Preview

Вестник университета «Туран»

Расширенный поиск
№ 4 (2020)
Скачать выпуск PDF

ЭКОНОМИКА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

9-18 179
Аннотация
Цель данного исследования состоит в том, чтобы изучить, влияет ли реализация мер по управлению человеческими ресурсами, внедряемых предприятиями, на эффективность работы организации. Управление человеческими ресурсами – это стратегический подход к поиску человеческих ресурсов, которые являются ключевым инструментом организации в достижении и повышении эффективности ее работы. В данном исследовании была проанализирована взаимосвязь между управлением человеческими ресурсами и эффективностью деятельности организации в связи с функциями управления человеческими ресурсами, такими, как планирование рабочей силы, набор и расстановка кадров, оценка эффективности обучения без отрыва от производства, финансовые начисления и награждения. Управление человеческими ресурсами – это реализация планов, программ и стратегий, выявленных в соответствии с целями и задачами организации для поиска необходимых человеческих ресурсов. Высокий уровень согласованности между управлением человеческими ресурсами и организацией гарантирует повышение показателей эффективности организации. Управление человеческими ресурсами способствует успеху организации, сочетая человеческий фактор и источник информации. Эффективное внедрение механизмов управления человеческими ресурсами также обеспечивает конкурентное преимущество. В статье показано, что стратегическое, хорошо спланированное управление человеческими ресурсами положительно влияет на эффективность работы организации, поскольку управление человеческими ресурсами влияет на чрезвычайно важные организационные результаты эффективной работы организации, такие, как финансовые показатели, текучесть кадров и производительность труда. В статье также подчеркивается, что увеличение программ повышения квалификации без отрыва от производства в значительной степени способствует достижению организационных целей и повышению производительности труда в организациях с низкой производительностью труда.
19-26 73
Аннотация
В статье проанализированы применяемые антикризисные меры государственного регулирования экономики, обоснована недопустимость «точечных антикризисных мер», целесообразность введения в практику принципов долгосрочного планирования, которое должно быть основой комплексного подхода к антикризисному управлению государством в условиях мирового финансового кризиса, кризиса российской экономики, действия антироссийских санкций и пандемии коронавируса. В рамках решения указанной проблемы – повышения качества госуправления многие ученые и практики возлагают большие надежды на глобальную цифровизацию экономики, предусматривающую обеспечение внедрения в государственный механизм адаптивности вызовам цифровой экономики. Авторы акцентируют внимание на низком уровне эффективности межбюджетных отношений, свидетельствующих о том, что одним из важнейших недостатков используемого в России механизма является несвоевременное выделение бюджетных ассигнований из государственного бюджета бюджетополучателям. Одной из необоснованных причин этого может быть убеждение государственных чиновников, что бюджетные расходы стимулируют рост инфляции. В рамках повышения уровня государственного антикризисного управления и регулирования персональной ответственности федеральных органовисполнительной власти целесообразными представляются предложения представителей науки о включении показателя равномерности исполнения бюджета в перечень критериев оценки качества Министерства финансов Российской Федерации. Кроме того, в статье исследованы негативные последствия повышения НДС, упразднения индексации пенсии работающих пенсионеров, внедрение в ЖКХ рыночных отношений, реализуемой бюджетной политики. Особое внимание уделено институту банкротства России, негативным последствиям его функционирования, необходимости повышения уровня коммерциализации результатов научных разработок вузов.
27-33 55
Аннотация
Основным ресурсом формирования эффективной инновационной экономики, как показывает международный опыт, должна стать согласованная деятельность высшей школы, науки, включая новые инновационные структуры (технопарки, форсайт-центры, экспертные и футурологические сообщества), бизнеса. В фокусе интеграции образования науки и бизнеса – инновационно-предпринимательский вуз, способствующий укреплению и оптимизации образования, и рынка. Меняется отношение к ключевой производительной силе – человеку с высоким интеллектом и производительностью. Специалисты нового формата в экономике инноваций будут востребованы перманентно. Основными векторами роста при этом должны быть инновационная активность, опережающее образование (с ориентацией на технологический прогресс и инновации), студентоцентрированность, стратегическое партнерство. Инновационные модернизации способны не только влиять на качественные преобразования социально-экономического развития, но и дестабилизировать баланс экономики и способствовать проявлению неустойчивости. Это требует усиления взаимодействия между образованием, наукой и предпринимательством посредством синергии. Механизм формирования инновационной модели развития высшего образования должен представлять отношения и институты, гарантирующие трансформацию знаний в новые технологии, формировать благоприятную конкурентную экономическую среду, обеспечивающую инновационную активность и развитие принципиально нового инновационного производства. Проблемой в образовательной деятельности университетов является необходимость скорейшего освоения новых направлений широкой подготовки специалистов в области управления инновационными процессами и коммерциализации технологий, что сопряжено с недостаточным уровнем реальных возможностей и стимулов.
34-38 64
Аннотация
Формирование ЕАЭС изначально было связано с задачей по обеспечению совместными усилиями конкурентных преимуществ в мировой экономике. Однако сегодня становится все более понятным, что решение этой задачи осуществляется непоследовательно. В статье ставится цель на основе системного анализа исследовать основные факторы, определяющие недостаточную последовательность в развитии интеграционных процессов. Делается вывод, что во многом их проявление определяется превалированием политических аспектов над экономическими. Действительно, практика последних лет показывает, что Евразийский экономический союз развивается недостаточными темпами и не без внутренней противоречивости с декларируемыми целями и принципами. В особенности они обнажились в период формирования долгосрочной стратегии развития на период до 2025 года. Надо признать, что в последнее время политические аспекты все более выходят на первый план, оттесняя сугубо экономическую повестку. Более того, ЕЭК в дополнение к идее единой валюты и единого наднационального банка настойчиво продвигает расширение своих полномочий по наднациональному регулированию таких сфер, как здравоохранение, образование и другие социальные направления развития. В этом, на наш взгляд, и видится главный риск для объединения. В то же время успешное развитие известных мировых интеграционных объединений основано на безусловном приоритете принципов экономической интеграции. Автором вносятся предложения по обеспечению устойчивого развития объединения с учетом сбалансированности интересов государств-членов и снижения возможных рисков.
39-45 68
Аннотация
Данная статья посвящена сотрудничеству Российской Федерации с Республикой Казахстан в экономической сфере. В статье анализируется анализ торговых отношений стран, структура экспорта и импорта. Автор описывает приоритетные направления сотрудничества и основные аспекты развития регионального сотрудничества и экономического сотрудничества в приграничной торговле. Особое внимание было уделено важному этапу двусторонних отношений между Россией и Казахстаном в рамках ЕАЭС. В данной работе представлены крупные проекты в области энергетики, промышленности, образования, инфраструктуры и транспорта, а также изучается экономическое сотрудничество Российской Федерации и Республики Казахстан. В ходе исследования рассмотрена динамика товарооборота за 2015–2019 гг. Рассматривается соотношение экспорта и импорта по годам, структура экспорта России в Казахстан в 2019 г. Также в статье рассматривается доля импорта из России в совокупном импорте Казахстана. Международные отношения позволяют развивать экономику двух стран, что очень важно в условиях глобализации. Статистика показывает, что российско-казахстанские отношения неуклонно укрепляются. Развитие коммуникаций между государствами позволит в будущем открыть новые направления для сотрудничества. Динамичное развитие стратегического партнерства двух стран будет распространяться на все новые направления торгово-экономической кооперации в наукоемких отраслях, особенно в области космической и ядерной энергетики. Однако огромный потенциал торгово-экономического сотрудничества реализован не в полном объеме.
46-51 46
Аннотация
В данной статье изучены основные направления промышленной политики, охватывающие экономику знаний, интеграцию в глобальные цепочки добавленной стоимости, новую промышленную революцию, стабильное развитие и др. Следует отметить, что в нынешних условиях промышленная политика характеризуется как более разнообразная и сложная. В статье также приведены основные этапы развития в подходах к промышленной политике в мире. Рассмотрены такие модели промышленной политики, как наращивание потенциала, защитная, догоняющего развития, основанные на инновациях, направленные на новую промышленную революцию. Приведены характеристики данных моделей промышленной политики, в которых более подробно изучены отличия по степени отраслевой специфики, степени вмешательства, степени открытости для внешней конкуренции, степени экспортной направленности. Изучены три фазы промышленной политики. Также рассмотрены модели и инструменты промышленной политики в странах с высоким уровнем дохода. Изучен опыт таких стран, как Южная Корея и Тайвань, которые обеспечили путем высоких затрат на инновации трансформацию из группы стран с уровнем дохода выше среднего в группу стран с высоким уровнем дохода. В частности, рассмотрены формы и инструменты промышленной политики в данных странах. Таким образом, в статье изучен мировой опыт создания и осуществления промышленной политики стран с высоким уровнем дохода и уровнем дохода выше среднего.
52-60 52
Аннотация
Переход к использованию высоких технологий и соответствующей им техники является важнейшим звеном научно-технической революции и научно-технического прогресса на современном этапе. В Республике Казахстан имеется достаточно ресурсов для построения современных производств на принципах применения высоких технологий. Под научными отраслями экономики понимается группа предприятий, производящих однородную промышленную продукцию, для которых существует высокая доля инвестиционных затрат, вложений и затрат в форме исследований. Авторами изучены современные виды высоких технологий, ориентированных на развитие промышленности. На наш взгляд, в теории и на практике можно описать некоторые виды высоких технологий, широко распространенных в промышленности, в том числе в обрабатывающей промышленности. На основе изученного материала нами сформированы приоритеты применения высоких технологий в промышленности на принципах экологизации индустрии, выработаны целевые ориентиры и принципы внедрения высоких технологий на промышленных предприятиях. Изучение современных подходов к пониманию сущности высоких технологий показывает, что при создании и применении их в промышленности и других секторах экономики необходимо учитывать тенденции, связанные с переходом к экономике, основанной на знаниях. Следует отметить, что в стране достаточно ресурсов, чтобы построить современные производственные мощности, основанные на принципах высоких технологий: принять меры по прекращению оттока капитала, включая временный запрет на вложения за границу. Авторы отмечают, что разработка и применение высоких технологий в практике промышленных предприятий всегда должны сопровождаться формированием соответствующих инновационных процессов, прямо и косвенно способствующих подъему отрасли на новый, более высокий уровень.
61-67 60
Аннотация
В данной статье рассматривается поиск оптимальных моделей социальной политики, обеспечивающих социально-политическую стабильность для развития государства. В период экономического спада самой уязвимой сферой является социальная. Неудовлетворенность населения и социальный кризис переходят в политическую сферу. Государство стоит перед выбором по либерализации экономического и политического пространства для стабилизации социальной сферы или усиления контроля. В условиях кризиса государство стремится сохранить прежний уровень социальных гарантий и поддержать приоритетные направления. Поэтому основным направлением взаимодействия гражданского общества и государства является сфера социальной политики. Основным содержанием и целью работы правительства является социальная политика государства. Все мероприятия проводятся в рамках сохранения и повышения уровня жизни общества через решение социальных проблем. В этой связи изучение закономерностей и условий для реализации социальной политики является актуальным вопросом. Применение результатов в социальной, экономической и политической реальности является актуальным и важным.
68-75 65
Аннотация
В статье анализируется социально-экономическое развитие страны, выявляются основные тенденции регионального развития экономики, проводится анлиз, выявляются основные проблемы формирования современной эффективной структуры промышленного производства в стране, а также рейтинг регионального развития, разрабатываются рекомендации. В статье предлагается комплексный подход к региональному развитию, развитию межрегиональных связей, развитию инвестиционных проектов, финансовому обеспечению проблемных зон, конкретным мерам по улучшению межбюджетных отношений, сокращению и продлению несоответствий в региональном развитии страны, комплексному развитию, что будет способствовать формированию рациональной и справедливой региональной пропорции. Рассмотрены теоретические и методологические основы социально-экономического развития и пути его совершенствования, формирование системы государственного регулирования экономического развития регионов, использование регулирующего механизма в соответствии с требованиями объективного экономического законодательства, уровня эффективности территориального управления и анализа рейтингов регионального развития. Его значение возрастает, если принять во внимание модернизацию и децентрализацию управления, а также сложность социально-экономических процессов и взаимоотношений между субъектами хозяйствования и регуляторами. Формы государственного регулирования социально-экономического развития регионов представляют собой целостную систему этих методов, посредством которых государство воздействует на экономику.
76-80 53
Аннотация
В современном информационном обществе богатство нации выражается в информации, креативных идеях, массовости знаний, интеллекте, иначе говоря, в объектах накопленного интеллектуального капитала. Усиление значения интеллектуальной деятельности в экономике, а также возрастание роли образования и науки способствуют формированию и совершенствованию человеческого потенциала общества, что является важнейшим фактором социально-экономического прогресса. Развитие человеческого потенциала – одна из приоритетных задач, стоящих перед любой страной. Конкурентные преимущества экономики, возможности ее модернизации напрямую определяются накоплением в стране и задействованным человеческим потенциалом. Ведь возможности и границы необходимых перемен общественного развития определяются людьми с их профессиональным опытом, образованием и квалификацией. В настоящей статье рассмотрен системный подход в исследовании человеческого потенциала. Использование системного подхода позволяет установить целостность и границы человеческого потенциала, определить состав и структуру его элементов. В рамках системного подхода по ряду признаков классифицированы элементы человеческого потенциала: субъекты человеческого потенциала, содержание знаний как основы человеческого потенциала, возможность фиксации знаний, их отчуждения и воспроизводства, форма взаимодействия внутри системы человеческого потенциала.
81-88 40
Аннотация
В настоящей научной статье исследуются состояние и потенциал ключевых факторов формирования интеллектуального потенциала Мангистауской области. На основе разработки факторных экономико-математических моделей проводится анализ влияния подготовки кадров в системах профессионально-технического и высшего образования. Показано, что подготовка кадров не в полной мере ориентирована на потребности инновационной экономики. При этом сделан вывод о том, что высшее образование оказывает меньшее влияние на производительность труда, чем профессионально-техническое. И это усложняет перестройку системы областного управления в направлении активного использования инструментов инновационного менеджмента. Здесь же излагается авторский взгляд на вопросы формирования инновационной системы региона на основе интеграции научно-исследовательских учреждений и вузов в единый научно-образовательный комплекс. В своих исследованиях авторы развивают и в отдельных публикациях отражают теоретикометодологические вопросы повышения эффективности региональной экономики в современных условиях насущности индустриально-инновационного пути развития. Необходимая с научной точки зрения системность исследовательского подхода предполагает видение этих вопросов в цепочке взаимосвязей: «экономический рост – последовательная диверсификация производства – технологические инновации – региональная инновационная система – инновационно ориентированный менеджмент – управленческие инновации – инновационный капитал – интеллектуальный капитал – интеллектуальный потенциал – факторы формирования интеллектуального потенциала». На базе подобного научно-образовательного комплекса по мере вовлечения более широкого круга факторов и будет формироваться интеллектуальный потенциал области.
89-95 58
Аннотация
В современных условиях важной научной и практической задачей обеспечения инновационного развития экономики является формирование модели компетенций менеджера инновационной деятельности. Определение будущих потребностей в компетенциях дает возможность системе высшего образования осуществлять продуманную адаптацию процесса профессиональной подготовки инновационных кадров и повысить конкурентоспособность образовательных программ. В статье рассматриваются компетенции профессии менеджера, работающего в среднем управленческом звене и занимающегося инновационной деятельностью, которая включает оценку коммерческого потенциала новшества, оперативное планирование и организацию работ по управлению инновационной деятельностью, управление всеми этапами инновационного проекта, работу с партнерами на рынке инноваций, контроль за выполнением мероприятий по продвижению новшества на рынок и т.д. Предложен подход к формированию модели компетенций менеджера инновационной деятельности в виде упорядоченного перечня по пяти группам: профессиональные, функциональные, цифровые, социокультурные и познавательные компетенции. Результаты исследований направлены на совершенствование и обновление двух образовательных программ ЕНУ им. Л.Н. Гумилева «Инновационный менеджмент» и «Менеджмент» на трех уровнях: бакалавриат, магистратура и докторантура PhD. Разработанная модель компетенций менеджера инновационной деятельности будет положена в основу дальнейших научных исследований, а именно при оценке уровня сформированности компетенций у студентов и выпускников, при разработке программы обучения и развития компетенций менеджеров инновационной деятельности в рамках концепции непрерывного образования.
96-101 48
Аннотация
Статья посвящена одной из актуальных проблем – управлению персоналом. Рассмотрены меры, осуществляемые государством по повышению человеческого капитала в целях роста темпов экономического развития Казахстана. Изучены особенности управления персоналом в таких развитых странах, как Китай, Япония и США. В результате исследований выявлены особенности управления персоналом в этих странах. В ходе изучения японской модели управления персоналом выявлено, что японская модель ориентирована на долгосрочную перспективу. Японцы предпочитают медленное продвижение через повышение квалификации к долгосрочной цели. Особенностью японской модели является пожизненный наем на работу. В отличие от японской, американская культура продвижения по службе нацелена на краткосрочные ориентиры. США предпочитают нанимать людей с новаторскими идеями и агрессивным духом. Кроме этого, выявлено, что система занятости в китайских государственных компаниях близка к японской постоянной системе занятости. Система занятости в частных компаниях Китая идентична свободной системе занятости в США. Китайские компании сосредоточены на профессиональных навыках и опыте работы. Приведен анализ развития и кадровой политики компании Walmart, имеющей различные формы внутреннего найма в зависимости от страны. Изучен опыт данной компании в условиях пандемии коронавируса. В результате исследований выявлена управление, человеческие ресурсы, сотрудники, отбор персонала, рынок труда, рыночная экономика, традиции, цифровизация необходимость учета особенностей национального менталитета. Обосновано применение вышеуказанных практик HR-менеджмента для казахстанских компаний.
102-106 54
Аннотация
В настоящее время актуальными являются проблемы систематического развития и совершенствования системы управления персоналом компании, основанной на ее стратегической и инновационной направленности в условиях неопределенности. В современных условиях крайне важен продуманный подход к управлению персоналом, необходима реализация уравновешенной кадровой стратегии. Грамотно выстроенная стратегия управления персоналом позволит топ-менеджменту сформировать коллектив, отвечающий реалиям современного бизнеса. Разработка кадровой стратегии – обязательное условие для успешной реализации планов развития организации, особенно если руководство намерено провести ряд организационных или технологических реформ. Из-за пандемии в 2021 г. такие реформы, кажется, будут не редкостью. Стратегия должна учитывать все направления работы с персоналом. Необходима концентрация кадровой стратегии на реализацию стратегических задач развития бизнеса компании. Данный факт вызывает необходимость в более эффективной увязке планирования потребностей в рабочей силе с планированием показателей бизнеса. Непосредственная связь HR-стратегии с генеральной стратегией компании обусловливает вероятность ее эффективной реализации. Данное единство обеспечивает условие для внедрения стратегий, направленных на рост квалифицированных кадров. При разработке методологических основ исследования автором были изучены публикации известных ученых. В статье приводятся результаты анализа концептуальных подходов различных ученых к исследованию кадровой стратегии компании.
107-113 86
Аннотация
В статье авторами исследован территориальный аспект миграции городского и сельского населения. Анализ межрегиональных миграций необходим для оценки внутренней миграционной ситуации в стране. На основе статистических данных осуществлен анализ численности и доли городского и сельского населения Республики Казахстан. Исследована дифференциация населения по казахстанским регионам. На основе изучения отечественных социально-демографических показателей сделан вывод, что миграция и население – геодемографические термины, взаимозависящие друг от друга. Актуальным представляется анализ сальдо межрегиональной миграции населения Республики Казахстан, так как демографические и экономические результаты влияют на страны независимо от уровня экономического развития. Характер миграции в Казахстане на современном этапе изменился, поскольку трансформировались ценности, факторы миграции. Миграционные процессы – конкретный результат конкретного этапа социально-экономического и политического развития страны. Это подтверждается анализом численности населения столицы за период с 1999 по 2019 гг. Рост внутрирегиональной миграции обеспечивает рост демографического потенциала. Непрекращающийся отток из сельской местности людей трудоспособного возраста, возвращение в село людей предпенсионного и пенсионного возраста обеспечивает возрастную трансформацию в сельской местности, а именно демографическое старение населения. Данный процесс увеличивает демографическое бремя на трудоспособное население, сокращает рождаемость за счет падения числа лиц в фертильном возрасте.
114-120 47
Аннотация
Рынок труда города Кызылорды – это особая и планомерная сфера жизни социального и экономического общества. Поскольку он охватывает и рынок рабочей силы, непосредственно вовлеченный в производство, то здесь важны понятия безработицы и занятости. Потеря работы в Кызылорде для многих означает низкое качество жизни и нестабильность экономики. Занятость определяет содержание важнейших аспектов общественного развития, признаваемых по удовлетворению потребностей людей на рынке труда. Безработица напрямую влияет не только на физических лиц, но и на экономику государства, увеличивая государственные расходы и уменьшая налоговые поступления. Кроме того, экономические исследования в городе показывают, что длительная безработица снижает уровень оплаты труда работников. Эти вопросы, в свою очередь, порождают политическую, морально-психологическую, социальную напряженность. Потеряв работу, гражданин начинает чувствовать себя неуверенным в себе, у него снижается самооценка, он начинает чувствовать себя лишним в обществе. Переживание гражданами таких плохих психологических ощущений порождает различные семейные проблемы, превращая их в источник получения доходов незаконным путем. Вопросы, связанные с безработицей и занятостью в Кызылорде, вызывающие тяжелые последствия, государство обязано непосредственно урегулировать. В целях поддержки безработных граждан государство применяет различные способы оказания содействия в трудоустройстве, осуществляя материальные выплаты, перечисляя денежные средства.
121-127 54
Аннотация
Действия каждого конкретного человека лежат в основе принципов устойчивого развития общества. Именно поэтому в реализации идей устойчивого развития важную роль играет образование. В сознании и поведении людей, их отношении к окружающей среде образование выступает инструментом положительных преобразований. В обществе происходят позитивные изменения от качества образования к качеству жизни, поскольку образование выступает регулятором различных социальных процессов: от роста культуры и возвышения человеческих потребностей до развития производства и активизации глобальных процессов. Целью образования для устойчивого развития является формирование интеллектуального потенциала общества, который выступает основой для обеспечения высокого качества жизни и социального равенства. В условиях цифровой экономики основой образовательного процесса должна стать инновационность и воспитание поколения, способного генерировать инновации и обучаться в течение всей жизни. Все это многообразие компетенций будет формировать личность, устойчивую к современной цифровой действительности. Трансформация высшего образования в условиях повсеместной цифровизации требует соответствующего уровня инфраструктуры, уровня цифровых компетенций педагогов, их готовности к изменениям. Ведь цифровые технологии кардинально меняют содержание и форму подачи курсов. Высшее образование должно работать на опережение, формируя цифровую компетентность выпускников, превышающую существующую номенклатуру знаний, умений и навыков.
128-133 48
Аннотация
Общей тенденцией в развитии налоговой политики стран ЕАЭС стало проведение мер, направленных на снижение налоговой нагрузки для малого и среднего бизнеса. Но процессы гармонизации не могут проходить быстрыми темпами в связи с существующими особенностями налоговых систем стран, стремящихся к объединению. Это в первую очередь различия в налоговом законодательстве государств-членов союза, вовторых, макроэкономические показатели различаются достаточно сильно. В статье проведен анализ доходов, расходов и профицита (дефицита) республиканского бюджета стран-участниц ЕАЭС и выявлены их основные отличия. В процессе исследования выявлено, что страны ЕАЭС имеют разные подходы к административно-территориальному делению и имеют разные налоговые ставки. Кроме вышесказанного, системы налогообложения стран ЕАЭС отличают подходы к прямому и косвенному налогообложению, а также разнится состав взимаемых налогов. Большое внимание в статье уделено вопросам стремительного развития информационно-коммуникационных технологий и в связи с этим возникающей необходимости в трансформации налогообложения в цифровой экономике. Определены основные проблемы в налогообложении электронной коммерции и обоснована необходимость в развитии новых технологий, позволяющих идентифицировать сделки, совершаемые в киберпространстве. Автором отмечено, что несовершенство налогового законодательства стран-участниц ЕАЭС в части регулирования налогообложения электронной коммерции также является существенным препятствием в этой области. В заключение в статье сделан обзор мер, направленных на решение вопросов, связанных с улучшением эффективности администрирования электронной коммерции. Решению подлежат вопросы, связанные с установлением минимального порога стоимости, требует доработки процедура администрирования НДС при сделках в форматах В2В и B2С и многое другое. Причем следует учитывать, что фискальный эффект должен быть выше стоимости администрирования этого процесса.
134-140 805
Аннотация
В статье рассматриваются возможности использования относительной динамики показателей для принятия управленческих решений. Проводится сравнение метода абсолютной динамики экономических показателей и метода относительной динамики. Показаны преимущества использования темпов роста показателей по сравнению с их абсолютной динамикой для аналитических целей. Так, если анализируются показатели, имеющие разные единицы измерения, то выявленные отклонения в абсолютном измерении являются несоразмерными и, следовательно, не могут сравниваться между собой. Напротив, использование метода относительной динамики позволяет оценить изменение анализируемых показателей в относительном измерении, как правило, в процентах. Это дает возможность сравнить динамику несоизмеримых показателей, сделать аналитические выводы для принятия управленческих решений. В статье приводятся примеры использования метода относительной динамики показателей для оценки эффективности технической, сырьевой, кадровой и финансовой политики производственного бизнеса. В частности, показан методический подход к оценке эффективности использования основных средств на основе относительной динамики показателей технической политики бизнеса. Также показаны возможности оценки финансовой устойчивости бизнеса посредством сравнения темпов роста таких важных показателей финансовой политики, как стоимость собственного капитала и стоимость имущества. Учитывая, что в реальной действительности финансовое положение и эффективность функционирования бизнеса постоянно меняются, необходимо регулярно проводить мониторинг его производственно-хозяйственной деятельности. В этом случае появляется возможность выявления недоработок в управлении бизнесом и своевременного принятия управленческих решений, направленных на устранение негативных тенденций и повышение эффективности предпринимательской деятельности.
141-146 54
Аннотация
В статье отмечено, что статусу, форме и разработке содержания учетной и налоговой политики до сих пор не уделяется достаточного внимания. Анализ действующих в настоящее время форм учетной и налоговой политики имеет существенные недостатки и пробелы. В теоретических изданиях Казахстана принято нормативные законодательные акты РК подразделять на 4 уровня. Учетная политика, занимая четвертый уровень среди нормативных документов РК, к сожалению, до сих пор не получила должной оценки и должного места в организации национальной системы учета. Трудные к пониманию обороты речи в русском и казахском переводах МСФО создают препятствия как в применении МСФО на практике, так и в разработке на предприятиях локальной учетной и налоговой политики. В статье рекомендованы конкретные примеры в методологический раздел учетной и налоговой политики «Модели признания, оценки и учета основных средств – класс «Персональные компьютеры и офисное оборудование». На цифровых примерах двух таблиц показаны в динамике учетные записи и стоимостное движение персональных компьютеров: стадия приобретения, текущего признания и прекращения признания. Оформленная и утвержденная учетная и налоговая политика, должна иметь статус нормативного документа для внутреннего использования и предъявляться для ознакомления всем контролирующим и вышестоящим органам.
147-153 53
Аннотация
Система финансового контроля государства – неотъемлемый атрибут государственной власти. Повышение ее эффективности будет способствовать укреплению финансового, бюджетного и налогового порядка. Формирование эффективной системы государственного финансового контроля путем решения сложных задач и выявления перспективных направлений развития – актуальная задача страны. Любое направление деятельности государства формируется на основе задач, которые необходимо реализовать в будущем для достижении целей. В обеспечении полного, а также своевременного исполнения бюджета Министерством финансов проводится работа по повышению качества планирования и исполнения бюджета, оптимизации и повышению эффективности процесса исполнения бюджета и казначейского обслуживания счетов государственных учреждений, государственных закупок, предупреждению финансовых нарушений при использовании бюджетных средств государства. Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан наряду с ведомством, реализующим функции в сфере внутреннего финансового контроля в пределах компетенции Центрального исполнительного органа, занимается контролем за использованием бюджетных средств на республиканском и местном уровнях на основании законодательства Республики Казахстан. Кроме того, Комитет в своей деятельности уделяет особое внимание целевому и эффективному использованию бюджетных средств, выделяемых для реализации Послания Первого Президента. Подводя итоги, в целях обеспечения эффективности и результативности использования бюджетных средств, недопущения их неэффективного использования, деятельность Комитета финансового контроля МФ РК будет направлена на защиту интересов бюджета путем дальнейшего повышения эффективности внутреннего государственного финансового контроля и совершенствования методов его проведения во взаимодействии с другими органами.
154-159 46
Аннотация
В данной статье уточнено, что мобилизационная подготовка экономики является важнейшей составной частью организации обороны и безопасности любого государства. Подробно раскрыто социально-экономическое содержание таких категорий, как «мобилизация», «мобилизационность» «мобилизационная экономика», «мобилизационные развертывания» и «экономическая мобилизация». Определены основные признаки мобилизационной экономики и особенности экономической мобилизации, рассмотрены особенности экономической мобилизации. Подчеркивается, что необходимость в экономической мобилизации возникла исторически сравнительно недавно – в период Первой мировой войны, когда были развернуты многомиллионные армии, для обеспечения которых потребовались огромные материальные ресурсы. Проанализирован мировой опыт мобилизационного развертывания в годы Первой мировой войны: изучен опыт западноевропейских государств на примере Германии, Англии и Франции, а также Японии. Установлены причины, которые мешали быстрому развертыванию военного производства. Обосновывается, что мобилизационное развертывание экономики как процесс превращения военно-экономического потенциала страны в реальную оборонную мощь зависит от многих факторов, в том числе от общих экономических возможностей государства, степени готовности его экономики к переходу на режим военного времени и обеспечению своевременного производства военной продукции в необходимых объемах и ассортименте. На основе проведенного анализа автором сформулированы определенные выводы, которые могут учитываться и в настоящее время при решении задач мобилизационной экономики во многих странах, в том числе и в Республике Казахстан.

ТУРИЗМ: МИРОВОЙ ОПЫТ

160-164 45
Аннотация

Статья посвящена внедрению инновационных методов в гостиничном бизнесе отеля «Terra». Изобретение, предложенное Аpple ресторану в отеле «Terra» – использование iPad, станет революционной инновацией в ресторанной деятельности отеля «Тегга», заменив привычные меню старого образца. В результате применения инновации выигрывают как ресторан, так и гости: интерактивное электронное меню становится каналом связи между ними и позволяет администрации отеля «Terra» корректировать меню блюд и вносить в него новые блюда. Также инновационным методом подъема нагрузки ресторана «Томирис» является наличие QR-кода. Благодаря времени работы и контактной информации ресторана «Томирис», включенного в QR-код, увеличивается количество заказов, которые необходимо доставить в офисы и жилые помещения. С помощью QR-кода ресторан будет информировать своих клиентов об акциях, лотореях, розыгрышах, запускать различные программы лояльности, проводить голосование и интерактивные опросы, оперативно получать доступ к отзывам клиентов о ресторане. QR-код – это маркетинговая инновация, которая показывает отличные результаты в организации ресторанного бизнеса. Также через квадрат двумерного штрих-кода можно указать сайт ресторана, пригласить гостей присоединиться к группам в социальных сетях, подписаться на информационную рассылку, содержащую новости ресторана. Используя инновационные технологии, отель «Terra» получает доступ к новейшим технологиям, инновационным новшествам нового века и получает высокий доход.


ТРИБУНА МОЛОДОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

165-172 77
Аннотация
Авторы статьи рассматривают причины разрыва между странами СНГ и странами-лидерами в сфере цифровой экономики, а также инвестиционную привлекательность данной сферы для иностранных инвесторов. Если в прошлом столетии нефтяные и горнодобывающие предприятия были драйверами экономики, то в ХХI в. цифровые технологии не только проникли во все сферы жизнедеятельности, но и стали основными движущими силами мировой экономики, чем обусловлена актуальность данной статьи. При написании статьи были использованы сравнительный анализ и исторический метод исследования событий, явлений и процессов, которые оказали существенное влияние на сложившуюся ситуацию в странах СНГ. Исследование показало, что страны СНГ являются импортерами информационно-коммуникационных технологий, а доля экспорта незначительна. Это связано со стагнацией цифровых технологий постсоветских стран, так как страны постсоветского пространства жили в социалистическим режиме почти 70 лет, который сдерживал развитие бизнеса в сфере высоких технологий. Также трудности патентования изобретений, недостаточное финансирование, отсутствие соответствующих нормативно-правовых актов, недостаточный уровень инфраструктуры еще больше увеличивают отрыв от цифровизации. Кроме того, экономика стран СНГ до сих пор ориентируется преимущественно на традиционные отрасли промышленности и низкие технологии, куда в основном направлены зарубежные инвестиции.
173-179 53
Аннотация
В статье проведена систематизация механизмов государственной поддержки экспорта в Российской Федерации в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Показано, что в Российской Федерации функционирует сложная многоуровневая система поддержки экспорта, включающая широкий спектр финансовых и нефинансовых механизмов. Раскрыты механизмы трансформации инструментов поддержи экспорта в условиях ограничений, налагаемых пандемией коронавируса. Углубление и расширение интеграции в рамках ЕАЭС зафиксировано в качестве ключевой задачи в Концепции внешней политики всех государств-членов Евразийского экономического сообщества. Отмечается, что общими усилиями можно эффективнее бороться с последствиями мирового экономического кризиса и, по сути, всемирного карантина, вызванного последствиями Covid–19. Российский рынок составляет значительную часть для импортных поставок предприятий стран-членов Евразийского экономического союза. Это гигантский рынок сбыта разнообразной продукции. В современных условиях целесообразно развитие механизмов поддержки экспорта, направленных прежде всего на оказание адресной поддержки несырьевого неэнергетического экспорта компаний, подверженных конъюнктурным рискам, возникающим в том числе под влиянием пандемии COVID–19.
180-187 63
Аннотация
Экономика образуется под воздействием многочисленных объективных для данной страны факторов, обеспечивающих успех нововведений. Долгосрочными детерминантами эволюции инновационного развития экономики выступают такие факторы, как размеры страны, богатство разных видов ресурсов, специфика исторического развития институтов государства и форм предпринимательской деятельности. В статье особое внимание уделено характеристике базовых факторов влияния и особенностей их проявления в экономике Казахстана. В качестве внешних ограничений инновационного развития рассмотрены тип хозяйственной системы, открытость экономической системы государства, а также место промышленного комплекса страны в международном разделении труда. Сделан вывод о том, что в условиях глобализации тенденции современного изменения экзогенных факторов инновационного развития в целом неблагоприятны для повышения инновационной активности в рамках большинства отраслей промышленности Казахстана. В качестве внутренних факторов рассмотрены конкуренция, институты и инновации. Фундаментом инновационной экономики являются знания как производственный ресурс. Представлена классификация знаний по типам знаний: базовый уровень знаний, «продвинутое» знание и инновационное знание, а также показана особая роль сетевых структур в условиях глобальной коммуникации. Целенаправленное управление системой динамичных факторов инновационного развития экономики и разработка механизмов преобразования нового знания в продуктовые и/или технологические нововведения призваны способствовать повышению эффективности этого процесса. При этом отмечается, что адаптивность институтов к инновационным процессам более важна, чем концентрация ресурсов на приоритетных направлениях отраслей промышленности.
188-194 57
Аннотация
В статье рассматривается эффективность различных международных практик в освоении инновационной среды малого и среднего бизнеса и создании инновационного потенциала в Казахстане. Сектор малого и среднего бизнеса считается неотъемлемой частью каждой экономики мира, на это имеется много объяснений, такие, как увеличение рабочих мест и рост ВВП, поэтому существует огромное количество различных практик, применяемых для повышения эффективности и продуктивности этого рынка. В данном исследовании приводятся не только возможные меры улучшения деловой среды малого и среднего бизнеса в целом, но и конкретные меры, направленные на прямое стимулирование субъектов малого и среднего бизнеса. В то время как некоторые развитые страны внедряют новейшие инновационные финансовые платформы, такие, как привлечение малого и среднего бизнеса к IPO, для развивающихся стран существует возможность борьбы с бедностью в сотрудничестве с международными организациями, которые предоставляют специальные учебные программы мирового уровня для малого и среднего бизнеса. Кроме того, подчеркивается важность оцифровки операционных процессов малых и средних предприятий, основываясь на примере компаний, успешно интегрировавших технологии. Даже учитывая тот факт, что различные практики могут внести значительный индивидуальный вклад, статья утверждает, что политика создания инновационной среды должна быть многосторонней, включающей различные виды деятельности, осуществляемые одновременно, сосредоточиваясь не только на государственной поддержке, но и на внедрении новых инновационных проектов с помощью государства. Полученные выводы дают основание для принятия данных методик и практик в развитии малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан и странах Центральной Азии.
195-201 54
Аннотация
В статье рассмотрена взаимосвязь между влияниями инновационных факторов и валовым региональным продуктом. В качестве факторов выбраны статистически наблюдаемые показатели: уровень автивности в области инноваций и объем инновационной продукции (товаров, услуг). Расчеты выполнены методом корреляционного анализа по тринадцати областям и трем городам республиканского значения. Использованы официальные статистические данные за 2011–2019 гг. Корреляционный анализ по статистическим данным по Республике Казахстан показал сильную или тесную корреляционную зависимость между рассматриваемыми параметрами. Показан уровень активности в области инноваций за 2011–2019 гг., даны источники финансирования объема инновационной продукции за 2011–2019 гг., рассчитаны корреляционные коэффициенты в целом по Республике Казахстан и по регионам. В корреляцию были включены следующие переменные: валовой региональный продукт, уровнень активности в области инноваций, объем инновационной продукции. Применен метод статистической обработки данных, т.е. корреляционный анализ. Корреляционный анализ выявляет тесноту исследуемых объектов. Математическая обработка полученных данных осуществлялась с помощью компьютерных программ с применением пакетов «Excel», «Statistica 10». Оценивается взаимосвязь между переменными валового регионального продукта и уровнем активности в области инноваций, а также взаимосвязь между переменными валового регионального продукта и объемом инновационной продукции. Сделан вывод о том, что выделенный государством объем инновационной продукции и уровень активности в области инновации значительно влияют на уровень ВРП.
202-207 47
Аннотация
В статье рассматриваются теоретико-методологические основы и опыт оценки развития некоторых наиболее известных интеграционных объединений мира. В современных условиях практически ни одна страна мира не может эффективно развиваться без взаимодействия с другими странами. Государства объединяются, исходя из своих политических, экономических, геополитических или геоэкономических интересов, для реализации которых создаются различные интеграционные группировки. Сегодня в мире насчитывается около 300 действующих региональных торговых соглашений, включая соглашения об экономической интеграции, об образовании таможенных союзов и соглашения с частичной областью действий, распространяющихся на определённый перечень продукции. Цели участия стран в интеграционных объединениях могут различаться в зависимости от уровня их экономического развития. При этом успешные интеграционные объединения имеют «ядро интеграции» – страну или группу стран, являющихся движущей силой интеграционных процессов. Интеграционный потенциал – это совокупность природных, производственных, трудовых, финансовых, интеллектуальных и других ресурсов стран-участниц интеграционного объединения, совместное взаимовыгодное использование которых способно обеспечить интеграционный эффект, выражающийся в дополнительных выгодах и преимуществах для стран-участниц. Сама идея сравнивать интеграционные объединения по набору показателей не новая. Подобные исследования проводились многими международными организациями, научно-исследовательскими институтами, регулирующими органами интеграционных объединений, для того чтобы оценить, насколько создание той или иной интеграционной группировки соответствует интересам международной экономики в целом.
208-213 42
Аннотация
Анализ эффективности государственного управления является одной из самых актуальных проблем как в теории, так и на практике. Для дальнейшего развития социально ориентированного государства в Казахстане все более важным становится исследование теоретико-методологических проблем определения эффективности местных органов власти. Практическая значимость выполненного авторами исследования состоит в том, что разработанные и аргументированные в нем теоретические положения, методологические подходы и практические выводы позволяют определить перспективы развития системы межбюджетных отношений как на республиканском, так и на региональном уровнях управления, обосновать направления реализации поставленных в связи с этим задач, способствуют позитивным социально-экономическим преобразованиям, происходящим в регионах Казахстана. Исследование проблем формирования межбюджетных отношений находится и в центре внимания экономической науки. В этой связи авторами в статье определены задачи по повышению эффективности работы местных органов власти и реформированию системы межбюджетных отношений. Предметом исследования выступает взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления при модернизации межбюджетных отношений для обеспечения социально-экономического развития региона, повышения уровня экономической эффективности местных органов власти. Оценки эффективности деятельности органов государственной власти становятся важным инструментом в инновационных управленческих технологиях.
214-218 60
Аннотация
Бренд как понятие и как тема исследования широко обсуждается в академическом мире. Изучению брендов и брендов городов посвящено немалое количество научных статей зарубежных ученых. Также следует отметить, что нет общего понимания бренда как концепции среди экспертов и исследователей. К примеру, одни исследователи определяют бренд как торговую марку, которая имеет высокую репутацию у потребителя, другие с брендом связывают понятие имиджа. Каждый ученый или специалист принимает во внимание специфику бренда или нюансы бренда, и это все усложняет интерпретацию бренда, а также его управление. Когда дело доходит до понятия городского бренда, ситуация такая же. Существует множество определений, объясняющих, что означает это понятие. Например, брендом города называют целый комплекс общих ассоциаций, которые возникают у жителей и гостей города при упоминании этого города. Однако следует отметить, что формирование бренда города – это комплекс мероприятий, направленных на создание определенного имиджа города. В этом случае создание бренда всего города является гораздо более сложной и неоднозначной концепцией, чем брендинг человека или продукта, поскольку целевой аудиторией города являются все граждане, туристы, чиновники и потенциальные инвесторы. Таким образом, статья посвящена определению и систематизации понятий «бренд» и «городской бренд». Автор статьи провел анализ вышеперечисленных терминов, которые представлены в научных публикациях и научных журналах в области маркетинга, брендменеджмента, экономики и международного менеджмента.
219-225 45
Аннотация

В статье обоснованы приоритетные направления инновационно-технологического развития агропромышленного комплекса Казахстана на современном этапе. Как и в целом национальная инновационная система Казахстана, научно-инновационная инфраструктура агропромышленного комплекса страны, включая сельское хозяйство, демонстрирует низкую способность выработать критическую массу разработанных отечественными учеными и внедренными в производство наукоемких инновационных технологий. Сложившаяся ситуация усугубляется низким финансово-инвестиционным потенциалом предпринимателей-фермеров и отсутствием эффективной системы разработки и распространения востребованных инновационных знаний и технологий среди сельхозпроизводителей, как это широко применяется в мировой практике. Для решения данных проблем авторами проведено теоретическое обоснование возможностей применения механизма государственно-частного партнерства и развития деятельности центров распространения инновационных знаний. В соответствии с передовой мировой практикой данные меры выступают основными направлениями повышения научно-инновационного потенциала предпринимателей-фермеров Казахстана. На основе анализа международного опыта применения основных форм государственно-частного партнерства в научно-инновационной сфере агропромышленного комплекса предложены первоочередные меры по активизации участия институциональных инвесторов в долгосрочном финансировании наукоемких проектов в сельском хозяйстве. В заключение представлены рекомендации по дальнейшему повышению научно-инновационного потенциала сельхозпроизводителей страны, включая меры государственной и институциональной поддержки инновационных процессов, а также механизмы создания сети распространения инновационных знаний среди фермеров.

226-231 46
Аннотация
В статье приведены элементы и пути совершенствования механизма инновационного развития земледелия в Туркестанской области в условиях пандемии. Земледелие является важнейшей отраслью сельского хозяйства, оказывающей влияние на продовольственную безопасность страны, и служит для развития сырьевой базы для агропромышленного комплекса. Однако пандемия, охватившая весь мир, оказала существенное негативное влияние на развитие сельского хозяйства Казахстана, в том числе и на развитие земледелия. Этот эффект наблюдался во всех секторах отрасли, в связи с чем не вызывает сомнений, что развитие аграрной экономики Туркестанской области и, соответственно, получение эффективного результата невозможно без развития инновационной деятельности в данном секторе и совершенствования механизмов планирования развития растениеводства. Особенностями современного развития отечественного земледелия являются износ его материально-технической базы, низкий инвестиционный потенциал отрасли, высокие производственнофинансовые риски, неудовлетворительное состояние земельных угодий, неразвитость системы семеноводства, а также несбалансированность межсекторального обмена. Все это свидетельствует о необходимости своевременного обоснования приоритетных направлений планирования инновационного развития растениеводства, а также необходимости комплексной экономической оценки их реализации. Требуют глубокого изучения методические вопросы внедрения технико-технологических и биологических инноваций, имеющихся на региональном, республиканском и мировом агропродовольственных рынках. Вместе с тем во время пандемии возникает необходимость изменения функций органов управления в сфере агропромышленного
комплекса. В связи с этим в данной работе большое внимание уделяется вопросам совершенствования инструментов управления местных исполнительных органов в сфере сельского хозяйства.
232-239 50
Аннотация
Статья посвящена поиску решения вопроса продовольственной безопасности, являющегося жизненно важным для каждой страны. В статье обосновывается значение пищевой отрасли страны в обеспечении продовольственной безопасности посредством обеспечения населения продуктами питания в широком ассортименте, что дает сбалансированность питания благодаря использованию современных ресурсосберегающих технологий. Авторы отмечают выгоды производственной переработки сельскохозяйственного сырья в готовые продовольственные товары и значение пищевой индустрии для социально-экономического развития страны. Авторы указывают на такие характерные особенности организации отрасли, как объединение переработки многообразия сырья, производств различных видов продуктов питания и напитков, зависимость от природно-климатических особенностей территорий и уровня их экономического развития. В статье обоснованы факторы развития пищевой отрасли. Отмечается, что на уровень развития пищевой отрасли оказывают влияние покупательная способность населения и инвестиционная привлекательность региона, происходящие под влиянием научно-технического прогресса изменения потребительского спроса и предпочтений. Также представлен обзор мирового рынка пищевой промышленности, тенденций его развития, дана характеристика отраслей стран, отмечены ведущие компании индустрии. Определены основные проблемы, тормозящие развитие пищевой отрасли страны. Обозначены меры по их решению на основе имеющегося в стране потенциала на основе государственно-частного партнерства, предоставления преференций предпринимателям с целью активизации их деятельности, объединения усилий всех стейкхолдеров.
240-244 48
Аннотация
Телекоммуникационная отрасль – одна из немногих отраслей национальной экономики, которая сумела пережить период общего спада в национальном хозяйстве и в настоящее время является привлекательной нишей для привлечения инвестиций. Данная отрасль характеризуется как «кровеносная» система государства. Кроме того, телекоммуникационная отрасль является важнейшим сектором экономики, обеспечивающим функционирование и согласовывание всех государственных систем, и, безусловно, в настоящее время обозначена как динамично развивающаяся. Все это обусловливает интерес и актуальность проведения авторского исследования. В статье рассмотрен понятийный аппарат изучения реального сектора экономики в рамках управленческих подходов. Обусловлены и конкретизированы основные позиции Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года и программы «Цифровой Казахстан» в рамках стратегического планирования национальной экономики. Систематизированы вопросы развития телекоммуникационного рынка, который становится важнейшим элементом экономического развития Республики Казахстан и укрепления авторитета страны в международном сообществе. На примере АО «KazTransCom» показана производственная деятельность предприятия телекоммуникационной сферы с учетом использования элементов современного менеджмента, в том числе модели компетенций. Показаны результаты авторского исследования, цель которых – достижение стратегических целей персоналом конкретного предприятия. В статье рассмотрены вопросы качественного роста телекоммуникационной системы, конкурентоспособности отрасли. Акцентировано внимание на современных отраслевых тенденциях и перспективах. По результатам проведенного исследования сделаны соответствующие выводы, связанные с целесообразностью проведения мониторинга.
245-249 84
Аннотация
В рамках одного из основных направлений реализации государственной программы «Цифровой Казахстан» предусмотрена цифровизация отраслей экономики, в задачи которой включены построение и эффективное функционирование интеллектуальной энергосистемы. Современная мировая экономика переживает культурный сдвиг в сторону цифровой трансформации, основные процессы переводятся в цифровой бизнес, обеспечивая техническую оптимизацию, новые потоки доходов и возможности создания ценности. Авторы статьи рассматривают вопросы внедрения цифровых технологий в деятельность предприятий энергетической отрасли. Отмечается, что, несмотря на понимание актуальности цифровизации, цифровая зрелость предприятий отрасли еще недостаточна, что усиливает значимость объединения предприятий отрасли в консорциум. В данной статье обосновывается использование цифровых технологий в энергетике для решения таких традиционных проблем, как охват услугами энергетических компаний всех регионов страны, обеспечение бесперебойного и достаточного объема услуг энергоснабжения, снижение уровня цены и защита окружающей среды. Авторами определены и обоснованы основные факторы трансформации энергетических систем: цифровизация, децентрализация и декарбонизация, сформулированы критерии перехода предприятия в статус цифрового, отмечены его преимущества. В статье обозначены основные технологии цифровой трансформации и особенности их применения: искусственный интеллект (Artificial Intelligence), блокчейн, большие данные (Big Data) и управление данными, приведены факты зарубежной практики цифровизации энергетической отрасли
250-257 98
Аннотация
Природный газ занимает одно из ведущих мест в энергосистеме современного мира. Все больше стран используют экологически чистое сырье для внутренних нужд, отходя от потребления угля в связи с политикой декарбонизации. Статья представляет обзор и анализ данных по двум лидерам по залежам природного газа в Европе: Норвегии и Нидерландам. Особое внимание уделено истории развития газового рынка королевств и его влиянию на становление данной отрасли в Европейском сообществе и в мире. Рассматриваются как наиболее крупные месторождения Тролль и Гронинген, так и малоизвестные небольшие месторождения, открытые на данный момент, такие, как Экофикс, Фригг, Дроген, Озберг, ОрменЛанг, F4B, K5A, F4, FA и другие. Разработка нефтяных ресурсов и газовых ресурсов на Норвежском континентальном шельфе шла разными путями с момента начала первой промышленной добычи углеводородов в 1971 г. Все лицензиаты на Норвежском континентальном шельфе несут ответственность за продажу собственного газа. В противовес Нидерланды, которым для разработки Гронингенского месторождения были необходимы очень большие вложения, разработали новый тип контракта «take or pay» – «бери или плати», а цена газа была привязана к цене на нефть для возврата большого количества государственных инвестиций. В статье подведены некоторые итоги по развитию отрасли в данных странах.
258-264 82
Аннотация
Стремительное развитие фармацевтического рынка определяется его жизненным приоритетом, поскольку человечество с самого начала жизни требует регулярного потребления лекарств и медицинских изделий для поддержания уровня здоровья, необходимого для полноценной жизни. Фармацевтический рынок – важная отрасль экономики любой страны, критерий экономического и социального развития, благосостояния населения. Развитая фармацевтическая промышленность страны является высокоинновационным показателем ее экономики. Сегодня фармацевтика стала самой прибыльной отраслью для инвесторов. Фармацевтический рынок Казахстана – самый крупный и структурированный в Центральной Азии. Однако он слабее по сравнению с рынком ЦВЕ (Центральная и Восточная Европа) с точки зрения деловой среды и ее объема. В статье кратко рассказывается, как были созданы некоторые из нынешних фармацевтических компаний и как они достигли зрелости. Есть ряд проблем, с которыми сталкивается индустрия открытия лекарств в целом, независимо от того, является ли компания крупной фармацевтической компанией или биотехнологической компанией, которая только начинает работать в настоящее время. Целью настоящего исследования является анализ текущего состояния фармацевтического рынка Казахстана, включая краткий экскурс в историю его развития и ближайшие перспективы, на базе данных следующих международных и отечественных организаций. В статье рассматривается фармацевтический рынок Казахстана, включая производство основных фармацевтических продуктов, а также проводится SWOT-анализ фармацевтической отрасли Казахстана, описано понятие рынка лекарств, проанализированы экономические законы, применяемые на рынке, и его особенности.
265-268 44
Аннотация
Целью работы является исследование роли человеческого фактора в антикризисном управлении. Кризис – объективное явление в социально-экономической системе. Это представление согласуется с пониманием того, что в основе функционирования и развития социально-экономической системы лежит управляемая деятельность человека. Желание эффективно управлять ею может выражаться в стремлении расширять сферу управления, т.е. снижать долю неуправляемых процессов. Кризис – явление неизбежное и нормальное для рыночной организации хозяйства, но совершенно ненормальное для общества по своей принципиальной антигуманной социально-дарвинистической сущности, разрушающее духовную основу развития социума. Кризис всегда считается падением в большей или меньшей степени, уходом или прыжком назад, сдачей позиций. По мнению многих западных исследователей, образовательная подготовка более эффективна в производстве и использовании людьми своего «капитала здоровья»: они ведут здоровый образ жизни, выбирают не слишком опасные и вредные для них профессии и т.д. Кроме того, высшее образование и состояние здоровья в любом случае могут иметь самостоятельный эффект.
269-273 44
Аннотация

Корпоративное управление является необходимым условием для осуществления успешной деятельности банка на конкурентном рынке. В свою очередь, эффективно построенная система помогает организации увеличить прибыль, определить верный вектор развития, так как корпоративное управление обеспечивает основу для постановки целей, и определить инструменты для их достижения и контроля. Банкам, которые планируют быть конкурентоспособными, повысить свою конкурентоспособность перед западными банками, необходимо вплотную заняться вопросами корпоративного управления: укрепить систему корпоративного управления или выстроить эффективную систему управления, а также наладить отбор надежных контрагентов. АО «Народный Банк Казахстана» внедряет аналогичную практику корпоративного управления, так же как и в других организациях группы «Halyk», для получения единого понимания принципов корпоративного управления во всей группе. Тема корпоративного управления интересна как компаниям реального сектора экономики, так и их партнерам, контрагентам для повышения капитализации. Принципы корпоративного управления разрабатываются для достижения экономических целей, повышения доверия инвесторов, верного распределения капитала компаний.

274-278 47
Аннотация
Ликвидность является важным фактором для нормального функционирования рынка ценных бумаг. Глубоко ликвидные рынки позволяют инвесторам приобретать или продавать большие объемы ценных бумаг без влияния на их цены. Ликвидность ценных бумаг может влиять на их цену и частоту сделок: инвесторы могут продавать бумаги с дисконтом или будут ждать подходящего покупателя с адекватной ценой. В странах с развивающимися рынками наблюдается низкая ликвидность корпоративных облигаций. Во время кризиса на рынке возникает риск ликвидности и становится крайне сложно продать бумаги, которые в нормальных условиях редко торгуются. С точки зрения иностранных инвесторов, рисковыми могут быть облигации, выпущенные в местной валюте. Во время рыночного стресса, корреляция между ликвидностью и прочностью местной валюты становится положительной. На некоторых развивающихся рынках существует проблема ценообразования облигаций в результате редких сделок с облигациями. Отсутствие ежедневных цен на корпоративные облигации при низкой ликвидности государственных облигаций также является проблемой. К примеру, на рынке облигаций Чили, несмотря на наличие институциональных инвесторов, отсутствовала ежедневная рыночная стоимость облигаций в силу низкой ликвидности рынка. Автором проведен анализ сделок с корпоративными облигациями за последние пять лет. Была выявлена низкая частота торговых сделок, и как следствие, отсутствие актуальных цен по всей длине доходности процентных ставок. В результате, на казахстанском рынке ценных бумаг функционирует фрагментарная кривая доходности процентных ставок с доходностями на нескольких сроках погашения.
279-285 59
Аннотация
В статье исследуется вопрос о конфликте интересов на государственной службе и его профилактике. Первая угроза конфликта интересов заключается в нарушении баланса между личными интересами государственных служащих и общественными интересами. Второй риск – конфликт интересов снижает уровень общественного доверия к лояльности и беспристрастности государственных служащих. В статье анализируется конкретная форма конфликта интересов в Казахстане – дарения подарков, в частности, изучаются две формы политики – политика нулевого подарка и политика ограниченного запрета на подарки. С одной стороны, подарочная политика может полностью запрещать прием подарков с целью предотвращения возможных конфликтов интересов. Эта политика нулевого подарка предполагает полный запрет на дарение и принятие подарков, независимо от цены. Установление нулевой политики влияет на уровень доверия к государственной власти, так как граждане знают точно, что на результат работы государственного служащего никакие факторы не влияют. Однако это существенное ограничение свободы действий государственных служащих. С другой стороны, политика дарения подарков может определять правила принятия подарков для государственных служащих как на рабочем месте, так и в нерабочее время. Если государственным служащим все же разрешается дарить подарки, то возникает вопрос установления приемлемой цены. Такой подход подразумевает принятие политики ограниченного запрета на подарки и тем самым способствует развитию осознанности государственных служащих. По выводам, сделанным автором, предлагается более благоприятная для Казахстана политика.

ОБРАЗОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ: МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ

286-293 47
Аннотация
В статье рассматриваются процессы государственного финансирования высшего образования с учетом международного опыта. Теоретически рассматривается содержание высшего образования. Общественные и личные выгоды в высшем образовании определяют его как квазиобщественное благо. Мировая практика свидетельствует о государственном финансировании высшего образования. В странах мира государство полностью или частично финансирует высшее образование. Определяющим фактором человеческого капитала является высшее образование. Государственные гранты на высшее образование являются формами ваучеров и применяются по принципу «деньги следуют за студентом». Но есть казахстанская особенность реализации принципа, заключающегося в предоставлении государственного образовательного гранта вузу, выбранному абитуриентом. При этом выявлены социальные риски и нагрузки на абитуриентов, в том числе психологические, стрессовые, вызывающие необходимость «перезагрузки» Программы выделения государственных грантов и в целом системы образования после COVID–19. В образовании обосновывается необходимость смены курса с заучивания академических знаний на логику мышления, приобретения профессиональных компетенций. Приведены относительно низкие результаты участия казахстанцев в международных сопоставительных исследованиях PISA, PIAAC, ICILS. Относительно низкий уровень образования казахстанской молодежи имеет системный характер. Государственное финансирование высшего образования в первую очередь желательно предназначать для выпускников средних школ из малообеспеченных и бедных семей.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1562-2959 (Print)