Цифровая трансформация маркетинга: проблемы и перспективы в Республике Казахстан
https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-3-80-93
Аннотация
Цифровые технологии оказывают значительное влияние на маркетинговую деятельность компаний. Среди ведущих инструментов такого воздействия можно выделить социальные сети, большие данные и автоматизацию. Цифровизация меняет подходы к взаимодействию с клиентами, персонализации предложений и управлению рекламными кампаниями. Цифровая трансформация маркетинга в Казахстане является одним из важнейших процессов, влияющих на развитие бизнеса и экономики в целом. В последние годы глобальная цифровизация изменила подходы к ведению бизнеса, и маркетинг стал неотъемлемой частью этой трансформации. В Казахстане, как и в других странах, цифровые технологии все активнее внедряются в маркетинговые стратегии компаний. Однако на пути к полной цифровизации существуют как проблемы, так и перспективы. Цифровой маркетинг в Республике Казахстан активно развивается в последние годы, благодаря росту проникновения Интернета и использованию цифровых технологий в бизнесе. Основные направления и идеи научного исследования заключаются в изучении мирового и казахстанского опыта цифровизации маркетинга и его трансформации в теории и практике маркетинга. Научная значимость работы заключается в выявлении основных тенденций развития цифровизации и диверсификации инструментов маркетинга с применением в образовательном процессе. Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов проведенного исследования в процессе организации маркетинговой деятельности предприятий различных типов и форм собственности. В рамках реализации результатов исследования теория и практика маркетинга получит современные инструменты и методы для более эффективного развития экономики с использованием цифровых технологий. Результаты работы могут быть использованы при разработке и реализации программ в области стимулирования развития цифровизации в маркетинге
Об авторах
Г. Ш. БейсеноваКазахстан
к.э.н., ассоциированный профессор
г. Алматы
Г. К. Кишибекова
Казахстан
к.э.н., доцент
г. Алматы
Л. С. Нурпеисова
Казахстан
к.э.н., профессор
г. Алматы
З. Б. Ахметова
Казахстан
к.э.н., ассоциированный профессор
г. Алматы
Список литературы
1. Информационно-коммуникационные технологии и связи. Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. URL: https://stat.gov.kz/ru/industries/business-statistics/stat-it/ (дата обращения: 21.10.2024)
2. Государственная программа «Цифровой Казахстан», 2018–2022. URL: https://egov.kz/cms/ru/digital-kazakhstan (дата обращения: 20.10.2024)
3. Definition of Digitalization - IT Glossary | Gartner // URL: https://www.gartner.com/en/informationtechnology/glossary/digitalization (accessed: 22.10.2024)
4. Концепция цифровой трансформации, развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и кибербезопасности на 2023– 2029 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 269. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000269 (дата обращения: 23.10.2024)
5. Papagiannidis S., Harris J., Morton D. WHO led the digital transformation of your company? A reflection of IT related challenges during the pandemic // International Journal of Information Management. 2020. № 55(102166), pp. 1–5.
6. Bawack R.E., Bonhoure E., Kamdjoug J.-R.K., Giannakis M. How social media live streams affect online buyers: A uses and gratifications perspective International // Journal of Information Management. 2023, no. 70, pp. 357–368.
7. Завьялова О.В. Маркетинг в условиях цифровой трансформации // Экономический вектор. – 2021. – № 4. – С. 61–64.
8. Голдыбаев Д.И. Эволюция цифрового маркетинга и его роли в управлении бизнесом // Практический маркетинг. – 2022. – № 4. – С. 36–41.
9. Котлер Ф. Маркетинг 4.0. Разворот от традиционного к цифровому. – М.: Бомбора, 2019. – 224 с.
10. Воротников А.М. Цифровой маркетинг как актуальный механизм управления рекламной деятельностью в современной российской экономике // Журнал исследований по управлению. – 2019. – № 3. – C. 133–140.
11. Артамонова О.В. Актуальность использования digital-инструментов при продвижении продукта на современном рынке // Научный журнал «Молодой ученый». – 2017. – № 10(144). – С. 184–187.
12. Шевченко Д.А. Цифровой маркетинг: обзор каналов и инструментов // Практический маркетинг. – 2019. – № 10(272). – С. 29–37.
13. Буганова А.А., Умирзаков С.Ы., Нурпеисова А.А. Цифровая экономика и цифровая трансформация в Казахстане. Central Asian Economic Review. 2022, no. 5, pp. 155–168. URL: https: // doi. org/10.52821/2789-4401-2022-5-155-168 (дата обращения: 21.10.2024)
14. Насакаева Б.Е. Возможности развития интернет-маркетинга в Республике Казахстан // Практический маркетинг. – 2021. – № 5(291). – С. 22–29. URL: https://C:/Users/Админ/Downloads/vozmozhnostirazvitiya-internet-marketinga-v-respublike-kazahstan%20(1).pdf (дата обращения: 23.10.2024)
15. Насакаева Б.Е., Стожарова К.С. Почему стоит применять маркетинг в социальных сетях? // Актуальные исследования. – 2020. – № 2. – С. 49–52.
16. Икбаев Д., Ефремов А., Комаров Н. Цифровой маркетинг в Казахстане: успеть использовать окно возможностей // Экономика и бизнес. 18 Апреля 2022. URL: https://forbes.kz/articles/tsifrovoy_marketing_v_kazahstane_uspet_ispolzovat_okno_vozmojnostey
17. Сахова Г. Digital PR и интернет-маркетинг – наиболее востребованные инструменты рекламы в РК. URL: https://www.inform.kz/ru/digitalpriinternetmarketingnaiboleevostrebovannyeinstrumentyreklamyvrk_a3531954 (дата обращения: 16.10.2024)
18. Кажиева Ж.Х., Қуантқан Б., Сапарова Б.С., Агумбаева А.Е. Тенденции и перспективы развития электронной коммерции в Республике Казахстан // Научный журнал «Вестник университета «Туран». – 2024. – № 2(102).– С. 214–229.
19. Хегай Е., Кайбасарова К, Мұсабаева Т. Цифровая торговля в Казахстане: бурный рост и цифровой налог // Финансы. 15 Ноября 2021. URL: https://forbes.kz/articles/tsifrovaya_torgovlya_v_kazahstane_burnyiy_rost_i_tsifrovoy_nalog
20. Титенко А.О. Пользовательский опыт в электронной коммерции // Интернет-маркетинг. – 2021. – № 01(113). – С. 12–21.
21. Индикаторы цифровой экономики 2022: статистический сборник. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/780810055.pdf (дата обращения: 12.10.2024)
22. Гостенина В.И. Цифровая коммуникация: технология управления концепцией маркетинга доверия // Коммуникология. – 2021. – № 3. – С. 74–87.
23. Маликов С. Какой поисковик самый популярный в Казахстане. URL: https://abcdesign.kz/stati/135samyjpopulyarnyjpoiskovikvkazakhstane (дата обращения: 16.10.2024)
24. Темников А.О. Современные подходы к определению термина «цифровая трансформация» // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2023. – № 3. – С. 222–229.
25. Шафранский П.К. Анализ стратегических основ для успешных цифровых преобразований бизнес-модели предприятия // Финансовые рынки и банки. – 2021. – № 5. – С. 70–73.
Рецензия
Для цитирования:
Бейсенова Г.Ш., Кишибекова Г.К., Нурпеисова Л.С., Ахметова З.Б. Цифровая трансформация маркетинга: проблемы и перспективы в Республике Казахстан. Вестник университета «Туран». 2025;(3):80-93. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-3-80-93
For citation:
Beisenova G.Sh., Kishibekova G.K., Nurpeisova L.C., Akhmetova Z. Digital transformation of marketing: problems and prospects in the Republic of Kazakhstan. Bulletin of "Turan" University. 2025;(3):80-93. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-3-80-93