской экономике // Журнал исследований по управлению. – 2019. – № 3. – C. 133–140.

11. Артамонова О.В. Актуальность использования digital-инструментов при продвижении продукта на современном рынке // Научный журнал «Молодой ученый». – 2017. – № 10(144). – С. 184–187.

12. Шевченко Д.А. Цифровой маркетинг: обзор каналов и инструментов // Практический маркетинг. – 2019. – № 10(272). – С. 29–37.

13. Буганова А.А., Умирзаков С.Ы., Нурпеисова А.А. Цифровая экономика и цифровая трансформация в Казахстане. Central Asian Economic Review. 2022, no. 5, pp. 155–168. URL: https: // doi. org/10.52821/2789-4401-2022-5-155-168 (дата обращения: 21.10.2024)

14. Насакаева Б.Е. Возможности развития интернет-маркетинга в Республике Казахстан // Практический маркетинг. – 2021. – № 5(291). – С. 22–29. URL: https://C:/Users/Админ/Downloads/vozmozhnostirazvitiya-internet-marketinga-v-respublike-kazahstan%20(1).pdf (дата обращения: 23.10.2024)

15. Насакаева Б.Е., Стожарова К.С. Почему стоит применять маркетинг в социальных сетях? // Актуальные исследования. – 2020. – № 2. – С. 49–52.

16. Икбаев Д., Ефремов А., Комаров Н. Цифровой маркетинг в Казахстане: успеть использовать окно возможностей // Экономика и бизнес. 18 Апреля 2022. URL: https://forbes.kz/articles/tsifrovoy_marketing_v_kazahstane_uspet_ispolzovat_okno_vozmojnostey

17. Сахова Г. Digital PR и интернет-маркетинг – наиболее востребованные инструменты рекламы в РК. URL: https://www.inform.kz/ru/digitalpriinternetmarketingnaiboleevostrebovannyeinstrumentyreklamyvrk_a3531954 (дата обращения: 16.10.2024)

18. Кажиева Ж.Х., Қуантқан Б., Сапарова Б.С., Агумбаева А.Е. Тенденции и перспективы развития электронной коммерции в Республике Казахстан // Научный журнал «Вестник университета «Туран». – 2024. – № 2(102).– С. 214–229.

19. Хегай Е., Кайбасарова К, Мұсабаева Т. Цифровая торговля в Казахстане: бурный рост и цифровой налог // Финансы. 15 Ноября 2021. URL: https://forbes.kz/articles/tsifrovaya_torgovlya_v_kazahstane_burnyiy_rost_i_tsifrovoy_nalog

20. Титенко А.О. Пользовательский опыт в электронной коммерции // Интернет-маркетинг. – 2021. – № 01(113). – С. 12–21.

21. Индикаторы цифровой экономики 2022: статистический сборник. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/780810055.pdf (дата обращения: 12.10.2024)

22. Гостенина В.И. Цифровая коммуникация: технология управления концепцией маркетинга доверия // Коммуникология. – 2021. – № 3. – С. 74–87.

23. Маликов С. Какой поисковик самый популярный в Казахстане. URL: https://abcdesign.kz/stati/135samyjpopulyarnyjpoiskovikvkazakhstane (дата обращения: 16.10.2024)

24. Темников А.О. Современные подходы к определению термина «цифровая трансформация» // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2023. – № 3. – С. 222–229.

25. Шафранский П.К. Анализ стратегических основ для успешных цифровых преобразований бизнес-модели предприятия // Финансовые рынки и банки. – 2021. – № 5. – С. 70–73.


Рецензия

Для цитирования:


Бейсенова Г.Ш., Кишибекова Г.К., Нурпеисова Л.С., Ахметова З.Б. Цифровая трансформация маркетинга: проблемы и перспективы в Республике Казахстан. Вестник университета «Туран». 2025;(3):80-93. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-3-80-93

For citation:


Beisenova G.Sh., Kishibekova G.K., Nurpeisova L.C., Akhmetova Z. Digital transformation of marketing: problems and prospects in the Republic of Kazakhstan. Bulletin of "Turan" University. 2025;(3):80-93. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-3-80-93

Просмотров: 17


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1562-2959 (Print)
ISSN 2959-1236 (Online)