Preview

Вестник университета «Туран»

Расширенный поиск

Типовые бизнес-модели в социальном предпринимательстве Казахстана

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы типирования бизнес-моделей в социальном предпринимательстве. Авторами сформированы типовые бизнес-модели на основе синтеза типичной структуры бизнес-модели (что, кто, как, почему) и инклюзивной бизнес-модели, которая определяет ее содержание как включенность целевых групп в цепочку создания стоимости и конечный продукт (или услугу). Элементы моделей с участием целевых групп могут иметь следующие модификации. В блоке «предложение» могут быть услуги общего назначения, например, услуги спорта для детей или специфические, например, ремонт инвалидных колясок или протезов, занятия с детьми с особыми потребностями в образовании и т.п. В блоке «потребители» организации могут оказывать услуги всем гражданам, но при этом для целевых групп делать это бесплатно или по сниженным ценам. В блоке «участие в цепочке создания стоимости» такое участие возможно в качестве работодателя или наемного работника. В блоке «механизм извлечения дохода от деятельности» целевые группы могут получать заработную плату или часть прибыли. Авторы считают, что такой подход является наиболее продуктивным, так как он позволяет видеть, в каком элементе бизнес-модели создается социальный эффект. На основе этой методологии определены пять типичных моделей и описано содержание их элементов с учетом произведения экономической ценности и социального эффекта. Применение метода кейс-анализа к 21 организации социального предпринимательства в Казахстане позволило подтвердить конкретными примерами типы применяемых бизнес-моделей.

Об авторах

Т. П. Притворова
Карагандинский государственный университет им. академика Е.А. Букетова
Казахстан


М. П. Аяганова
Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза
Казахстан


Список литературы

1. Современные классики теории предпринимательства. Лауреаты международной премии за вклад в исследования развития предпринимательства и малого бизнеса: пер. с англ. / под науч. ред. А.Ю. Чепуренко. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. - 526 с.

2. Бочарова A. Развитие института оценки эффективности государственного управления // МЭ и МО. - 2013. - № 9. - C. 69-73.

3. Mair J., Marty I. Social entrepreneurship research: a source of explanation, prediction, and delight // Journal of World Business. - 2006. - № 41. - P. 36-44.

4. Andrea Ovans.What Is a Business Model? // Harvard Business Review. - 2015. - № 1 - Р. 113-121: https://hbr.org/2015/01/what-is-a-business-model.

5. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: настольная книга стратега и инноватора. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 288 с.

6. Guclu A. Dees G., Anderson В. The process of social entrepreneurship: creating opportunities worthy of serious pursuit // Duke University, the Fuqua School of Business. - 2002: http://www.caseatduke.org/documents/seprocess.pdf.

7. Грассман О., Франкенберг К., Шик М. Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов. - М.: Альпина Паблишер. 2016. - 430 с.


Рецензия

Для цитирования:


Притворова Т.П., Аяганова М.П. Типовые бизнес-модели в социальном предпринимательстве Казахстана. Вестник университета «Туран». 2018;(1):226-233.

For citation:


Pritvorova T.P., Ayaganova M.P. Typical business models in Kazakh social entrepreneurship. Bulletin of "Turan" University. 2018;(1):226-233. (In Russ.)

Просмотров: 202


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1562-2959 (Print)
ISSN 2959-1236 (Online)