Preview

Вестник университета «Туран»

Расширенный поиск

Влияние пандемии коронавируса на финансовые механизмы вузов Казахстана

https://doi.org/10.46914/1562-2959-2021-1-2-224-230

Аннотация

Цель статьи – рассмотрение процесса перехода системы высшего образования на дистанционную форму обучения в условиях пандемии COVID–19. Несмотря на единый переход к дистанционному обучению, высшие учебные заведения отличаются стратегией его организации. Был произведен анализ высших учебных заведений страны и принятых ими мер по переводу преподавателей и студентов на онлайн-обучение. В ходе анализа был выделен ряд задач, с которыми столкнулись высшие учебные заведения во время перехода к новому формату дистанционного обучения, включая отсутствие инфраструктуры и материально-технической базы, трудности с адаптацией учебных материалов к новому формату, недостаток квалификации сотрудников и опыта удаленной работы. Пандемия показала необходимость в получении дополнительных бюджетных средств на развитие цифровой образовательной среды, повышение квалификации профессорско-педагогического состава, а также на создание рабочих мест при университетах для студентов, потерявших работу в кризис, которая позволяла им оплачивать обучение и сопутствующие расходы по проживанию.Таким образом, учитывая все вышеупомянутые трудности по переходу на дистанционное обучение, для полноценного функционирования высших учебных заведений и предотвращения потенциального роста безработицы необходимо увеличение затрат. В статье также рассматриваются предложения о необходимости внесения соответствующих изменений в управленческие и финансовые модели в сфере образования.

Об авторах

Д. А. Аширбекова
Университет Туран
Казахстан

Докторант.

Алматы



Г. Ж. Нурмуханова
Университет Туран
Казахстан

Доктор экономических наук, профессор.

Алматы



Список литературы

1. Абанкина И., Винарик В., Филатова Л. Государственная политика финансирования сектора высшего образования в условиях бюджетных ограничений // Журнал Новой экономической ассоциации. – 2016. – № 3 (31). – С. 111–142.

2. Абанкина И.В., Абанкина Т.В., Филатова Л.М. Ловушки дифференциации в финансировании российских вузов // Актуальные проблемы экономики и права. – 2016. – Т. 10. – № 2. – С. 38–58.

3. Абдрахманова Г., Гохберг Л., Ковалева Г., Суслов А. Внутренние затраты на развитие цифровой экономики. ИСИЭЗ, 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/news/281236984.html

4. Артюхов А.А. Некоторые аспекты теории и практики организации «дистанционного обучения» при изучении географии в основной школе (рус.) // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – Т. Выпуск 5. – С. 51. – ISSN 2303-9868. – doi:10.23670/IRJ.2021.107.5.111

5. Баранников К.А., Лешуков О.В., Назайкинская О.Л., Суханова Е.А., Фрумин И.Д. Уроки «стресстеста». Вузы в условиях пандемии и после нее (июнь 2020). Аналитический доклад. URL: https://drive.google.com/file/d/1GMcBIoP8ITzE_WDVh4nFksX6lceotZY3/view.

6. Беляков С.А., Клячко Т.Л. Российское высшее образование: модели и сценарии развития. – М.: Дело. – 2013.

7. Деброк Л. Новая эра очного образования: масштабируемая система интерактивного взаимодействия // Вопросы образования / Educational Stu- dies Moscow. – 2018. – № 4. – С. 44–59.

8. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2013 года № 440 «Об утверждении Методики подушевого нормативного финансирования среднего образования».

9. Закон о науке РК от 18 февраля 2011 года № 407-IV. Ст. 27 Закона о науке РК от 18 февраля 2011 года № 407-IV.

10. Клячко Т.Л., Мау В.А. Будущее университетов. Статья 1. Глобальные тренды. Общество и реформы // Общественные науки и современность. – 2015. – № 3. – С. 5–18.

11. Клячко Т.Л., Мау В.А. Будущее университетов. Статья 2. Российские тенденции // Общественные науки и современность. – 2015. – № 4. – С. 5–25.

12. Клячко Т.Л., Синельников-Мурылев С.Г. Стратегия для России: образование. – М.: Дело. – 2018.

13. Клячко Т.Л., Синельников-Мурылев С.Г. О реформировании системы финансирования вузов // Вопросы экономики. – 2012. – № 7. – С. 14–32.

14. Платонова Д.П., Кузьминов Я.И., Фрумин И.Д. Университеты на перепутье: Высшее образование в России. М.: Изд. дом ВШЭ. – 2019.

15. Федосов В.М., Буряк Л.Д., Бутаков Д.Д. и др. Государственные финансы. Учеб. пособие для студентов экон.вузов и фак. под ред. В.М. Федосова, С.Я. Огородника и В.Н. Суторминой. – К.: Лыбидь, 1991. – 276 с.

16. GouëdardP.,PontB.,ViennetR.(2020)EducationResponsestoCOVID-19:ShapinganImplementation Strategy // 2nd Meeting of Country Representatives for the Implementing Education Policies Project (Virtual meeting, 2020, June 10–11). URL: http://www.oecd.org/officialdocuments/publicdisplaydocumentpdf/?cote=ED/EDPC/RD(2020)9&docLanguage=En.

17. Niazi S. Extension of caste quotas to shake up higher education //University World News. – 2019. URL: //https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20190117124356721.

18. Remote Online Exams in Higher Education during the COVID-19 Crisis. Paris: OECD. – 2020. URL:https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/f53e2177-en.pdf?expires=1608971675&id=id&accname=guest&checksum=4A619EF7DB121EE-17585FA51ED5DD77C.

19. Olmos-López P., Sunderland J. Doctoral supervisors’ and supervisees’ responses to co-supervision // Journal of Further and Higher Education. – 2017. Vol. 41. No. 6. – P. 727–740.

20. Ren Lili, Chaolin Huang, Yeming Wang, Xingwang Li, Jianping Zhao. Clinical features of patients infected with 2019 novel coronavirus in Wuhan, China // Lancet. – 2020. Vol. 395, iss. 10223. – P. 497–506. – ISSN 0140-6736. – doi:10.1016/S0140-6736(20)30183-5

21. Salmi J. Higher Education Equity Policies across the Globe // International Higher Education. – 2019. – No. 98.


Рецензия

Для цитирования:


Аширбекова Д.А., Нурмуханова Г.Ж. Влияние пандемии коронавируса на финансовые механизмы вузов Казахстана. Вестник университета «Туран». 2021;(2):224-230. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2021-1-2-224-230

For citation:


Ashirbekova D.A., Nurmukhanova G.Zh. Influence of the coronavirus pandemic on the financial mechanisms of Kazakhstani universities. Bulletin of "Turan" University. 2021;(2):224-230. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2021-1-2-224-230

Просмотров: 570


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1562-2959 (Print)
ISSN 2959-1236 (Online)