Preview

Вестник университета «Туран»

Расширенный поиск

Роль и критерии государственного финансирования высшего образования

https://doi.org/10.46914/1562-2959-2020-1-4-286-293

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются процессы государственного финансирования высшего образования с учетом международного опыта. Теоретически рассматривается содержание высшего образования. Общественные и личные выгоды в высшем образовании определяют его как квазиобщественное благо. Мировая практика свидетельствует о государственном финансировании высшего образования. В странах мира государство полностью или частично финансирует высшее образование. Определяющим фактором человеческого капитала является высшее образование. Государственные гранты на высшее образование являются формами ваучеров и применяются по принципу «деньги следуют за студентом». Но есть казахстанская особенность реализации принципа, заключающегося в предоставлении государственного образовательного гранта вузу, выбранному абитуриентом. При этом выявлены социальные риски и нагрузки на абитуриентов, в том числе психологические, стрессовые, вызывающие необходимость «перезагрузки» Программы выделения государственных грантов и в целом системы образования после COVID–19. В образовании обосновывается необходимость смены курса с заучивания академических знаний на логику мышления, приобретения профессиональных компетенций. Приведены относительно низкие результаты участия казахстанцев в международных сопоставительных исследованиях PISA, PIAAC, ICILS. Относительно низкий уровень образования казахстанской молодежи имеет системный характер. Государственное финансирование высшего образования в первую очередь желательно предназначать для выпускников средних школ из малообеспеченных и бедных семей.

Об авторах

С. О. Читанова
Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай-хана
Казахстан
к.э.н., ассоцированный профессор


М. Д. Каримова
Каспийский общественный университет
Казахстан
PhD, ассоцированный профессор


А. К. Кажмуратова
Казахский национальный университет им. аль-Фараби
Казахстан
к.э.н., ассоцированный профессор


А. А. Рамазанов
Алматинский технологический университет
Казахстан
д.э.н., профессор


Список литературы

1. База данных ЮНЕСКО / Разработка стратегических направлений реформирования образования Республики Казахстан на 2015–2020 гг. – Астана, 2014.

2. Приложение 1 к приказу министра образования и науки Республики Казахстан от 18 мая 2020 г. № 210. Государственный образовательный заказ на подготовку кадров с высшим образованием на 2020– 2021 учебный год в разрезе групп образовательных программ: //http://adilet.zan.kz/rus/docs/V2000020661.

3. В Казахстане завершилось ЕНТ–2020: /https://theworldnews.net/kz-news/v-kazakhstane-zavershilosent-2020.

4. Дискуссии об образовании. Опыт социологических исследований: колл. монография / Г.С. Абдирайымова, Д.К. Бурханова, А.В. Веревкин, Г.А. Кенжакимова, С.С. Серикжанова, Н.Д. Сейдаханова, А.А. Мырзабекова / под науч. ред. Г.С. Абдирайымовой. – Алматы: Казак университет, 2018. – 222 с.

5. Экономика интеллектуальной собственности / под науч. ред. А. Рамазанова. – Алматы: Издательский дом «Альманах», 2019. – 315 с.

6. Мы будто перекрываем какие-то дыры и пробелы. Главные события в системе образования в 2019 году: //https://informburo.kz/stati/my-budto-perekryvaem-kakie-to-dyry-i-probely-glavnye-sobytiya-vsisteme-obrazovaniya-v-2019-godu.html.

7. Как пережить ЕНТ?: / https://www.ktk.kz/ru/blog/article/2017/05/16/78349/.

8. Запретить выдавать госгранты детям из богатых семей предложили в Казахстане: / https://www.zakon.kz/5024485-zapretit-vydavat-gosgranty-detyam-iz.html.


Для цитирования:


Читанова С.О., Каримова М.Д., Кажмуратова А.К., Рамазанов А.А. Роль и критерии государственного финансирования высшего образования. Вестник университета «Туран». 2020;(4):286-293. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2020-1-4-286-293

For citation:


Chitanova S.O., Karimova M.D., Kazhmuratova A.K., Ramazanov A.A. The role and criteria of public financing of higher education. Bulletin of "Turan" University. 2020;(4):286-293. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2020-1-4-286-293

Просмотров: 77


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1562-2959 (Print)