Preview

Вестник университета «Туран»

Расширенный поиск

Комплексный отраслевой обзор рынка высшего образования Казахстана: тренды и вызовы

https://doi.org/10.46914/1562-2959-2024-1-1-337-354

Аннотация

Высшее образование в Казахстане занимает центральное место в процессе социально-экономического прогресса страны. В последние десятилетия рынок высшего образования Казахстана претерпел значительные изменения. Стремительное развитие технологий, интеграция в мировое образовательное пространство и изменения в экономической и социальной сферах привели к пересмотру потребностей и ожиданий от высшего образования. В представленной статье осуществляется анализ системы высшего образования Республики Казахстан с акцентом на выделение ключевых трендов и вызовов. Основной фокус исследования направлен на изучение динамично развивающегося и высококонкурентного рынка высшего образования, в котором активно функционируют как государственные, так и частные образовательные учреждения. Основная цель данного исследования заключается в детальном освещении сложившихся условий и тенденций на рынке высшего образования в Казахстане. Для достижения этой цели были применены различные методы, включая контент-анализ, кабинетный метод сбора данных, сравнение и обобщение. Основой для анализа послужили вторичные данные: обзор актуальных источников и научных публикаций за последние пять лет из международных и местных баз данных, статистические данные и аналитические отчеты. Результаты исследования предоставляют объективный взгляд на текущее состояние, структуру, участников и направления развития рынка высшего образования в Казахстане в период 2017–2022 гг. Исследование подчеркивает важность вопросов регионального развития, обеспечения широкой доступности высшего образования, активной интеграции новейших технологий и обучающих методологий, а также формирования всеобъемлющего и инклюзивного образовательного пространства.

Об авторах

А. Д. Исаева
Университет Нархоз
Казахстан

Докторант.

Алматы



Л. К. Баймагамбетова
Университет Нархоз
Казахстан

К.э.н., ассоциированный профессор.

Алматы



Список литературы

1. The Human Capital Index Update. URL: https://www.worldbank.org/en/publication/human-capital (accessed: 15.09.2023)

2. Топ вузов РК, больше всех заработавших на грантах от государства. URL: https://forbes.kz/actual/education/studencheskaya_dolya_1681179501/В%20минувшем%20году%20расходы%20государственного,увеличился%20на%2021%2C9%25 (дата обращения: 15.09.2023)

3. Материалы Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики. URL: stat.gov.kz/official/industry/17/statistic/6 (дата обращения: 15.09.2023)

4. QS WUR: в глобальный рейтинг вошли 21 вуз из Казахстана // Официальный веб-сайт Министерства науки и высшего образования. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/sci/press/news/details/581099?lang=ru (дата обращения: 15.09.2023)

5. Сколько стоит обучение в вузах РК в новом учебном году? URL: https://forbes.kz/actual/education/skolko_stoit_obuchenie_v_vuzah_rk_v_novom_uchebnom_godu/#:~:text=Расчетная%20стоимость%20обучения%20за%20весь,обучение%20составляет%201%20млн%20тенге.https://prodengi.kz/post/skolko-stoit-vyssee-obrazovanie-v-astane-i-almaty (дата обращения: 15.09.2023)

6. Садыханова Г., Абуова А. Казахстанский рынок услуг высшего образования: анализ конкурентной среды // Central Asian Economic Review. – 2019. – № 3. – С. 22–37.

7. Mughan S., Sherrod Hale J., Woronkowicz J. Build it and will they come?: the effect of investing in cultural consumption amenities in higher education on student-level outcomes // Research in Higher Education. 2022, pp. 60–91.

8. Thanassoulis E., Kortelainen M., Johnes G., Johnes J. Costs and efficiency of higher education institutions in England: A DEA analysis // Journal of the Operational Research Society. 2011, pp. 1282–1297.

9. Ahn E.S., Dixon J., Chekmareva L. Looking at Kazakhstan’s higher education landscape: From transition to transformation between 1920 and 2015 // 25 Years of Transformations of Higher Education Systems in Post-Soviet Countries: Reform and Continuity. 2018, pp. 199–227.

10. Jonbekova D. et al. Development of university–industry partnerships in Kazakhstan: Innovation under constraint // International Journal of Educational Development. 2020. Т. 79. Р. 1–10.

11. Sagintayeva A. et al. The road to autonomy: Governance reforms in Kazahkstan’s system of higher education since independence. Cambridge University Press, 2017.

12. Hartley M. et al. Learning autonomy: Higher education reform in Kazakhstan // Higher Education. 2016. Vol. 72. Р. 277–289.

13. Независимое агентство по обеспечению качества в образовании. Болонский процесс в Казахстане URL: https://iqaa.kz/vysshee-obrazovanie/bolonskij-protsess/bolonskij-protsess-v-kazakhstane (дата обращения: 15.09.2023)

14. Kerimkulova S., Kuzhabekova A. Quality assurance in higher education of Kazakhstan: a review of the system and issues // The Rise of Quality Assurance in Asian Higher Education. 2017, pp. 87–108.

15. Saparova N., Kireyeva A., Orynbet P., Alimbekova G., Amirova A. Analysis of the development of higher educational institutions in the regions of Kazakhstan // Problems and perspectives in Management. 2023, pp. 244–256.

16. Anafinova S. The role of rankings in higher education policy: Coercive and normative isomorphism in Kazakhstani higher education // International Journal of Educational Development. 2020, pp. 1–13.

17. Образование в Казахстане // Официальный веб-сайт Министерства науки и высшего образования. URL: https://www.gov.kz/article/128171?lang=ru (дата обращения: 15.09.2023)

18. Moldashev K., Tleuov A. Response of Local Academia to the Internationalization of Research Policies in a Non-Anglophone Country // Education Policy Analysis Archives. 2022. Vol. 30. No. 56. P. 56.

19. Chankseliani M., Qoraboyev I., Gimranova D. Higher education contributing to local, national, and global development: new empirical and conceptual insights // Higher Education. 2021. Vol. 81. P. 109–127.

20. Bordiyanu I.V., Mambetkaziyev A.E. Problems and prospects for the development of digitalization in the sphere of education and science in the universities of new generation // Bulletin of Turan University. 2022. P. 268–275.

21. Молдашев К.Б., Кучумова Г.Ж., Малгельдинов Н.С. Стратегические меры реагирования университетов на вызовы пандемии: систематический обзор литературы и кейс Казахстана // Central Asian Economic Review. 2023. No. 5. P. 127–141.

22. Unesco Higher Education Global Report. URL: https://www.right-to-education.org/sites/right-to-education.org/files/resource-attachments/UNESCO_Higher%20Education%20Global%20Data%20Report_Working%20document_May2022_EN_0.pdf (accessed: 10.09.2023)

23. История трех девальваций: тенге подешевел к доллару в 80 раз. URL: https://informburo.kz/stati/devalvaciy-tenge-tenge-podeshevel-k-dollaru-v-80-raz-.html (дата обращения: 15.09.2023)

24. Миннауки: более 89 тысяч казахстанских студентов нуждаются в общежитии // Sputnik Kazakhstan. 2022. URL: https://ru.sputnik.kz/20220816/bolee-89-tysyach-kazakhstanskikh-studentov-nuzhdayutsya-v-obschezhitii--minnauki-26750116.html (дата обращения: 01.05.2023)

25. 4 вуза перенесут в Конаев: стали известны подробности. URL: https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/4-vuza-perenesut-v-konaev-stali-izvestnyi-podrobnosti-510329/ (дата обращения: 15.09.2023)

26. Концепция развития высшего образования и науки в Республике Казахстан на 2023–2029 годы. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000248 (дата обращения: 15.09.2023)

27. Bucea-Manea-Țoniş R. Artificial intelligence potential in higher education institutions enhanced learning environment in Romania and Serbia // Sustainability. 2022. Vol. 14. No. 10. P. 2–18.

28. Чукотаев М.Н., Нуртазина Е.М. Инклюзивное образование в Казахстане: проблемы и перспективы // Академия профессионального образования. – 2017. – № 1. – C. 31–38.

29. Для граждан с особыми потребностями разработали Концепцию высшего и послевузовского образования // Пресс-служба Министерства науки и высшего образования РК. Arna Press. URL: https://www.arnapress.kz/nauka-i-obrazovanie/222821-dlya-grazhdan-s-osobymi-potrebnostyami-razrabotali-koncepciyu-vysshego-i-poslevuzovskogo-obrazovaniya (дата обращения: 01.05.2023)

30. Аналитический отчет о реализации параметров Болонского процесса в вузах Республики Казахстан // Национальный центр развития высшего образования. URL: https://enic-kazakhstan.edu.kz/ru/analitika/otchety-1 (дата обращения: 15.09.2023)


Рецензия

Для цитирования:


Исаева А.Д., Баймагамбетова Л.К. Комплексный отраслевой обзор рынка высшего образования Казахстана: тренды и вызовы. Вестник университета «Туран». 2024;(1):337-354. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2024-1-1-337-354

For citation:


Issayeva A.D., Baimagambetova L.K. Comprehensive industry review of Kazakhstan higher education market: trends and challenges. Bulletin of "Turan" University. 2024;(1):337-354. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2024-1-1-337-354

Просмотров: 449


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1562-2959 (Print)
ISSN 2959-1236 (Online)